Среди многочисленных
этнических и религиозных общин Индии особняком стоят сикхи. Сикха трудно
не заметить в толпе - во-первых, его всегда можно узнать по
специфически повязанному тюрбану на голове, во-вторых - по внушительной
бороде и усам. Фамилия «Сингх» ("Лев") также позволяет безошибочно
определить сикха. Сикхи - серьезные люди. Их воинские качества славятся
не только по всей Индии, но и за ее пределами. Ссора с сикхами в свое
время стоила жизни легендарной Индире Ганди.
Что такое сикхизм
Сикхи - уникальная
этноконфессиональная общность, проживающая на северо-западе Индии,
прежде всего - в штате Панджаб, хотя немало сикхов и в соседних штатах
Харьяна, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш. Религия сикхов - сикхизм -
зародилась в XVI веке на территории современного Пакистана и
Северо-Западной Индии. В настоящее время во всем мире проживает до 26
миллионов сикхов, однако эта весьма крупная народность вплоть до
настоящего времени лишена собственной государственности. Индийский штат
Пенджаб, в котором преобладает сикхское население, лишь с оговорками
можно назвать сикхской автономией.
Пенджаб - колыбель сикхизма. Это богатейший сельскохозяйственный регион
современной Индии, климат которого благоприятствует развитию сельского
хозяйства и превращает регион в «житницу» современной Индии. Кроме того,
Пенджаб, что в переводе с санскрита означает «Пятиречье» (Панчанада),
является и историческим районом формирования индийской культуры. Именно
здесь появились первые государства долины Инда.
Здесь, в Пенджабе,
находилась точка пересечения двух важнейших религий Индии - индуизма и
ислама. Мусульманские завоеватели, проникавшие на территорию Индии из
Ирана, Афганистана, Центральной Азии, так и не смогли окончательно
подчинить себе индуистов и обратить их в ислам. Вынужденные
сосуществовать бок о бок, обе религиозные традиции неминуемо оказывали
друг на друга влияние. Следствием этого влияния и стало формирование
сикхизма как религии, впитавшей в себя и индуистские, и исламские
компоненты.
У истоков сикхизма стоял Гуру Нанак (1469-1539). Он
родился в районе современного Лахора, что в современной пакистанской
части Пенджаба. Именно Гуру Нанаку предписывают сочинение священной
книги сикхов «Ади Грантх». Индуист по происхождению, выросший в
окружении мусульман, Гуру Нанак заложил основополагающие столпы религии
сикхизма, сформулировав ее основные принципы - веру в единого и
всемогущего бога - Творца, медитацию как метод поклонения Творцу, учение
о посмертном «растворении» души, возвращении ее к Творцу.
Гуру Нанак
Вторым по значимости после Нанака среди сикхских гуру почитается Гобинд
Сингх (1666-1708). Именно ему приписывается создание «хальсы» -
сикхской общины, и самой сикхской нации, которая рассматривается как
особая нация самых свободолюбивых и справедливых людей. Гобинд Сингх
проповедовал равенство среди свободолюбивых сикхов и считал себя,
признаваемого остальными сикхами в качестве гуру, равным остальным
рядовым представителями хальсы.
Гобинд Сингх
Сикхизм, в отличие от того же ислама, отличается крайне лояльным
отношением к другим вероисповеданиям и культурам, что объясняется во
многом его синкретической природой, а также многонациональным составом
самой сикхской общины, которую помимо выходцев из Пенджаба пополняли
представители и многих других этнических групп Северо-Западной Индии. В
сикхизме не имела существенного значения и кастовая принадлежность, что
становилось привлекательным для представителей многих угнетаемых каст. В
то же время, основную массу сикхов составляли и составляют в настоящее
время представители главной пенджабской земледельческой касты - джаты.
