«Не порос ли диким бурьяном вход в наше сердце?!»

Дискуссия художников разных эпох на слова Спасителя «се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20)

0
175
Время на чтение 5 минут

В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант написал знаменитую картину «Светоч мира». Мотивом для её создания стали слова Священного Писания: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3,20).

На картине изображен Иисус Христос в образе странника. Он глубокой ночью стучится в дверь, веря, что Ему откроют и помогут. Ведь и во время Своей земной жизни Спаситель многих просил о помощи, ибо Ему негде было даже «приклонить голову» (Мф. 8, 20). На главе у Христа венец из терния (Мф. 27, 29), который надели, чтобы насмехаться над Ним перед Распятием. На ногах обуты сандалии, а в руке Он держит светильник.

Глубокая ночь – символ «тьмы века сего» (Еф. 6,12). Двери, в которые стучится Спаситель, давно не открывались: об этом свидетельствует густой бурьян, растущий у порога.

Работа Уильяма Ханта была неоднозначно воспринята современниками. Люди были далеко не в восторге, видя эту картину, что неудивительно. Ведь большинство людей склонны грешить и не желают, чтобы их обличали. Даже прикровенно. А эта картина призывает к духовному пробуждению, к творению добрых дел. Автор через свою работу призывает каждого очистить свое сердце, обратить внимание на окружающих людей и творить милостыню. Ведь помогая кому-либо, делясь, отдавая свои блага и силы ближним, мы отдаём их Богу (см. Мф. 25, 40).

Мир меняется, и человек готов изменить едва ли не всё из того, что напоминает ему о грехе, страданиях и Боге. Через призму своих поступков люди желают видеть и толковать то или иное явление так, как выгодно им самим. Такие стремления коснулись и картины «Светоч мира». Её сюжет использовали не раз, предлагая новые, свои варианты его написания. Но все они существенно отличаются от оригинала.

В новых интерпретациях авторы не изображают ночь, терновый венец, светильник, бурьян у входа… Теперь картина не заставляет задуматься, а скорее радует глаз. За спиной Спасителя виден прекрасный фон – зеленеющий пейзаж и покрытое легкими облачками небо. Светильник теперь не нужен, и в руке у Господа появляется посох Доброго Пастыря. С головы Христа убран терновый венец – Он ныне не гоним, а приходит радоваться со Своими последователями. Дом чист и ухожен, уже нет зарослей бурьяна у дверей – ведь сюда часто заходит Сам Бог. Двери часто открываются, и это радует Христа, ибо Его ждут и Ему спешат открыть.

Однако, такой вариант – искажение замысла автора о картине, о ее изначальной теме.

Почему Христос стучится в дверь, и почему Ему не открывают? Какие могут быть причины этому?

Причин не спешить навстречу Спасителю, к сожалению, у людей великое множество. Может, мы не слышим стука; или же слышим, но намеренно не открываем. Если не слышим – то по причине нашего состояния: например, выпили или употребили наркотики – и нас не разбудить. Или музыка в доме так гремит, что покрывает все другие звуки, тем более, тихий стук… А возможно и то, что мы умерли в доме – потому не можем подойти открыть дверь и впустить Христа. Ведь смерть может быть не только телесной, но и духовной.

Если всмотреться в оригинал картины внимательно, то увидим, что на дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Неужели ошибка? Об этом спросил близкий художнику человек. И Хант ответил: «Здесь нет никакой ошибки. Просто это особая дверь, она не имеет ручки снаружи, только внутри!». Особенность заметили и люди, пришедшие на просмотр картины после её написания. Но, нет, отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход автора. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта. Христос просит о помощи и верит, что Ему откроют дверь, но не делает этого Сам, без воли человека.

Но, увы, не так часто Его приглашают войти в дом. У многих людей погас огонь веры. Они не готовы нарушить свой покой ради Христа, Который пришел в лице нищего или слабого и просит о помощи. У каждого человека свои интересы и заботы. Людям нет дела до Иисуса. Духовная жажда и стремление к высокому давно угасли или еле тлеют в их душах.

Но, несмотря на это, Бог стучится в дверь нашего сердца и ждёт, когда мы покаемся и отворим Ему. Он стучится, побуждая открывать двери своего сердца… Об этом свидетельствует Священное Писание, о том же стремится сказать и автор картины.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20) – эти слова Нового Завета Христос обращает к Лаодикийской Церкви, которая находилась в самом плачевном состоянии из всех семи Церквей, упомянутых в Откровении Иоанна Богослова. Эта Церковь отличалась величием, внешней красотой и богатством. Но в, то же время, она является несчастной, жалкой, нищей, слепой и нагой (см. Откр. 3, 14, 17).

