На границе русской Вандеи

Бывший СССР 
0
122
Время на чтение 12 минут
Дмитрий Шмарин. «Красные пришли. Расказачивание». Скриншот с сайта shmarin.ru

Дмитрий Шмарин. «Красные пришли. Расказачивание». Скриншот с сайта shmarin.ru

Несмотря на сотни принятых на федеральном уровне документов, казаки остаются последним репрессированным народом России

Указ президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года о реабилитации репрессированных народов Крыма привлек общественное внимание к результатам реабилитации других народов СССР, пострадавших от репрессий в 1920-40-е годы. «Русская планета» вспоминает, как фактически проходил процесс реабилитации казаков в современной России.

Репрессии против казаков

В начале ХХ века этническое сообщество казаков Российской империи включало 11 казацких войск: Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Сохранялись живые традиции казачества в Запорожье, на Полтавщине, в некоторых других областях Восточной Украины. Общая численность казаков России в этот период, по разным оценкам, составляла от 7 до 9 млн человек.

 Антисоветский плакат, 1918 год. Источник: historydoc.edu.ru (http://historydoc.edu.ru)

 Антисоветский плакат, 1918 год. Источник: historydoc.edu.ru

Казакам было свойственно прочно укорененное в народном менталитете собственно казацкое мировосприятие, особое уважение к праву родовой собственности на землю, почитание людей старшего возраста и офицеров, крайне настороженное отношение к революционным агитаторам из «москалей» и «кацапов».

Эти факторы делали народ казаков крепким орешком для Советской власти. Большевики не ошибались в своих выводах, когда считали, что при наличии жизнеспособного казацкого анклава внутри страны абсолютно монополизировать власть в захваченном ими государстве не получится. Уже в декабре 1917 года Ленин, выступая на заседании ВЦИК, заострил внимание собравшихся однопартийцев, что на казацком Дону «имеются все условия для возникновения русской Вандеи, находящейся в опасной близости от Москвы».

Дмитрий Шмарин. "Расказачивание" (http://shmarin.ru) / скриншот с сайта shmarin.ru

Дмитрий Шмарин. «Расказачивание». Скриншот с сайта shmarin.ru

На рубеже 1918-1919 годов видный функционер большевиков, член Донского облревкома Исаак Рейнгольд сформулировал кредо антиказацкой политики революционной власти. «Казаков, по крайней мере огромную их часть, - писал Рейнгольд, - надо рано или поздно уничтожить, просто истребить физически, <...> ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица - вооруженный лагерь, каждый хутор - крепость».

Содержание аналитических умозаключений лидеров большевизма не расходилось с конкретными действиями. 8 апреля 1919 года Донбюро РКП(б) выпустило такую, например, директиву: «...Является насущной задачей вопрос о полном, быстром, решительном уничтожении казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества».

До революции 1917 года народ казаков был в России одним из самых зажиточных, бедность в казацких семьях считалась пороком, признаком «неказацкой жизни» главы семейства или родовым проклятьем. Именно поэтому одной из первоочередных задач Советской власти на землях Казацкого Присуда стало разграбление казаков - верный способ посеять в казацкой среде настроения обреченности и уныния.

В конце 1919 года красный командарм Филипп Миронов, сам по происхождению донской казак, был вынужден жаловаться во ВЦИК: «Казачье население стонет от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса. <...> Восстания в казачьих областях повсеместно вызываются искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество».

После разгрома белых армий большевики немедленно приступили к тотальной зачистке Юга России от казацкого населения. С Дона, Кубани и Терека выселялись целые станицы, а затем в зачищенные казацкие селения массами перевозились жители великорусских и украинских губерний.

Делегация казаков из Краснодара в зале заседаний учредительного съезда Всероссийского патриотического движения «Отчизна», 22 февраля 1992 года. Фото: Федосеев / РИА Новости

Делегация казаков из Краснодара в зале заседаний учредительного съезда Всероссийского патриотического движения «Отчизна», 22 февраля 1992 года. Фото: Федосеев / РИА Новости

На Кавказе Советская власть широко практиковала стравливание казаков с горскими народами. Особенно усердствовал здесь в уничтожении казачества известный большевик Серго Орджоникидзе. Только при одном эпизоде выселения казаков Сунженской линии из станиц Калиновской, Ермоловской, Самашкинской, Романовской, Михайловской и Асиновской из 75 тысяч казаков, преимущественно стариков, женщин и детей, было убито красноармейцами более 35 тысяч человек. Подобных примеров можно приводить множество.