Как от ислама, так и от индуизма сикхизм заимствовал достаточно жесткую
упорядоченность жизни своих адептов, в том числе в ее приватных
проявлениях. Так, сикхам не разрешается развод, вступление в брак
является возрастной обязанностью. Каждый сикх должен иметь при себе пять
священных атрибутов - пять «К»: кеш - длинные волосы, кангха - гребень
для поддержания волос, кара - стальной браслет, качх - трусы до колен и
кирпан - меч. Мужчины-сикхи носят большой тюрбан на голове, повязываемый
особым способом. Ношение тюрбана также является для сикхов священным
долгом, в связи с чем разрешается даже индийским военнослужащим и
полицейским.
Государство сикхов
Несмотря на декларируемое миролюбие и философский характер своей
религиозной доктрины, сикхи оказались весьма воинственной
этноконфессиональной общностью. К началу XVIII века сформировалась
особая воинская каста сикхов - «ниханги». В отличие от других членов
сикхской общины, ниханги давали клятву посвятить всю свою жизнь
воинскому ремеслу и умереть на поле боя. Естественно, что эти
пассионарии сикхской общины отвергали любые мирные промыслы и охотно шли
воевать, будь то за интересы сикхского государства или за любую другую
страну, в составе которой вследствие исторических перипетий оказывался
сикхский этнос. Вплоть до настоящего времени ниханги сохраняют верность
традициям, предпочитая работе вечное странствие и воинскую службу, а
также стремясь выделиться внешним видом - как можно более внушительной
бородой и высоким тюрбаном. Традиционные цвета нихангов - синий и желтый
- получили распространение среди всего сикхского этноса в целом и в
настоящее время являются также и официальными цветами
самопровозглашенного сикхского государства Халистан.
В
1716-1799 гг. существовала Сикхская конфедерация, которая с 1799 г.
превращается под руководством Ранджита Сингха в мощную Сикхскую империю.
В период своего расцвета Сикхская империя, ядро которой было создано
пенджабскими сикхами, одолевшими армию Великих Моголов, включала в свой
состав земли не только собственно Пенджаба, но и штатов Харьяна,
Химачал-Прадеш, Джамму, Дели, территории Чандигарха, Северо-западной
пограничной провинции Пакистана, Зоны племен Пакистана, Исламабадскую
территорию Пакистана и некоторые районы северо-восточного Афганистана.
Центральными городами империи стали Амритсар и Лахор.
Политическая система Сикхской империи достаточно сильно отличалась от
других индийских государств того времени. Фактически это была военная
демократия с сикхской общиной (хальсой) в роли официального центрального
органа управления. Именно община выбирала лидера сикхов, сердаров
провинций империи. При этом следует отметить, что сикхи в империи
составляли меньшинство населения - не более 10%, одновременно являясь и
правящей общиной. Подавляющее большинство населения Сикхской империи
(более 80%) составляли мусульмане, поскольку хальса распространила свою
власть прежде всего на исламизированные территории, вошедшие после
деколонизации Индийского полуострова преимущественно в состав Пакистана.
Постепенно сердары, руководившие отдельными областями Сикхской
империи, концентрировали в своих руках все большую полноту власти,
превращаясь в аналог традиционных индийских махараджей. Как и другие
индийские государства, Сикхская империя стала разъедаться внутренними
распрями, которые и способствовали ее завоеванию англичанами. Сикхская
армия дважды терпела поражение от британских колониальных войск - в
первой англо-сикхской (1845-1846 гг.) и второй англо-сикхской (1848-1849
гг.) войнах. В составе Британской Индии территория бывшего сикхского
государства была поделена частью на зависимые княжества во главе с
раджами и махараджами, частью - на территории центрального подчинения.
Сикхи, первоначально достаточно негативно отнесшиеся к британской
колонизации, в конечном итоге вполне вписались в колониальное общество.