Лаодикия – малоазиатский город, в котором проповедовали апостолы. Это был богатый город, который славился плодородием почвы и прекрасной шерстью овец. Однако его жители оказались ни живыми, ни мертвыми, «ни холодными, ни горячими» (см. Откр. 3, 16).

Слова «ты не холоден» означают того, кто принадлежит к обществу христиан, но не исполняет Христовых заповедей. Холод – состояние безбожия. Пламень возгорается в сердце от огня Святого Духа. На таких людей сошли огненные языки Духа Святого. Они полюбили Христа, их сердце горит светом Христовым, и они готовы согревать других людей теплом Духа Святого.

Холодного и далекого от веры человека легче обратить ко Христу, чем теплохладного. Холодный человек, если поверил в Бога, часто становится ревностным верующим. Теплохладные же думают, что они с Богом, но ошибаются. Таким Христос говорит: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 16). Христос призывает таковых лаодикийцев, а с ними и всех нас, к ревности и покаянию.

Может быть, Господь и сегодня стучит в двери твоего сердца. Вспомни, что сказано: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (ср. Евр. 3,15).

Итак, нет ручки снаружи – только внутри! И значит, каждый принимает решение: открыть дверь своего сердца для Бога или нет. Христос просит, а не настаивает. Он долго терпит, ибо милостив и Его любовь безгранична. Того, кто откроет Ему свое сердце, Господь никогда не оставит.

Стоит Христос у двери и стучит, чтобы Ему открыли. Кто такой дерзкий, чтобы не пустить Христа?! Стучит Спаситель в дверь Лаодикийской Церкви, у которой нет сердца ни холодного, ни горячего. Но спят души беспечных лаодикийцев… Спаситель мог бы давно уйти, но Он стоит при дверях. Он стучит, стучит и стучит долго, неотступно. Но человек не слышит Его. А если слышит, то негодует: «Зачем Ты пришел ночью, когда мне нужно спать?!»

«Се, стою у двери и стучу» – выражение истинной любви Божией к людям. Господь не лишает человека свободы. Бог кротко взывает к нам через слова Священного Писания, через видимые храмы, через совесть и сердце наше. Господь призывает повсюду. Стуча, Он ожидает, что каждый сам добровольно отворит дверь сердечной клети. Кто услышит Его и поспешит открыть, тот примет Спасителя, и Он «обитель у него сотворит» (см. Ин. 14, 23). Господь явно пребывает в таком сердце и в такой церковной общине.

Кто знает, может и нам стоит прислушаться? Может и к нам кто-то пришел, прямо сейчас, в эту минуту, и стучится в двери… Не порос ли диким бурьяном вход в наше сердце?!

Епископ Орский и Гайский Ириней (Тафуня)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Ириней (Тафуня)
Христос – великий революционер?
Взгляд коммунистических лидеров на Иисуса Христа
28.08.2024
Олимпиада: победа духа или допинга?
Епископ Ириней рассказывает о происхождении девиза Олимпиады и современном спорте «химических» достижений
13.08.2024
Христианство и толерантность
Одно – терпимость к недостаткам человека, другое – отношение к порокам общества
03.07.2024
«У толерантности есть чёткие границы дозволенного»
О полемике вокруг допустимости ношения хиджаба в учебных заведениях и на работе
19.06.2024
Христианство и толерантность
Нужно уметь сказать, что грех – это грех
06.06.2024
Все статьи Епископ Ириней (Тафуня)
Последние комментарии
Христос – великий революционер?
Новый комментарий от Наблюдатель
04.09.2024 14:20
Святость и хамство
Новый комментарий от Бузина Олесь
04.09.2024 13:47
О вакцинах и вражеском коварстве
Новый комментарий от Наблюдатель
04.09.2024 13:42
Сколько алчных тварей окрест нас?
Новый комментарий от В.Р.
04.09.2024 12:43
Покончить с новой Хазарией – Украиной
Новый комментарий от РОНОЛ
04.09.2024 10:11
Основной вопрос стихотворения
Новый комментарий от Константин В.
04.09.2024 10:02
«Соловей… Соловьи…»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
04.09.2024 09:32