Мертворожденное дитя Евросоюза. Десять лет назад была одобрена Конституция ЕС

Десять лет назад - 18 июня 2004 года - на специальном саммите Европейского союза был одобрен текст первой Конституции ЕС. Однако в силу документ так и не вступил, став первым реальным предвестником будущих институциональных проблем самого Евросоюза. Сегодня, когда идеи евроинтеграции активно буксуют, ряды евроскептиков множатся на глазах, но при этом Сербия и другие балканские страны не сомневаются в «мессианской» роли ЕС, полезно вспомнить, что именно предлагали авторы евроконституции и почему их усилия не увенчались успехом.

Текст документа под более точным названием «Договор о введении Конституции для Европы» был окончательно подписан в Риме 29 октября 2004 года. По замыслу руководства ЕС он должен был заменить все прежние учредительные акты данной организации и упорядочить систему принятия решений в Евросоюзе с учетом произошедшего ранее в том году его масштабного расширения. Текст основного закона ЕС готовился в течение трех лет и оказался (наряду с Конституцией Индии от 1950 года) самым объемным конституционным актом в мире. В него вошли 450 статей, а сам текст подготовлен на 20 официальных языках ЕС.

Сутью данного документа явились отказ от консенсуса и права вето отдельных стран при принятии решений, сокращение членов Еврокомиссии и отказ от полугодичной ротации действующего председателя ЕС. Кроме того, особые полномочия получали президент ЕС и министр иностранных дел, способные проводить самостоятельную, а не «консенсусную» линию. [1]

Понятно, что столь революционные изменения требовали поддержки со стороны граждан всех стран ЕС. И вот на этом этапе Конституция ЕС и была похоронена. В мае-июне 2005 года жители Франции и Нидерландов на референдумах с интервалом в несколько дней отвергли проект основного закона ЕС. Против документа проголосовали 55% французов и 62% голландцев. [2] В результате на саммите ЕС в июне 2007 лидеры Евросоюза договорились разработать вместо Конституции гораздо более умеренный «Договор о реформе», который был подписан в декабре 2007 в Лиссабоне. Вспоминая те драматические для брюссельской бюрократии события, занимавший в 1999-2004 годах пост комиссара ЕС по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген считает, что Евросоюз стал жертвой попытки одновременно реализовать два крупных проекта - «углубления» евроинтеграции и расширения самой организации. Он полагает, что теоретически «задним числом нужно было бы признать правоту французов, которые всегда говорили: сначала углубление, потом расширение». [3] 

А уже в 2008 году на просторах Евросоюза забушевал финансовый кризис, и все антикризисные проекты и стратегии оказались «завязанными» на проблему слабой управляемости ЕС - как политической, так и экономической. Выяснилось, что «облегченные» консенсусные нормы Лиссабонского договора мешают Европе мобилизоваться. 

Наиболее наглядно внутренние слабости Евросоюза проявились в конце 2011 года, когда в организации возник серьезный раскол по вопросу создания бюджетно-налогового союза. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил тогда, что для его страны неприемлем отказ от финансового суверенитета в том случае, если бы европейские агентства по контролю за банковским, страховым и фондовым рынками стали вмешиваться в деятельность британского Сити.

При этом Кэмерон сослался именно на Лиссабонский договор, заявив, что он в своем существующем виде дает право странам-членам ЕС решать подобные вопросы по отдельности и не нуждается в дискриминирующих отдельные государства поправках.

Помимо британцев, на незавершенность процессов централизации ЕС традиционно сетуют немцы, на плечи которых, собственно говоря, и легло основное бремя по выведению из кризиса всей еврозоны. Неудивительно, что если Лондон считает нынешнюю самостоятельность стран-членов ЕС вполне отвечающей британским интересам, то Берлин блокирует запуск наиболее радикальных механизмов финансового оздоровления до тех пор, пока центральные органы ЕС не получат реальный контроль над национальными бюджетами, банками и налоговыми системами. В этой связи весьма справедливой видится мысль, озвученная германским представителем в неправительственном Европейском совете по иностранным делам Хансом Кунднани. Он считает, что в отношении его страны работает принцип «больше денег - больше проблем»: «Мощные усилия Германии по отстаиванию своих экономических интересов будут продолжать создавать проблемы в отношениях с ее западными партнерами». [4]

С другой стороны, неэффективность и чрезмерная политизированность брюссельской бюрократии сами по себе являются дестабилизирующим фактором. В Европейском союзе «все так хорошо уже понимают друг друга, что даже и не голосуют или голоса в основном не считают. Подразумевается, что большинство из присутствующих автоматически, сознательно и политически корректно поддерживает почти каждый из проектов, предложенных руководством Европейского парламента (или Европейской комиссии, или Совета)», - свидетельствует экс-президент Чехии Вацлав Клаус. [5]

Неудивительно, что и сегодня, спустя десять лет после одобрения так и не состоявшейся евроконституции, Европейский союз трудно считать эффективно функционирующим институтом.

Примечания:

[1] eur-lex.europa.eu

[2] news.bbc.co.uk

[3] Ферхойген Г. Новая идентичность Европы // Internationale Politik. 2006. № 3. Май-июнь. С.13.

[4] Kundnani H. More Money, More Problems // International Politik. 2011. November/December. Vol.12. P.22.

[5] Клаус В. Где начинается будущее. М.,2011. С.211.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Петр Искендеров:
Все статьи автора
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от электрик
2020-10-17 21:25
«Цифровой» Китай: Опора на собственные силы
Новый комментарий от электрик
2020-10-17 21:13
По лекалам Билла Гейтса?
Новый комментарий от Валерий
2020-10-17 19:08
Остановить ковид-психоз!
Новый комментарий от Валерий
2020-10-17 18:31
Реабилитация идеологии
Новый комментарий от электрик
2020-10-17 16:43
О монархистах XXI века
Новый комментарий от дед
2020-10-17 15:28
Россия против превращения Луны в арену противостояния
Новый комментарий от электрик
2020-10-17 10:53