Накануне сохранения или распада Украины

Ростислав ИщенкоСегодня украинская власть находится накануне принятия ключевого решения. Решение это ответит и на вопрос способно ли украинское государство сохраниться (хотя бы в условиях ограниченного суверенитета) или распад уже не просто весьма вероятен, но неизбежен.

Ответит оно и на вопрос насколько драматичным будет этот вероятный распад. Состоится ли он в результате открытого гражданского противостояния или частям страны удастся развестись мирным путём. Наконец, будет дан ответ на вопросы: кому целиком или частями отойдёт территория современного украинского государства и что будет с политической элитой Украины.

Все эти вопросы решаются в комплексе, а та или иная комбинация решений зависит от того, какие, конкретно, действия предпримет украинская власть или же, возможно, она предпочтёт и дальше бездействовать, ожидая у моря погоды.

Сегодня уже даже эксперты, зарекомендовавшие себя самыми отъявленными суверен-русофобами (или евроатлантистами, как они сами себя любят называть), признают, что решения, от которых зависит судьба не только лично Виктора Януковича и его близких, не только судьба режима и не только судьба всей, в том числе оппозиционной, политической элиты, но и судьба страны, могут быть приняты (или не приняты) только до конца мая. В крайнем случае, до конца июня текущего года. После этого срока, даже непринятие никаких решений, становится решением, которое уже нельзя отменить или переиграть и которое будет определять судьбу украинского государства, его политиков и его населения в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Более того, по умолчанию все признают, что спасительным может быть только решение о вступлении в Таможенный союз (ТС). Просто часть экспертов считает, что лучше рискнуть гражданской войной, чем согласиться на вступление в ТС. Другие же резонно отмечают, что хуже гражданского конфликта и тотального разрушения инфраструктуры жизнеобеспечения населения не может быть ничего.

В принципе, впервые в истории независимой Украины большинство экспертов пришли к консенсусу по вопросу интеграции Украины в ЕС, придя к выводу, то не только полноценное членство, но даже куцее и окончательно уничтожающее экономику страны «Соглашение об ассоциации» Украине не светит. ЕС просто незачем подписывать любые документы, поскольку он требует от Украины значительно больших уступок, чем те, которые заложены в соглашение, ещё до подписания соглашения.

Казалось бы, в таких условиях, у украинской власти остался единственный вариант - немедленно начать процесс присоединения к ТС. На возможность принятия такого решения намекнул В. Янукович, заявивший, что в апреле будет встречаться с тремя президентами стран Таможенного союза для обсуждения проблемы сотрудничества с ним (ТС) Украины.

Это, однако, не окончательное решение и даже не обещание того, что окончательное решение будет принято в апреле. Это - лишь намёк на попытку поговорить-поторговаться, может быть более конструктивно, чем было раньше, но без чёткого отказа от формул вроде «3+1», которая по существу являлась формулой невступления Украины в Таможенный союз. Точно также, на самом высоком уровне украинская власть продолжает заявлять о курсе на вступление в ЕС, как о «цивилизационном выборе» и о конституционном запрете на присоединение к Таможенному союзу.

Всё это даёт нам возможность утверждать, что украинская власть, возможно качнулась в сторону Таможенного союза под давлением всё возрастающих «пожеланий» ЕС, сводящихся, в конечном итоге, к одному - требованию передать власть оппозиции, но окончательное решение не приняла. При этом, неизвестно, не покажутся ли В. Януковичу требования Таможенного союза, столь же «завышенными», как и требования ЕС.

В случае, если В. Янукович до конца мая-июня 2013 года всё же примет решение о вступлении в Таможенный союз, его ждёт острый внутриполитический кризис, связанный с ратификацией данного документа. Однако, этот кризис вполне преодолим. У действующей власти до конца 2013 года сохраняется достаточный силовой и политический ресурс, а также достаточная дипломатическая и электоральная поддержка, для того, чтобы раздавить своих оппонентов, вполне способных спровоцировать силовое противостояние не только в парламенте, но и на улице. Фактически, таким образом, в момент ратификации соглашения о вступлении в ТС и преодоления связанного с этим внутриполитического кризиса, В. Янукович расчищает себе пространство для победы на выборах в 2015 году. Возможность выдвижения и раскрутки альтернативного лидера на пророссийском поле будет практически сведена к нулю, а националистическое поле будет парализовано проигрышем в «кризисе ратификации».

Однако, В. Янукович может попытаться тянуть время, неоправданно считая, что у него в запасе есть не только 2013 год, но и год 2014. И соответственно, продолжать торговаться на обоих направлениях: российском и европейском, параллельно выжидая выгодной для него смены внешнеполитической конфигурации. В этом случае, надо ожидать, что дипломатическая изоляция Украины и давление на неё с обоих (европейского и российского) направлений резко усилятся, а ставка основными игроками будет окончательно перенесена на время «после Януковича». То есть, Европейский союз попытается ускорить коллапс режима, поскольку единственными претендентами на власть «после Януковича» сегодня являются Яценюк-Кличко-Тягныбок, из которых двое первых - союзники ЕС, а последний уж точно враг России (что для ЕС, хоть и не лучший, но приемлемый вариант). В свою очередь, Россия будет не заинтересована в форсировании событий. Её устроила бы агония режима вплоть до 2015 года, что дало бы время для организации хоть какой-то общеукраинской пророссийской политической силы, способной прийти на смену партии регионов и, если не сохранить власть, то составить (на пару с коммунистами) достойную оппозицию.

