Сколько раз спасала Божия Матерь землю Русскую от страшных бед и народ наш — от неминуемой гибели! Неужели те испытания, которые мы переживаем сегодня, не вразумят нас, не научат по-настоящему молиться — на той глубине, на которой был написан тропарь «Заступнице усердная» святым Ермогеном, когда была обретена чудотворная икона на грозном пепелище! И прославилась она среди великой смуты XVII века, когда стоял вопрос о самом существовании нашего Отечества. Насколько больше нынешние испытания, чем тогда, настолько более пламенной и слезной должна быть наша молитва! Надо так всей Церкви в этот праздник молиться, чтобы какому-нибудь благоговейнейшему архиерею нашему, душа которого томится, как бы в темнице, среди горя народного, явился преподобный Сергий или кто-нибудь из самых близких к нам по времени русских святых — кто-нибудь из новомучеников наших, может быть, последний святой царь-страстотерпец, и сказал: «Ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем изменен на милость». Чтобы эта радостная весть, переходя из уст в уста, быстро распространялась повсюду и исполнялись души русских людей непреодолимым мужеством.
Но где вера народная, где всенародное покаяние, где скорбные мольбы и вопли ко Господу, где строгий пост? К кому обратиться избраннику народному: «Станем все, как один, за Русь, за дом Пресвятой Богородицы!» Сколько людей, не имеющих твердого упования на Господа, охвачены беспомощным гневом, растерянностью и унынием, видя «измену, трусость и обман» так называемой пятой колонны в России. «Не победив врага внутри,
не победить врага снаружи». Но и тогда, по-человечески рассуждая, не было никакой надежды. Однако перед Казанской чудотворной иконой Божией Матери родилась надежда. Нет согласия сегодня среди тех, кто понимает, что происходит с Россией, — но и тогда были раздоры и разброд, однако всех объединила молитва к Божией Матери. Кажется, где взять силы одолеть коварного врага — столько стран объединились против нас! Но и тогда не было достаточно сил и оружия — Господь и Божия Матерь явились нашей силой и оружием.
Мы слышим в этот день за литургией Евангелие, читаемое практически во все Богородичные праздники, которые, кроме двунадесятых, бывают в дни чудотворных Ее икон, то есть почти каждую неделю. Это Евангелие чаще, чем какое-либо другое, звучит в Церкви, и это все совершается по Божию премудрому Промыслу. Бог хочет сказать нам этим что-то особенное, и мы должны наконец это услышать.
Мы все помним наизусть слова: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о многом, едино же есть на потребу». Бог хочет, чтобы мы усвоили этот непоколебимый принцип истинной жизни: вечное выше временного и духовное выше материального. Потому и все беды в мире всегда были, а с 1917 года они обрушились обвалом на наш народ, что совершилась предательская переоценка ценностей, произошел в нашей жизни диавольский переворот, и по этой причине все идет во всем мире вкривь и вкось, и кверху дном. Посмотрите на нашу Россию, чем люди живут даже теперь, перед небывалой внешней угрозой, в большинстве своем, и самое печальное — что этой коренной беды почти никто не замечает. Что будут значить земные победы, если мы дадим место диаволу? О Боге и о вере в Бога еще могут говорить, но жизнь идет при этом как будто сама по себе.
Известный писатель, тот, кого называли совестью нации, выступил в начале «перестройки» в Государственной Думе с речью о том, как обустроить Россию. Прозвучала самая резкая и справедливая критика всего и всех, были разобраны экономические и политические оттенки русской жизни последнего времени, но ощущение было, что все в целом мимо: тот, кто называл себя христианином, ни слова не сказал ни о покаянии, ни о Боге. По существу была предложена очередная программа строительства без Бога. Может быть, действительно необязательно было говорить неверующим людям о религии, о Церкви. Но в том-то и дело, что верующий человек, о чем бы он ни говорил, всегда должен чувствоваться, особенно там, где речь идет о судьбах народа. Не потому ли ни слова не было сказано о публичном массовом убийстве невинных людей в октябре 1993 года — этом, может быть, главном после 1917 года событии русской истории, которое писатель просто никак не заметил. Мы упоминаем об этом выступлении, потому что оно, на наш взгляд, свидетельствует не просто о духовной непросветленности, а об отсутствии центра в нашем общественном сознании. Мало нам, оказывается, было семидесяти коммунистических и тридцати «прозападнических» лет, мы, по существу, ничему этими страданиями не научились — что бы мы ни делали без Бога, все будет ошибочным, напрасным.
«Кто не собирает со Мной, тот расточает», — говорит Христос. И чем активнее мы будем стараться осуществлять какие бы то ни было экономические и политические программы, не ставя во главу угла Христа и Его заповеди, тем энергичнее своими собственными руками мы будем разрушать самое главное, без которого не может быть России как «дома Пресвятой Богородицы». Именно это повергло ее в свое время в кровавые бедствия, это является причиной ее нынешних испытаний и более грозных грядущих, если не будет покаяния.
Только покаяние может возвратить нас к простой и великой тайне всемилостивого заступничества Божией Матери, дать нам силу, которая может все одолеть. Как говорят святые отцы, пока мы не станем другими, ничего другого не будет. Пока мы остаемся такими, какие мы есть, все останется так, как есть. Пока не научимся мы произносить молитву святого патриарха Ермогена, как собственную нашу молитву, ничего вокруг по существу не может перемениться. И Церковь, не переставая, зовет нас: «Притецем к тихому и доброму пристанищу, готовому и теплому спасению, покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние. Предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы Своя».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России