Захват Ракки - весьма действенный ответ боевиков на резкое усиление активности армии на севере страны. Классический пример непрямых действий, однако очень сомнительно, чтобы сами боевики смогли в довольно короткие сроки спланировать и провести такую операцию. Во всяком случае, можно предположить, что без профессиональных иностранных военных-штабистов такая операция не обошлась.
Смысл захвата - отвлечение сил и средств армии от Алеппо, где последние две недели армия предпринимает усилия по перелому ситуации. Теперь им придется переключить свое внимание на другую провинцию. Сам по себе захват города, в котором с самого начала не было больших сил армии и полиции, а власть основные усилия тратила на организацию приёма беженцев - в город стеклись от полумиллиона бежавших от войны жителей соседних провинций - вряд ли представлял какую-то сложность. Собственно, в России тоже были примеры, когда не очень большие группы боевиков захватывали целые города, а на их ликвидацию власти были вынуждены стягивать значительные силы.
Вероятно, боевики, захватившие Ракку, имеют задачу служить отвлечением армии и вынудить перебросить из-под Алеппо максимально большое количество правительственных войск. Тактика боевиков в той же Дарайе - вполне показательный пример, как может быть организована оборона Ракки - снайперы и небольшие мобильные группы могут надежно затянуть сроки их уничтожения. При этом будет выполнена и другая задача - армия неизбежно разрушит и этот город.
Нормы международного гуманитарного права ничего не значат для боевиков с самого начала - их тактика всегда направлена на прикрытие себя мирными жителями, и в Ракке с этим - полное раздолье.
Если сообщения о взятии боевиками хотя бы части Ракки верны - а скорее всего это так, то их расчет, по всей видимости, именно на такой сценарий.
Видимо, для армии наиболее разумным было бы не брать город сходу, а блокировать его силами выдвинувшейся 17 дивизии, попытавшись открыть коридоры для гражданских и перекрывая подход новых поразделений боевиков. И все-таки продолжить выполнять задачи в Алеппо. В противном случае задача боевиков будет выполнена.
Правительство, перейдя в наступление на севере, делает очень рискованный шаг, опять распыляя силы. Кроме того, если в Дамаске воевали профессиональные части Республиканской гвардии, то сейчас приходится вводить в бой обычные части, укомплектованные призывниками. Что неизбежно отразится на соотношении потерь. Это очень тонкая и узкая дорожка решений - и на ней можно сделать много ошибок. С другой стороны, перед правительством в полный рост стоит фактор времени - ему нужно добиться перелома в стратегическом положении, и оно вынуждено рисковать. Этот риск как раз показан в событиях в Ракке - боевики довольно небольшими силами могут срывать попытки такого перелома, нанося удары в отдаленных от мест основных событий районах страны. В такой ситуации главное - не делать то, что от тебя ожидают. Импровизировать.
Насколько правительство и генералы способны на такую игру нервами и импровизацию - покажет ближайшее время.