Праздник зачатия большего из рожденных женами прежде всего напоминает нам о тайне зачатия и рождения каждого человека. Человек — высшее творение Божие, и потому его жизнь с самого начала связана, должна быть связана с Богом. Если мы вслушаемся внимательно в слова Евангелия о встрече праведной Елисаветы и Божией Матери, нам приоткроется величие этого чуда.
Пресвятая Дева приняла Благую Весть о Своем Материнстве (Лк. 1, 26—38). И тотчас же Она отправляется в путь, далеко на юг, к праведной Елисавете. Она идет туда, чтобы узнать, что эта Ее родственница уже шесть месяцев имеет во чреве. Она бежит туда! Почему столь поспешно? Евангелие ничего не говорит об этом, по крайней мере, сразу. Нам предоставляется как бы самим найти объяснение этого неотложного посещения. Приближаясь к этому открытию, мы слышим приветствие Божией Матери и можем осознать, что это значит.
Она «вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету». Что сказала Она? Мы не знаем. Но вот результат: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа». Видимое событие — в том, что «заматоревшая в летах южика» исполняется Духа Святого. Она начинает говорить, возвышая свой голос. О чем говорит она, о ком? О Пресвятой Деве, о Младенце, Которого Она носит. Это, говорит она, Господь. А Та, Которая носит Его, самая благословенная из всех людей. «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Значит, Пречистая Дева уже носит Богомладенца Иисуса Христа.
Праведная Елисавета увидела невидимое. Она увидела, потому что она стала пророчицей, когда Пресвятая Дева приветствовала ее. Но она стала пророчицей не первой, и она признает это: «Когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». Евангелие уже сообщало об этом взыгрании, чтобы приготовить нас к внимательному слышанию. Если об этом взыгрании сообщается дважды, то, очевидно, для того чтобы мы искали смысл этого факта, вне сомнения, главного: Иоанна первого коснулась благодать.
То, что происходит с его матерью, показывает то, что произошло с ним сокровенно. И если она является исполненной Духа Святого, то это для того, чтобы мы поняли, что он тоже, он прежде получил тот же Дар. И если она становится пророчицей, то это ради него: она — уста того, кого она носит и кто в ней пророчествовал первым. И то, что показано здесь, было предвидено, обещано.
Мы должны вновь возвратиться к благовестию Архангела Гавриила Захарии. О младенце, которого тот обещал старцу, он сказал: «Он будет велик пред Господом; и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей». И вот это исполнилось. Иоанн — тот, кто обещан родиться через три месяца. Как исполнилось это обетование?
Ясно, что, как сказано нам, праведная Елисавета и ее младенец едины в пророчестве. Она говорит, но она — голос Иоанна, пребывающего в ней. Вот — из чрева матери указующий перст на Того, Кто грядет, Кто будет крестить Духом Святым, о Ком он скажет, что недостоин принять Его — так Он велик. Итак, Он, этот Грядущий, пришел к Иоанну — с тем лучшим, что Он имеет дать: с Духом Святым, Духом Сыновства Божия. Потому Иоанн тотчас взыграл от радости.
Что же открывается? Что Посещение Божией Матери праведной Елисаветы — дело Иисуса Христа. Это Его первое чудо. И в нем ответ на первый вопрос — когда мы спрашиваем о причине этой спешки Пречистой Девы к Своей родственнице. Мы можем видеть теперь здесь, что это Ее Сын спешит. Это Он заставил Ее бежать, чтобы скорее начать Свои чудеса. И самое первое из всех было — чтобы сын Захарии был крещен Духом Святым.
Младенец заставил идти Свою Матерь! Это замечательно. Не Иоанн пошел в Назарет, чтобы принять там от Иисуса Христа Духа Святого. Произошло обратное. Иисус Христос пришел к Иоанну, чтобы дать ему Свое самое драгоценное. Таково Его первое деяние, и как оно характерно! С самого начала, прежде Своего Рождества, Он — Тот, Каким Он будет всегда: приходящий к людям. Сразу же Он начинает быть тем, в чем заключается Его служение: нашим Ближним. Позднее Он станет нашим Милосердным Самарянином. Сразу же Он являет Себя как Тот, Кто будет спрашивать Себя: «Кого Я еще не посетил? С кем еще Я не разделил Мои сокровища?»
Остановимся на этом месте Евангелия о посещении Божией Материю праведной Елисаветы. Мы искали увидеть невидимое деяние Господа, но, может быть, мы слишком мало обратили внимание на то, что видимо — на Божию Матерь, на Ее переход через горы, на Ее приветствие. Да, Христос в центре этого Посещения, но оно осуществляется через Его Матерь, Которая стремится к достижению главной цели: Она шла для Него, Она говорит ради Него. И нас учит жить так.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России