По имеющимся статистическим данным к 1926 году на Дону оставалось не более 45% от дореволюционного казацкого населения, на Кубани - не более 60%, в других войсках - до 25%. Более всех пострадало Уральское казацкое войско, на территории которого оставалось к этому году не более 10-12% этнических казаков.

Жесточайшие репрессии против казаков продолжились и в период коллективизации 1928-1931 годов. Принудительные реквизиции зерна, обобществление земли, сельхозинвентаря и лошадей привели к чудовищному голоду, причем на самых доселе хлебородных землях страны. По усредненным подсчетам современных демографов, на Юге России и в Украине погибло в этот период не менее 10 млн человек. Хотя убыль собственно казацкого населения в этот период уже никто специально не считал, понятно, что из погибших от голода 10 млн человек весьма значительную часть составили этнические казаки.

«Казацкая карта» в колоде Бориса Ельцина

Массовость и активность казацкого движения на рубеже 1990-х годов, его первоначально широкая поддержка на Юге России не только этническими казаками, но и русскими людьми, определила заинтересованность властной элиты «ельцинского круга» в привлечении на свою сторону политических симпатий казаков. В Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года, подписанном тогдашним председателем Верховного Совета РСФСР Ельциным, провозглашалось право казаков на территориальную и политическую реабилитацию, а также на возмещение материального ущерба, причиненного репрессиями.

Забайкальские казаки в день официального перехода на государственную службу, 13 февраля 1997 года. Фото: ИТАР-ТАСС

Забайкальские казаки в день официального перехода на государственную службу, 13 февраля 1997 года. Фото: ИТАР-ТАСС

Важной особенностью этого документа о реабилитации было, хотя и завуалированное, но все же признание этнической субъектности казаков. Статья 2 этого Закона определяла народ казаков как «культурно-этническую общность людей», что, конечно же, являлось своего рода постсоветским эвфемизмом понятия «этнос». Современные пропагандистские слоганы о казаках как о «воинском сословии», «братстве людей воинского духа», равно как и прочие внеэтнические определения в тексте Закона «О реабилитации репрессированных народов» не употреблялись.

Вместе с тем очевидно, что этот Закон принимали в основном в пропагандистских целях. В нем полностью отсутствует хотя бы намек на механизм его реализации на практике. Фактическая реализация декларативных установок Закона от 26 апреля 1991 года становится возможной только в случае принятия дополнительных, адресованных конкретным министерствам и ведомствам подзаконных актов.

Две концепции реабилитации

Первыми документами такого рода стали Указ президента РФ от 1 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» и Постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июля 1992 года № 3321-1.

В концептуальном отношении эти подзаконные акты были совершенно разными.

Постановление Верховного Совета РФ исходило из прежнего признания казаков «культурно-этнической общностью», то есть самобытным народом, а потому признавало право казаков на создание общественных (то есть де-факто национальных) казацких объединений, равно как и право этих объединений на самоуправление и обладание общественными (войсковыми) землями. Логика Постановления ВС РФ «О реабилитации казачества» предопределяла дальнейший логичный ход реабилитации казаков - от разработки нормативно-законодательной базы к организационно-управленческим мероприятиям самих казацких общественных организаций при финансировании этих мероприятий из государственного бюджета.

Донской кадетский корпус, 18 мая 1997 года. Фото: Владимир Веленгурин / ИТАР-ТАСС

Донской кадетский корпус, 18 мая 1997 года. Фото: Владимир Веленгурин / ИТАР-ТАСС

Указ президента РФ Бориса Ельцина № 632 был построен на совершенно иных основаниях. Культурно-этническая статусность казаков, по логике неотменяемая, постоянная и принадлежащая конкретному человеку по факту рождения от родителей-казаков, была заменена в Указе статусом госслужащего. Понятно, что статус госслужащего есть категория временная, подчеркнуто внеэтническая, а следовательно, могущая быть присвоенной государственным распоряжением человеку любой национальности. Так на рубеже 1990-х годов были созданы условия для появления презираемых общественностью «ряженных казачков».

