Спасение Кипра -- это в точности старый анекдот: "Вчера спас девушку от изнасилования. -- Не может быть! Как? -- Уговорил". Спасение групповое. Группой цивилизованных европейцев, возглавляемой Германией.
Как известно, план предусматривает насильственное замораживание депозитов крупных вкладчиков (больше 100 тысяч евро) в двух крупнейших кипрских банках. По сути конфискацию. Что является условием 10-миллиардной помощи от Евросоюза.
Вот сейчас чудесно спасённые кипрские банки открываются ровно для того, чтобы умереть в муках. Держать деньги на Кипре теперь может только сумасшедший. Банки работают чужими деньгами. Кредит -- это доверие, это вообще синонимы. Какое уж тут доверие?! И какой кредит?! С точки зрения элементарной логики действующей системы, то есть капитализма, конфискация хуже дефолта, то бишь банкротства. Европейцы организовали Кипру харакири. И есть мысль сделать его серийным.
"Схема спасения банков Кипра за счет средств частных инвесторов станет моделью для будущих пакетов помощи в рамках еврозоны", -- заявил министр финансов Нидерландов, Председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум.
Потенциальные получатели вожделенных пакетов вроде испанцев и итальянцев тут же бросились опровергать и успокаивать. Потому как такого рода заявлений достаточно, чтобы обрушить в очередь всю банковскую систему. На самом деле есть всё-таки основание считать кипрскую модель пока эксклюзивной.
За что же Кипр удостоился такой чести?
Ну, во-первых, за то, что маленький: маленьких легче "спасать", особенно группой. Кипр в какой-то степени стал жертвой своей финансовой избыточности. И, естественно, очень сильно вложился в свою материнскую Грецию. И когда евроначальники списывали греческий долг, кипрские банки оказались в самом худшем положении. То есть развращали Грецию все, а отвечать маленькому Кипру. Ну и, наконец, Кипру припомнили русские оффшоры.
Разгром кипрских банков -- это цена, которую Кипр платит за присутствие в Евросоюзе и еврозоне. С другой стороны, Кипр насильно никто туда не тянул. Киприоты видели в евроинтеграции в первую очередь политическую крышу. Крыша оказалась не политической, а... Ну, в общем, сами видите какой. Полезный урок здесь, что Евросоюз никаким союзом не является. Тамбовский волк вам союзник. Это первое.
А второе... Прецедент конфискации денег, да ещё с таким русским акцентом, ставит самый серьёзный вопрос о способе размещения средств наших государственных резервов. Той самой минфиновской кубышки. На чёрный день.