Отношение к ваххабитам (салафитам) в Российской Федерации остаётся
неопределённым на всех уровнях: от правоприменительного до
дипломатического. Согласно действующим в стране правовым нормам, данная
ветвь ислама должна быть признана экстремистской, поскольку проповедует
крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим - «джихад»,
священную войну мусульман против неверных, распространение «дома ислама»
(«дар аль-ислам») на весь мир и, соответственно, на все государства
мира, которые не являются мусульманскими и поэтому представляют собой
«дом войны» (дар-аль-харб).
Однако число сторонников салафии как «чистого ислама» только в России
составляет свыше 700 тысяч человек и непрерывно растёт. Кроме того,
салафитская версия ислама признана государственной религией в такой
стране, как Саудовская Аравия, которая является главной финансовой и
организационной опорой «салафитского интернационала» во всём мире.
Видимо, все эти факторы привели к тому, что объявление салафитской
идеологии «вне закона» имело место исключительно на региональном
уровне - в частности, в таких субъектах Российской Федерации, как
Республика Чечня и Республика Дагестан, а на федеральном уровне
судебному запрету подвергались только отдельные организации салафитов,
признаваемые в качестве экстремистских и террористических.
«Салафизм - тоталитарная идеология, согласно которой «определённая
человеческая группа обозначается как единственно законное выражение
человечества («истинные мусульмане» в трактовке джихадистов, арийская
раса у германских нацистов или пролетарский класс в СССР»)... Салафизм,
получивший распространение на территории бывшего Советского Союза,
подпитываемый иностранными денежными вливаниями, идеально подходит как
идеология хорошо организованной и, безусловно, подчиняющейся структуры.
Параллели напрашиваются. Развал Османской империи - развал Советского
Союза. В обоих случаях налицо присутствие западных интересов.
Патриархальная структура общества в Аравии и на Кавказе», - указывает,
например, такой авторитетный исследователь проблемы, как Э. А. Миришли.
Но совершенно понятно, что в нашей стране существуют объективные и
весьма серьёзные социально-экономические причины, без которых
распространение салафизма в России не могло принять столь угрожающего
государственному устройству и общественной безопасности характера. И эти
причины - крайняя неэффективность нынешней «сырьевой экономики» РФ плюс
крайняя степень социальной несправедливости.
Салафитов нередко называют «мусульманскими протестантами» или
«исламскими пуританами». Но в не меньшей мере их можно считать
«мусульманскими социалистами», сторонниками «всемирной исламской
революции», результатом которой должно стать построение абсолютно
справедливого общества во славу Аллаха. Учитывая, насколько укоренено в
сознании российских мусульман чувство социальной справедливости: и по
религиозным соображениям, и по опыту советской власти, - современная
чиновно-олигархическая доминация воспринимается ими как вызов самому
Аллаху, давшему для мусульман и всего человечества совсем другие
принципы общественного и государственного устройства. Теми же, по сути,
соображениями вызвано и такое парадоксальное, на первый взгляд, явление,
как достаточно массовый переход этнических русских в ислам,
преимущественно салафитского толка, якобы дающий «божественную санкцию»
на джихад против «дома войны».
Поэтому, какие бы запретительные и репрессивные меры против российских
салафитов ни принимала наша «властная вертикаль», этот «революционный
исламский социализм» вновь и вновь будет «прорастать» на плодородной для
него почве социальной несправедливости, социального неравенства и
социальной деградации. И его неизбежно будут использовать внешние
противники России в качестве одной из управляемых сил, снижающих
военно-политический потенциал нашей страны.
Единственный способ эффективно противостоять этой угрозе - обеспечить
опережающее развитие нашей страны, «большой рывок», в котором могут и
должны быть задействованы те социальные слои и этнические группы,
которые сегодня являются «питательной средой» для «салафитского
интернационала».