Указ Ельцина № 632 от 15 июня 1992 года стал первым, но, к сожалению, не последним документом, обозначившим постепенный отход российского государства от реабилитации казаков как конкретного, самобытного народа. Соответственно, изменилась и официальная риторика государственных документов. Из них полностью исчезло определение казаков как «исторически сложившейся культурно-этнической общности людей». Одновременно в документах, а также в статьях и выступлениях чиновников появился весьма неясный термин «возрождение казачества», который каждое заинтересованное лицо могло трактовать по-своему.

В практическом плане Указ № 632 узаконил право государства назначать «в казаки» только тех граждан, которые были членами так называемых реестровых казачьих обществ, зарегистрированных специальными постановлениями государственной власти РФ. Тем самым российское государство попыталось достичь в отношении казацкого этносоциума, по-видимому, тех же целей, которые впервые в истории были актуализированы в Речи Посполитой в 1572 году.

Грамота польского короля Сигизмунда II Августа от 5 июня 1572 года провозглашала набор трехсот так называемых реестровых казаков на государственную службу. Основной целью этого указа была возможность внесения раскола в среду казачества путем покупки лояльности его ярких представителей за «добрую господарскую мзду». Первоначально набирали в польский реестр, главным образом, тоже «ряженных», то есть тех людей, которые не могли отождествлять свои личные интересы с интересами этнического казачества: зажиточных крестьян (хлопов) королевских имений, а также мелких украинских шляхтичей, склонных к пропольскому коллаборационизму. После организации реестрового войска Речь Посполитая стала признавать казаком только того, кто был вписан в королевский реестр. За всеми другими польские власти не признавали не только казацких прав, но и самого названия «казак».

Реабилитация реестра

В середине девяностых годов идеология разделения российского казачества на общественное (де-факто не признаваемое властью как этносоциальный партнер) и реестровое (фактически являющееся структурой государственной профессиональной службы) получила дальнейшее законодательное оформление.

В августе 1995 года за № 835 был издан Указ президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», который утвердил в качестве основного нормативного документа «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в РФ». Затем 16 апреля 1996 года в один день было утверждено подписью президента РФ Б. Ельцина сразу три указа. Указ № 562 - «Положение о Главном управлении казачьих войск при Президенте РФ» (впоследствии отмененный). Указ № 563 - «Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе». А также Указ № 564, которым устанавливались льготы, предоставляемые казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной службы.

<a href=Владимир Путин на встрече с атаманами войсковых казачьих обществ в станице Вешенская, 25 мая 2005 года. Фото: Сергей Жуков / ИТАР-ТАСС" />

Владимир Путин на встрече с атаманами войсковых казачьих обществ в станице Вешенская, 25 мая 2005 года. Фото: Сергей Жуков / ИТАР-ТАСС

Профессиональные эксперты невысоко оценивают реальную социальную и экономическую эффективность всех принятых в 90-х годах законодательных и правоприменительных актов в отношении казачества. Казачий генерал, атаман Оренбургского войскового казачьего общества в 1998-2010 годах Владимир Глуховский в своем специализированном докладе подверг критике государственную политику РФ по реабилитации казаков. «Созданием нормативной базы по развитию только реестрового казачества России, - пишет атаман Глуховский, - был фактически реализован план по созданию суррогатного "казачества" - своего рода аналог общероссийского ЧОПа, имеющего весьма мало общего с подлинным казачьим народом».

Эту оценку разделяет российский политолог Фаиль Ибятов. В статье «О казачестве без пристрастий и мифов» он негативно оценивает результат замещения в законодательстве России критерия этничности казаков на социальный критерий профессионального исполнения госслужбы в Реестре. «Ни к чему хорошему для династии Романовых, - указывает политолог, - решение о подмене этнического статуса казаков сословным не привело. Ныне на те же грабли наступает актуальная администрация Российской Федерации. При проведении антитеррористических операций в Чечне у убитых боевиков нередко находили удостоверения "чеченских казаков", выданные в Грозном».

