Меч рассекающий

Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)

Пастырская проповедь 
0
Время на чтение 5 минут
Фото: nicola-arzamas.ru

Господь сказал: от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

«От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут», — говорит Христос. Те, у кого больше дарований, чем у других, большее знание Писания, святых отцов и духовной премудрости, и особенно те, кто сподобился сугубого просвещения благодатью, — им много дано и с них будет иной спрос.

«Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы Я, чтобы он уже возгорелся. Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» Господь восходит в Иерусалим. Он весь устремлен к Своему Кресту. Вся мысль Его — о Крещении, которое будет для Него вхождением в смерть и входом в Воскресение. Все Его желание — войти в смерть и Воскресение ради нашего спасения. Весь Его путь — ко Крещению, которое есть Крестная смерть. Потому что с этого мгновения огонь загорится на земле, и весь мир начнет обращаться к Богу словом, которое в Духе Святом будут проповедовать до края земли. Господь отвечает на волю Отчую до конца — до смерти, которая будет приносить плод до конца времен.

Однако Христос говорит, что Он приносит не мир, а разделение. «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение». Мы должны помнить, что Господь — Тот, Кто разделяет, Тот, Кто обнажает глубины наших сердец. Господь сеет разделение, ибо слово Божие, в котором присутствие Христа, — меч рассекающий. Люди должны сделать выбор — за или против. Достаточно открыть Евангелие, чтобы увидеть это постоянное противостояние Христу. О Нем говорят, что Он вышел из себя, Его называют обманщиком, потому что Он освещает сокрытое во мраке сердца и показывает, что ждет нераскаявшихся грешников в будущем. С самого Своего явления в мир Он влечет всех к Себе. Он спрашивает прямо и непосредственно каждого из нас — с Ним ли мы или против Него. Не существует иного решения.

«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение». Кто говорит это? Тот, Кто дает нам мир, всякий ум превосходящий, — при условии, что мы войдем в эту тайну, последуя за Ним, в той самоотдаче, которую явили тысячи и миллионы христиан, прежде нас приобщившиеся бесславию и славе Креста. Христос не обещает, что Его Евангелие будет с энтузиазмом принято всем миром. И даже среди тех, кто его примет, будут разделения. Христос попускает этому быть ради святых целей — да откроются искуснейшие, и да научатся верные терпению.

Это разделение достигнет и семей. «Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей». Когда один становится христианином, а другой — нет, узнавший тайну жизни в ревности своей будет стараться обратить другого, а он, в свою очередь, будет ненавидеть и гнать того, кто своей верой обличает его противление истине.

Разумеется, существует легкий мир, по человеческому разумению, тот, которого Петр желал для Христа, пытаясь отвести Его от пасхального пути. Мир, который может стать подлинным искушением для Его учеников, источником многих иллюзий. Мир, дешево купленный среди людей, — например, силой или различными уступками — как говорится, «ради мира». Также легкий мир с собой, сотканный из компромиссов и неприметным для самого себя отказом от Крестной благодати. Мир, который дает Христос, никогда не бывает легким миром. Обещанием этого мира завершает Господь Тайную Вечерю, вступая в Крестные Свои Страдания: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

И Господь обращается к народу, призывая всех быть столь же мудрыми в духовном, как бывают они обыкновенно в земном. Пусть научатся различать Божии знамения, чтобы приготовиться к тому, что грядет. Даже при перемене погоды Бог дает предупреждение — неужели Он не позаботится о нас при великих переменах жизни? «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, — даже если оно величиной с ладонь (3 Царств. 18, 44), — тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает». Но не сама природа, а Сотворивший ее ради нас, помогает нам делать безошибочные прогнозы.

«Лицемеры! — говорит Господь, — лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» Как не можете понять, что теперь вам дается возможность обрести то, что больше нигде и никогда не обретете? Ныне время благоприятное. Безумие и беда человека — в том, что он не знает своего времени. Гибель этого народа — в том, что он не познал времени посещения своего (Лк. 19, 44). И Господь добавляет: «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» Если бы люди на самом деле искали истину — чему быть должно в их жизни, — им скоро стало бы ясно, что все, что говорит Христос, истинно, и что нет ничего более праведного, чем приводить свою жизнь в послушание этой истине. Потому пусть поспешат они примириться с Богом здесь, на земле, пока не стало слишком поздно.

В своих земных делах они хорошо понимают, что неразумно соперничать с теми, кто явно сильнее их. «Когда ты идешь с соперником своим к начальству», и тебе угрожает тюрьма, ты знаешь, что благоразумней было бы уладить этот спор между собой, и постараться по дороге освободиться от него. Кто разумен, тот не доводит житейские ссоры до горькой развязки, но вовремя разрешает их. И точно так же мы должны поступать в духовных делах. Своими грехами мы вступили во вражду с Богом, сделали Его как бы соперником нашим, хотя на Его стороне и правда, и сила. Христу передан весь суд — Он начальство, перед Которым мы должны будем скоро явиться. Когда мы встанем на Суде перед Ним, дело, несомненно, обернется против нас, и Судия отдаст нас истязателю, и мы будем ввержены в адскую темницу, где будем находиться всю вечность, пока не отдадим «до последней полушки». Крестные страдания Христовы недолго длились, однако ими Он заплатил за все долги наши. И Бог открывается нам не как соперник, с которым мы, в безумии своем, враждуем, а как любящий Отец, к Которому мы с надеждой идем. Пока мы живы, мы идем, — время дано нам, чтобы покаянием и верой, и жизнью по вере мы примирились с Богом, пока не поздно. Христос — мир наш, и мы должны идти со Христом, чтобы эта дорога стала пасхальным переходом.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Нет большего заблуждения, чем думать, что у нас еще много времени
Евангелие вторника (Лк, 68 зач., 12, 42—48)
19.11.2024
Этот человек ошибся дверью
Евангелие понедельника (Лк, 65 зач., 12, 13—15, 22—31)
18.11.2024
Может ли совершиться наше исцеление и воскрешение
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
16.11.2024
Идущий налегке может идти далеко и быстро
Евангелие субботы (Лк, 40 зач., 9, 1—6)
16.11.2024
Одежда благочестия не всегда будет прикрывать нас
Евангелие пятницы (Лк, 63 зач., 12, 2—12)
15.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Кому не страшно жить
Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
14.11.2024
У истинных обличителей греха всегда будет много врагов
Евангелие четверга (Лк, 62 зач., 11, 47—12, 1)
14.11.2024
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22