Этот праздник — пророчество. В нем — радость Божией Матери и всех верных, заранее благодарящих Бога за все, что будет Ей дано. Ее вход в Иерусалимский Храм — наш вход с Евангелием за Божественной литургией, когда Церковь поет заповеди блаженства. Небо и земля соприкасаются друг с другом. Трехлетняя Отроковица восходит по ступеням Храма. И заповеди блаженства, которые воплотившийся через Нее Господь возвестит Своим ученикам, ставят Ее и всех идущих этим путем одновременно на землю и уже на небеса. Первая часть каждой из них раскрывает то, что происходит на земле, а вторая — то, что соответствует этому на небесах. «Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное, блажени плачущии, яко тии утешатся», и далее — от ступени к ступени. Восходя во Святое Святых, Пречистая Отроковица пророчествует о смысле благовестия Христова.
Но что означают для нас эти заповеди, без которых не может быть нашего участия в сегодняшнем празднике? Может быть, в них заключена некая духовная программа спасения, пастырская стратегия Господа? И ученики Христовы, вдохновленные ею, наконец-то, могли бы по праву сказать: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6). А другие услышат в них учение, обращенное к каждому из них, новое Десятисловие, заповеди, устанавливающие еще более возвышенный нравственный порядок: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Эти ожидания и эти вопрошания — законны. Но если внимательнее прислушаться к тому, что говорит Господь, можно воспринять их иначе. Стать нищим духом, плакать, испытывать алкание и жажду, быть оскорбляемым и гонимым не есть в собственном смысле заповеди совершенства. Потому что на самом деле здесь Господь ничего не заповедует. Он делает другое. Он называет блаженными всех восходящих к Богу, во Святое Святых, крестным путем, обозначая особенности этого восхождения — то, чем определяется блаженство.
Обратим внимание, что заповеди блаженства открывают нашу Евхаристию — то благодарение, которое мы приносим в молитвах Господу. И без которого не может совершиться чудо освящения. Оказывается, не всегда нужно что-то просить у Господа. Иногда достаточно принести Ему заранее благодарение, как если бы просимое уже было получено. «Имейте веру Божию, — говорит Господь. — Ибо истинно говорю, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11, 23—24). Точно так же здесь Господь не предлагает новые заповеди. Но скорее возвещает, что существуют некоторые благоприятные для спасения обстоятельства. Они заранее содержат в себе, в своей прозрачной глубине, блаженство, которое будет дано проходящим через них. Большая часть этих обстоятельств не зависит от нас. Не в нашей власти их изменить. Невозможно создать их никаким усилием. Как, на каком основании, можем мы, например, вызвать гонения на Церковь? Может быть, нам следует начать вести себя намеренно вызывающе, чтобы у нас появилось больше ненавистников и врагов? Разумеется, не этого ждет от нас Господь. Напротив, то, что обещано нам, неотменимо ничем. Все, о чем говорит Господь, неизбежно придет к нам, как только мы начнем восходить во Святое Святых — учиться быть подлинными учениками Христовыми. Сам Господь обещает нам это, но как дар. Придет день, когда Пречистой Деве душу пройдет оружие. И нам надо будет однажды научиться плакать, претерпевать нужду, быть напоенными клеветами, каждый день нести свой крест вслед за Господом. Именно из-за этого мы будем подвергаться нападкам совне. Если мы будем принимать их с благодарением Богу, внутри нас будет как бы сама собой рождаться радость. И иногда нам будет дано предощутить, что означает блаженство, о котором говорит Господь.
Только так можем мы постепенно становиться нищими духом, освобождаясь от всего, что мешает нам совершать восхождение, не имея никакого желания, кроме правды и святости Божией. Мало-помалу мы будем обретать простоту и чистоту, уподобляясь детям, тому ребенку, Которого сегодня прославляет Церковь. Научаясь у Господа кротости, миру и любви, даже по отношению к тем, кто гонит нас. Приобщаясь крестной молитве Господа и заступничеству Божией Матери за всех людей. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Это радость Божией Матери и всех, кто прошел вслед Ей этим путем, радость нашего сегодняшнего праздника. Она присутствует во всех молитвах Церкви и во всех испытаниях, принятых ради Господа, со смирением и благодарностью Ему.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России