Круговорот реабилитационного законотворчества

Целесообразность укрепления социальных и политических позиций казачества в недавнее время нашла формальную поддержку на высшем уровне российской государственной власти. К проблеме реабилитации казаков обратился президент России Владимир Путин в статье «Быть сильными: гарантия национальной безопасности для России». «После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, - подчеркнул президент, - по сути - геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства - всячески помогать казакам».

Владимир Путин уже не в первый раз обращается к проблематике «возрождения казачества». Осенью 2005 года генерал Геннадий Трошев организовал встречу войсковых атаманов с Путиным. По результатам состоявшегося обсуждения проблем президент России выступил с законодательной инициативой по принятию Закона РФ «О государственной службе казачества». Закон был разработан в кратчайшее время и вступил в силу 5 декабря 2005 года. К существенным изменениям в этнокультурном, управленческом и социально-экономическом аспектах реабилитации народа казаков данный документ, к сожалению, не привел.

Очередная вспышка надежд народа казаков на фактическую, а не декларативную реабилитацию появилась в связи с утверждением 3 июля 2008 года очень долго готовившейся «Концепции государственной политики в отношении российского казачества». Энтузиазм в казацкой среде был упрочен также созданием в январе 2009 года Совета при президенте РФ по делам казачества.

Эти два события инициировали невиданную доселе активность чиновников. Председатель Совета по делам казачества в короткий срок сформировал состав данного совещательного органа. К участию в Совете были привлечены представители всех профильных министерств, а также координаторы от региональных властей юга России. Русская православная церковь назначила в Совет своего куратора - митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. В настоящее время состав Совета, включая откомандированных к участию в нем координаторов от министерств, в количественном отношении превышает 200 человек. Правда, в составе Совета по делам казачества практически не оказалось этнических казаков.

Работа этого совещательного органа в настоящее время не слишком эффективна. Новые нормативные акты, появившиеся в период 2009-2013 годов по инициативе Совета по делам казачества, фактически дублируют или в лучшем случае непринципиально дополняют ранее существовавшие документы. Все они в итоге оказываются малоэффективными, поскольку в большинстве случаев не имеют целевого финансирования и не направлены на развитие реальной социальной инфраструктуры и хозяйственной деятельности казацких обществ.

Митинг в Ростове-на-Дону в поддержку политики действующего президента Владимира Путина, 31 октября 2007 года. Фото: Сергей Венявский / РИА Новости

Митинг в Ростове-на-Дону в поддержку Владимира Путина, 31 октября 2007 года. Фото: Сергей Венявский / РИА Новости

В итоге, на сегодняшний день казаки являются единственным из репрессированных народов России, в отношении реабилитации которого разработана целая система нормативной документации. За двадцать лет только на федеральном уровне принято два закона, две концепции государственной политики в отношении казачества, одна федеральная целевая программа, одна региональная программа и около двух сотен указов президента РФ и постановлений правительства.

Явная избыточность законодательной базы не продвигает вперед, к сожалению, реальную реабилитацию казацкого народа в важнейших аспектах. Реабилитация других народов России, например чеченцев, ингушей и калмыков, осуществленная при минимуме законодательных решений в 1950-60-х годах прошлого века, выглядит совершенно иначе. Реабилитация этих народов шла не по пути выпуска многостраничных, благопожелательных законов, а по пути реального признания государством их этнического статуса. Этим народам было предоставлено право на формирование автономных республиканских структур в составе России, а также возможности для самостоятельного формирования планов своего национально-регионального развития. При наличии этих базовых условий, экономическая, этнокультурная и даже демографическая реабилитация народов, как показывает мировая и российская практика, происходит как бы сама собой - последовательно и планомерно.

Николай Лысенко, доктор исторических наук, директор Центра исследований Кавказа и Востока Европейского института JUSTO

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Николай Лысенко
Все статьи Протодиакон Николай Лысенко
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40