Я бы очень многое простила этому фильму.
Бондарчук за кадром все время талдычит про "пятерых отцов", а в кадре их
шестеро? Да бог с ним. Сотни солдат, охваченные пламенем до неба, идут в
атаку? У Зайцева было не так эффектно, но ладно. Разведка в касках?
Вряд ли - солдаты каски не жаловали, а уж тем более разведка, которой ни
к чему бряканье о камни, когда надо тихо-тихо и по-пластунски, - но
пусть. У пергидрольной блондинки за месяцы, проведенные в развалинах,
корни волос не отросли? Ок. Бойцы из фактически окруженного,
обстреливаемого дома спокойно выходят покурить на ступеньки? Мало ли.
Вместе с молодыми форсирует Волгу воин-дед (актеру Назарову 76 лет)? Ну,
это в жизни на войну призывали мужиков до 45 лет, да и то "стариков"
отправляли в обозы, а в кино после пенсионера Михалкова, штурмующего
свою цитадель, и не такое возможно. Я даже не возражала бы против
утверждения "они воевали уже два года", хотя по сюжету 1942-й. Может, с
финской начали, кто их там разберет.

На
бредятину с японским землетрясением 2011 года я бы тоже закрыла глаза. Я
ж понимаю, был госзаказ: "Денег на кино дадим, но снимите что-нибудь
героическое про МЧС, и чтоб надпись появилась пять раз крупными
буквами". Трудно снять героическое про МЧС, когда у тебя по плану
Сталинград, но Бондарчук и тут извернулся. И то, что у него в МЧС
трудится старик опять под 70 лет и поднимает дух молодых немцев
рассказами: "А вот под Сталинградом мы вас мочили-мочили", тоже не беда.
Все это я б простила, если в фильме был бы хоть какой-то смысл и четкая канва. Но
там все перемешано, как в квартире коллекционера бабочек после
попадания фугаса. Ворчуна расстреливают, пленных не обыскивают, толпы
мирных жителей куда-то гонят, баба без трусов хочет то ли убить, то ли
поцеловать... Гауптман угоняет драндулет, генерал по развалинам ищет не
пойми чего, немой вдруг выдает арию, девка хоронит убитых возле ручейка,
в котором берет воду... Все куда-то лезут, бегут вперед, назад, спасают
и отказываются спасать, штурмуют и передумывают штурмовать, вскрывают
трупы, чтоб обмазаться кишками, жуют бифштекс, сидят в засаде, ревнуют -
и не понять логики этого набора сцен вообще. Аааа! Хочется, как тот
фриц, заорать что-то вроде: "Достали вы меня! Прекратите! Стоп!"
Нет,
попытку связать воедино эти разваливающиеся мини-истории Бондарчук
сделал. Замысел режиссера озвучил один из героев: "Уходи, дура. Ты
пойми, убьют тебя - парни сломаются. Они ж не за Родину, не за Сталина,
они теперь за тебя воюют". То есть, как бы смысл фильма - они сражались
за любовь. (Это своеобразный ответ немцу, который кричит: "Вы воюете
ради мести", - нет, мол, господин хороший, ради любви мы, как и ты). Но
все это на деле так фальшиво скроено, абы как наляпано, что и рассуждать
на эту тему лень. Кака-така любовь? Что тут всерьез обсуждать? Девицу в
сталинградских руинах, похоронившую семью, изнасилованную немцами,
прошедшую уже через все, но такую воздушную, доверчивую, трепетную всю,
как олененок Бэмби? Озверевших в этом аду мужиков, которые
по-быстренькому, за двадцать минут втюриваются и затем в свободное от
смертей время выдают театральные монологи: "Ах, за что, за какие грехи и
заслуги ты мне послана, любимая?". Да ну. Вот уж воистину, как говорил
Ольшанский, всерьез писать рецензии на "Сталинград" - все равно что
писать рецензии на стиральный порошок.
Поэтому рецензии и не
будет. Над чем тут задумываться? Какую мораль в этом месиве искать? О
чем рассуждать? Сценарий - "смысл войны - это любовь!" -
маловразумительный бред. Актеры - тоска. Более-менее сыграл Дмитрий
Лысенков, эдакий молодой Охлобыстин, но у него одного роль и была
прописана близко к живому человеку, без натужного пафоса "в общем и
целом". Зато картинка удалась, это да. Замедленными съемками, взрывами,
огнем режиссер явно наслаждался. Ну что ж. Нашел деньги - имеет право.
А я имею право сказать, что фильм "Сталинград" - пошлость. И имею право согласиться с коллегой Архангельским:
"Один режиссер недавно безуспешно искал на войне бога; идея оказалась
настолько искусственной, что не смогла убедить даже бесплатных зрителей
"Первого канала". Бондарчук тоже хотел добра, точнее, любви на войне -
мол, человеческие чувства никогда не умирают,- но идея в данном случае
такая же искусственная и мертвая, как и предыдущая. Эта адская смесь
голливудских эффектов, советского гуманизма и мхатовской интонации
(солдаты обмениваются между собой развернутыми предложениями, выпевая и
грассируя, как в программе "Театр у микрофона"), есть в своем роде
вершина - вершина абсурда".
Единственный хороший момент - когда
девушка назвала солдатам свое имя, а они на секунду как очнулись,
просветлели лицами. Я подозреваю, что Бондарчук это спер из книги
Светланы Алексиевич (Михалков там же спер историю про сиськи медсестры),
это реальные воспоминания одной из участниц войны: "Перевязываю
танкиста... Бой идет, грохот. Он спрашивает: "Девушка, как вас зовут?".
Даже комплимент какой-то. Мне так странно было произносить в этом
грохоте, в этом ужасе свое имя - Оля"... Вот одной такой деталью, без
нагромождения дурацких сентиментальных сцен, можно было показать все
стремление к любви и жизни потерявших человеческий облик людей. И всё.- Источник