Всё это не отменяет сугубой осторожности всех без исключения игроков во вмешательстве во внутриукраинскую ситуацию. Скорее всего, и Россия, и ЕС (в случае невступления Украины в ТС) постараются ограничиться минимально необходимой поддержкой своих союзников, но предоставят событиям идти своей чередой, возможно, лишь чуть-чуть их стимулируя.

Для В. Януковича и партии регионов это будет означать крах режима в промежутке между началом 2014 года и серединой 2015 года, потерю всех активов, для некоторых - бегство за рубеж, для большинства - тюремный срок, а то и гибель на родине.

Для всей остальной политической элиты это будет означать вступление в период не просто нестабильности, но открытой политической войны всех против всех (с устранением В. Януковича, как политического игрока исчезает и стимул к объединению оппозиции, с этого момента - каждый за себя). При этом, необходимо учитывать, что, с точки зрения внешнеполитического позиционирования ситуация для Украины не улучшится. С точки зрения ресурсной базы режима - даже ухудшится, поскольку она (база) сокращается каждый день. Кредит доверия к политикам сократится, социальные ожидания (в том числе немедленного повышения уровня жизни) увеличатся, а время ожидания начнёт стремиться к нулю. В то же время, националистические политики, в отличие от В. Януковича, не будут иметь даже гипотетической возможности решить проблемы путём вступления в Таможенный союз. Это значит, что власть сможет удерживаться только путём прямого подавления. Однако поскольку легитимность самой власти в глазах населения (как минимум, большей его части), так и силовой ресурс будут ограничены, с тенденцией к катастрофически быстрому сокращению.

Всё это стимулирует потенциальные националистические властные группировки к острому внутривидовому противостоянию, отягчённому необходимостью силового подавления пророссийского юго-востока. Быстрое скатывание в горячую фазу гражданской войны и распад государства становятся неизбежными.

В дальнейшем всё зависит от намерений и быстроты реакции России. В случае, если целью будет обозначено сохранение западной границы СССР, то начало гражданского конфликта на Украине - достаточный предлог для моментальной интервенции. Нейтралитет ЕС, а значит и НАТО, достигается необходимостью обеспечить бесперебойную работу трубопроводов, по которым Европа получает российский газ. Сегодня его заменить нечем, а значит, эвентуальная угроза поставкам обеспечит согласие ЕС на любой вариант, если он будет реализован быстро (одна-две недели). Сама скорость установления контроля над территорией позволит ЕС «умыть руки».

В случае, если Россия не готова возвращать контроль над Западной Украиной (Центр всё равно придётся занимать, хотя бы с военно-стратегической точки зрения), либо, если Россия сочтёт необходимым хотя бы формально разделить ответственность за Украину с ЕС, неизбежным становится раздел страны. Тогда необходимо будет решить, кто и на каких условиях участвует в разделе (потенциальными претендентами на часть западных территорий УССР являются Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, но это не значит, что необходимо удовлетворять всех). Также возникнет вопрос о прохождении восточной границы собственно «Западной Украины», будет ли восстановлена граница «Рижского мира» (по Збручу), либо граница Российской империи (исключавшая только Галичину, Буковину и Закарпатье). Наконец будет ли вопрос упразднения украинского государства и его раздела решаться путём организации подобия референдума или это будет просто оформлено международным соглашением государств-миротворцев.

Как видим, тактических вопросов много. Стратегический же один - примет В. Янукович до конца мая-июня 2013 года решение о вступлении в ТС или Украина, с её политической элитой, исчезнет в течение двух-трёх лет?

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ростислав Ищенко:
Все статьи автора
"Ассоциация Украины с ЕС и мятеж евроинтеграторов"
Шантаж России и Запада
Реакция экс-главы юстиции Украины после прочтения соглашения об Ассоциации с ЕС
16.03.2020
Островной офшор и швейцарские счета Вакарчука
О денежках «Голос'истого» политика спрятанных за «Океаном Эльзи»
14.03.2020
#Максим, мы с тобой! Флешмоб в поддержку Максима Ткачука
Травля парня в соцсетях украинскими нациками началась за песню «Смуглянка» на фестивале в Лондоне
12.03.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
30.03.2019
Карантин или пост?
Новый комментарий от Сант
30.03.2019
Путин объявил войну офшорной аристократии
Новый комментарий от Юрий Светлов
30.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Юрий Светлов
30.03.2019
«Внезапный вирус». Актуальное стихотворение
Новый комментарий от влдмр
30.03.2019
«Если вы не станете частью потока, будете частью дороги»
Новый комментарий от наталья чистякова
30.03.2019