Тем, кто слушает не только краем уха, откроется большее

Евангелие пятницы (Мк, 15 зач., 4, 1—9)

Пастырская проповедь 
0
184
Время на чтение 3 минуты
Фото: sobor26.ru

Тогда начал учить Иисус при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Предыдущая глава начиналась с описания прихода Христа в синагогу. Эта глава начинается с того, что Христос учит при море. Он хочет, если возможно, достигнуть всех и всех просветить.

Берег моря, огромная толпа народа, лодка, в которой сидит Христос. Мы уже видели во второй и третьей главах Евангелия от Марка (Мк. 2, 1—13 и 3, 7—10) подобную картину. Толпа кажется более спокойной, чем тогда. Находясь в лодке, Господь учит, как учат проповедники в храме. Мы можем представить лодку посреди небольшой бухточки, и толпы людей, образующих на берегу полукруг. Учитель — вдали, но не слишком далеко. Его хорошо слышно, и это важно.

Притчу о сеятеле Господь начинает призывом: «Слушайте», а заканчивает словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит». Слово Христово требует внимания. Даже тогда, когда мы не вполне понимаем Его, или даже понимаем не так, как нужно, мы должны прилежно внимать. Придет время, когда мы найдем в Его словах больше, чем то, что нам казалось вначале.

На самом деле притча о Сеятеле, как и другие притчи Спасителя, может быть понята на разных уровнях. Самые ограниченные слушатели воспримут только то, что на поверхности, — что только добрая земля плодоносна, а от посеянного при дороге на каменистой и заросшей терниями почве не будет хорошего урожая. Христос лишь напоминает то, что каждый земледелец знает из своего опыта. Однако в притче говорится о другом. И тем, кто слушает не только краем уха, открывается большее. Притча о земле, принимающей сеяние, обращена к живущим на этой земле и принимающим слово Христово. И некоторые начинают понимать, что речь идет об их жизни. Господь не говорит, что это за семя. Притча содержит в себе то, что прямо в ней не сказано. Чтобы обрести ключ, открывающий смысл притчи, надо назвать семя по имени. И тогда откроется совершенно иное, чем просто картина из деревенской жизни.

Когда Христос останется наедине с учениками, Он даст им объяснение этой притчи. Оно будет заключено в одной фразе: «Сеятель слово сеет». Остальное можно понять, исходя из этого. Различные виды земли, на которую падает семя, представляют собой различные состояния людей, принимающих слово. Безрассудная открытость для зла (посеянное при дороге), поверхностная жизнь, лишенная постоянства (посеянное на каменистом месте), погруженность в суету мира, отнимающая все силы, необходимые для самого главного (посеянное в тернии). И, наконец, внимание к дару Божию и благодарное раскрытие его в своей жизни (посеянное на доброй земле). Только последнее приносит плод.

Господь начинает с того, что происходит в определенный момент на земле, и возводит мысль слушающих Его на небо. Он начинает с того, что видимо для всех, чтобы дать возможность достигнуть невидимого. Он начинает с того, что все знают, чтобы открылось то, о чем, может быть, никто и никогда не задумывался. В этом суть учения Христова. Он не хочет поразить тем, что для нас сложно и непонятно. Он начинает с самых простых вещей, понятных и для ребенка.

Благодаря этому Господь показывает, что существует реальная связь между землей и небом. И что даже в обычной каждодневной нашей жизни, там, где птицы, деревья, рыбы, солнце, цветы, мы можем увидеть Бога. И «невидимое Его, вечная сила и Божество, — как скажет апостол Павел, — от создания мира через рассматривание творения видимы» (Рим. 1, 20).

Такова эта притча о засеянной земле, такими же будут и другие Его притчи. Нам предлагается история, в которой все ясно и очевидно, но для слуха, открытого иному порядку жизни, она содержит в себе несравненно большее. И каждый приглашается взять из нее то, что он может принять.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу
Евангелие пятницы (Лк, 58 зач., 11, 23—26)
08.11.2024
Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения
Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)
07.11.2024
Именование и образ нашей Церкви
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Три образа молитвы
Евангелие среды (Лк, 56 зач., 11, 9—13)
06.11.2024
«Явление милости Божией»
По словам Патриарха Кирилла, мы не должны упускать из виду знаки Божиего благоволения, считать их стечением обстоятельств или случайностью
05.11.2024
Тайна Христовой молитвы
Евангелие вторника (Лк, 55 зач., 11, 1—10)
05.11.2024
Здесь нам открывается самая суть христианства
Евангелие понедельника (Лк, 52 зач., 10, 22—24)
04.11.2024
Бог хочет сказать нам что-то особенное
Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 12:40
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2024 12:29
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.11.2024 12:20
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 11:22
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 11:04
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2024 10:10
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 08:10