Именно из сикхов в значительной степени формировались подразделения
полиции в северо-западных провинциях Британской Индии. Параллельно
сикхская община приобрела большой вес и в городах, где ее представляли
многие видные предприниматели и лица свободных профессий. В составе
британских колониальных войск были сикхские подразделения. Некогда
воевавшие за свою свободу сикхи оказались надежными союзниками
британцев, в первую очередь потому, что последние умело играли на
сикхско-мусульманских и сикхско-индуистских противоречиях. Сикхи, даже в
Пенджабе остававшиеся меньшинством, также видели в сотрудничестве с
британцами значительные преимущества.
Борьба за Халистан
После провозглашения суверенитета Индии и Пакистана полуостров Индостан
стали сотрясать многочисленные межнациональные конфликты. Наиболее
значительными из них по масштабам были индо-мусульманские конфликты,
переросшие в многолетнее противостояние Индии и Пакистана. Однако и
сикхи, не в меньшей степени, чем индуисты и мусульмане, оказались
втянутыми в межнациональные противоречия. Первыми их жертвами стали
сикхи, проживавшие в той части Пенджаба, которая осталась за Пакистаном.
Именно пакистанский Пенджаб с центром в Лахоре был колыбелью сикхской
религии и народа сикхов. Однако мусульманское большинство Пенджаба, не
утратившее память о господстве над ним сикхских сердаров, после
получения Пакистаном независимости сумело изгнать большую часть сикхов
на территорию соседней Индии. Масштабы сикхско-мусульманского конфликта в
пакистанском Пенджабе потрясают: его жертвами стали около миллиона
погибших и восемь миллионов беженцев. В ответ в индийском Пенджабе
начались мусульманские погромы, также завершившиеся эмиграцией
значительной части мусульман в Пакистан.
С индуистами отношения у сикхов складывались относительно ровно до
1970-х гг., пока сикхские общественные деятели не заговорили о
продолжающейся дискриминации сикхов со стороны индуистского
правительства Индии. Так началось формирование сикхского сепаратистского
движения, выступающего за создание по меньшей мере автономии, а по
максимуму - независимого государства сикхов под названием Халистан.
Сепаратистские настроения были сильны и в «Акали Дал» - крупнейшей
политической партии, объединяющей сикхов. Во многом благодаря активной
политической позиции партии «Акали Дал» был сформирован штат Пенджаб, в
котором сикхи составили более 65% населения. Однако радикальная часть
«акалистов» на создании собственного сикхского штата не остановилась.
Целью борьбы было провозглашено создание сикхского государства Халистан.
В 1975 году произошел окончательный раскол «Акали Дал» на относительно
либеральную часть, ориентированную на интеграцию в индийское общество и
участие в строительстве единого государства, и радикальную, настаивавшую
на самоопределении Халистана. Лидером радикальной части сикхского
движения стал Джарнайлу Сингху Бхиндранвале.
Одна из ключевых
линий противостояния в новейший период сикхской истории пролегла между
сикхами и ниранкари. Ниранкари - подветвь сикхизма, верующая в живого
гуру и рассматривающаяся другими сикхами как «предательская секта»,
ориентированная на ассимиляцию сикхского этноса в индуистском
большинстве.
В 1978 г. произошло крупное столкновение между
сикхами и ниранкари в городе Амритсар. Этот город, как известно,
является священным для сикхов - именно здесь находится знаменитый
«Золотой храм» и проживает внушительная сикхская община. Тем не менее,
ниранкари, которые также претендуют на руководящие позиции в сикхском
обществе, решились на проведение в Амритсаре своей конференции.
Естественно, что конференция закончилась массовыми столкновениями.
Тела сикхов убитых в результате штурма Золотого храма в Индии в 1984 году
Но наиболее крупномасштабные вооруженные действия сикхов против
центральной власти и их соперников - ниранкари - развернулись в
1980-1984 гг. В этот период было совершено 1200 террористических актов,
направленных против влиятельных политиков, полицейских, военнослужащих,
представителей индуистской общины, ниранкари, то есть - против всех «не
сикхов», оказавшихся на территории Пенджаба и соседних штатов Индии.
Здесь следует отметить, что в основе роста сепаратистского движения
сикхов в штате Пенджаб во многом лежат социально-экономические причины.
Как известно, штат является одним из наиболее развитых в экономическом
отношении, сикхская же община обладает достаточно устойчивыми позициями в
экономике, но реализовать свою политическую волю не способна по причине
концентрации власти в стране в руках индуистов. Имел место и банальный
конфликт нарождающейся контр-элиты с действующей элитой штата -
поскольку все ключевые позиции в экономике Пенджаба оказались заняты
индуистами, сикхской молодежи, в том числе и получившей образование, а
соответственно обладающей определенными амбициями, не оставалось иного
пути как покидать страну, уезжая в эмиграцию, либо становиться на путь
радикальной политической деятельности, рассчитывая на самореализацию уже
в суверенном сикхском Халистане.
Апогеем сикхско-индуистского
противостояния в 1980-е гг. стала операция «Голубая звезда»,
представлявшая собой атаку подразделений индийской армии и полиции на
«Золотой храм». Хармандир-сахиб, как называют его сикхи, был, согласно
легенде, основан в 1577 году Гуру Рам Дасом, выкопавшим водоем Амритсар,
давший название одноименному пенджабскому городу. Первый камень в
основание храма был заложен в 1588 году суфием Хазратом Миян Миром, а
собственно строительство заняло период с 1588 под 1604 гг. С 1604 года в
храме хранится оригинал священной книги сикхов «Ади Грантх».
В
июне 1984 года важнейшая святыня сикхов и находившиеся на ее территории
сторонники самоопределения сикхского государства были атакованы по
приказу руководителей страны. Объяснением атаки стал тот факт, что в
«Золотом храме» укрепились сторонники независимости Халистана,
фактически превратившие сикхскую религиозную святыню в политический
штаб. Тем не менее, жестокость проведенной операции впечатлила даже
людей, не испытывавших особых симпатий к пенджабскому сепаратизму. Ведь
жертвами атаки индийских подразделений стало 492 человека.
Джарнайлу
Сингху Бхиндранвале, которого радикальная часть сикхской общины
признавала своим гуру, также погиб во время штурма «Золотого храма» в
числе других сикхских радикалов. Это чрезмерно жесткое со стороны
официального Дели решение стало причиной ответной волны кровопролитного
террора со стороны сикхских радикальных организаций, развернувшегося не
только в штате Пенджаб, но и по всей стране. Сикхские боевики уничтожали
индуистов, взрывали поезда, атаковали полицейские участки и войсковые
подразделения. Наибольшую же известность во всем мире получило убийство
Индиры Ганди.
Месть за Амритсар
Легендарная
женщина - премьер-министр была убита 31 октября 1984 года собственными
телохранителями. Поскольку сикхи считались еще с колониальной эпохи
наиболее надежными воинами, именно из них комплектовалась личная охрана
британских губернаторов. Следовала этой традиции и Индира Ганди, не
уяснив главного момента - свою веру и свой народ сикхи уважают все же в
несколько большей степени, чем воинскую присягу.
Утром 31 октября
1984 года у Индиры было запланировано интервью с британским писателем
Питером Устиновым. По пути к приемной, через двор своей резиденции,
Индира поздоровалась с двумя сикхами - телохранителями - Беантом Сингхом
и Сатвантом Сингхом. Ответом стали револьверные выстрелы и автоматная
очередь. Сбежавшиеся сотрудники охраны застрелили покушавшихся. Спешно
доставленная в больницу Индира Ганди, не приходя в сознание, скончалась
через несколько часов после покушения.
Так свершилась месть
сикхских радикалов за атаку на «Золотой храм», продемонстрировавшая
индийским руководителям, что удар можно ждать откуда угодно - в том
числе, и со стороны собственных телохранителей. Спустя семь лет сын
Индиры Раджив Ганди, сменивший мать на посту премьер-министра страны,
был также убит сепаратистами - только уже тамильскими.
Кремация Индиры Ганди
Убийство обожаемой индусами Индиры только подлило масла в огонь
сикхско-индуистских противоречий. Последовали новые многочисленные
столкновения между сикхами и индуистами во всех штатах Индии. Жертвами
антисикхской истерии стали по меньшей мере десять тысяч человек. В ответ
сикхи 7 октября 1987 года официально заявили о создании независимого
государства Халистан. Естественно, что значительную роль в росте
сепаратистских настроений и в данном случае сыграл Запад - прежде всего,
через сикхскую диаспору, многочисленную как в Соединенных Штатах
Америки, так и в Великобритании. В частности, президентом Халистана был
провозглашен постоянно проживающий в США Гурмит Сингх Аулах. С другой
стороны, поддержку сикхскому движению оказывает соседний Пакистан. Как
то забылись исторические конфликты, приведшие к смерти многих сикхов и
бегству миллионов жителей пакистанского Пенджаба в Индию.
Что ждет индийских сикхов?
Естественно, что индийское правительство создание Халистана не признало
и развернуло активную борьбу против сепаратистов. Преуспевающий прежде в
экономическом отношении штат Пенджаб превратился в территорию
повышенной активности экстремистских группировок, регулярно
подвергающуюся полицейским зачисткам и спецоперациям с привлечением
армейских подразделений. Только за один 1986 год сикхскими радикальными
организациями было совершено 3 450 террористических актов.
Параллельно
с ростом вооруженного сопротивления индийским властям происходило и
возрождение сикхского национального самосознания. Во-первых, в
радикальное движение за независимость Халистана вовлекались все более
многочисленные слои сикхской молодежи, недовольной отсутствием
перспектив и желающей отомстить за дискриминацию своего народа, не
сильно разбираясь в методах. Во-вторых, произошел всплеск интереса к
сикхской национальной культуре, в том числе и среди городских сикхов,
которые до этого «вестернизировались» не менее успешно, чем индусы.
Соответственно, национальная культура и религия стала восприниматься как
нечто важное, как средство подчеркивания своей национальной
идентичности, оппозиционной идентичности тех же индуистов или мусульман.
Есть ли перспективы урегулирования сикхского вопроса в
современной Индии? Вряд ли можно дать на данный вопрос однозначный
ответ. В первую очередь, необходимо понимать, что сикхи, в отличие от
тех же племен Северо-Восточной Индии, представляют собой крайне
влиятельную и сплоченную общину. Экономические позиции сикхской общины
сильны не только внутри самой Индии, но и на мировом уровне. С другой
стороны, сикхи составляют значительную часть военнослужащих индийской
армии и сотрудников спецслужб и полицейских структур, что также имеет
немаловажное значение для оценки перспектив борьбы с сикхским
сепаратизмом. В индийской армии численность военнослужащих - сикхов
достигает 20% от общей численности личного состава, то есть практически
каждый пятый военнослужащий имеет сикхское происхождение, хотя в
соотношении к общей численности населения страны сикхи составляют лишь 2
%.
Наконец, нельзя забывать и о роли иностранных государств в
«искусственном стимулировании» многочисленных этнических и религиозных
конфликтов на территории Индии. Сикхские интересы лоббируют общины
сикхов в США и Великобритании, тесно связанные с местными коммерческими
кругами. Активизация сикхских сепаратистов выгодна и соседнему
Пакистану, поскольку она ослабляет военный потенциал Индии в пограничных
районах Джамму и Кашмира и способствует отвлечению внимания руководства
страны от кашмирской проблемы.
Вместе с тем, есть определенные
надежды и на политическое решение сикхского вопроса, которое может
заключаться, прежде всего, в создании таких социальных условий для
существования сикхской общины, которые бы способствовали ослаблению
радикальных настроений, углублению интеграции сикхов в индийское
общество. Рост автономии без потакания сепаратистам, таким образом,
также может дать свои позитивные плоды. И тогда кровопролитные
столкновения и террористические акты станут историей, а на индийской
земле воцарится мир.
Автор Илья Полонский