Об истории церковного пения и стихосложения можно говорить бесконечно. Существует огромное количество исследований на эту тему. Но когда разговор заходит о создателях церковных песен, то, в первую очередь, вспоминают имена Иоанна Дамаскина, Романа Сладокопевца и Феодора Студита, и совсем забывают о таком замечательном церковном поэте, как святитель Андрей Критский. И это при том, что этот человек является создателем знаменитого Покаянного канона, читаемого каждый Великий пост. Давайте вместе с вами перенесемся вглубь веков и постараемся пролить свет на жизненный путь этого удивительного поэта.
Жаркий пустынный ветер, не спеша и вальяжно снует среди узких улочек Дамаска. Словно по легочным артериям проносится он по всему городу, заставляя его дышать и жить. Дамаск стоит на ровной платформе, на возвышении. С одной стороны он защищен горами Антиливана, а с другой Средиземным морем. Создается ощущение, что солнце здесь с двойной силой отражается в светло-желтых кирпичных строениях. Но местность эта не иссушена. Это густонаселенный город, столица Омейядского халифата. Да и само слово Дамаск (в арабском прочтении «Димашк») в переводе означает «хорошо политое место». Центр города пересечен рекой Барада, которая несмотря на свои небольшие размеры, тем не менее, обеспечивает его водой и прохладой.
В этом городе жило благочестивое христианское семейство. Отца звали – Георгием, а мать – Григорией. Оба они были достаточно обеспечены и образованы, и потому входили в состав местной элиты. Вскоре Господь благословил их рождением сына. Произошло это примерно в 640 году. На Востоке рождение мальчика – это всегда особое событие, а также большой повод для родительской гордости. Еще бы, родился наследник. Отрока нарекли Андреем. Однако вскоре радость сменилась печалью. Мальчик по достижении года так и не заговорил. Не заговорил он и еще через год. Все посчитали, что это врожденная немота. И на этом бы все и закончилось, если бы не вмешательство Бога. В те давние времена, среди сирийских христиан существовал обычай крестить детей в осознанном возрасте. И вот Андрея в возрасте семи лет привели на крещение, а затем и на первое причастие. Едва губ его коснулись святые дары, как он стал говорить. Ужас объял всех присутствующих. Никто не сомневался, что это чудо – дело рук Бога. И родители также отметили для себя, к какому пути готовить ребенка.
После этого удивительного случая, Андрей словно прозрел. Ему с легкостью стали даваться даже самые сложные науки. Он прекрасно считал, знал множество языков (греческий, латинский, сирийский, арабский, арамейский), помнил наизусть отрывки из произведений древнегреческих и латинских писателей и философов. С отличием окончил курс тривиума к 13 годам. По логике вещей его ждало продолжение обучения в системе квадривиума, где был и его любимый предмет – музыка, но родители помнили о знаке Божьем, и потому, прерывают его обучение и везут в город Иерусалим, в монастырь преподобного Саввы Освященного. Юноша не противится этому решению, он и сам тяготел к уединенной, монашеской жизни. Его расстраивало только то, что ему не дали обучится искусству музыки. Это станет его мечтой, к которой он еще вернётся.
В очень скором времени Андрей проявил себя как прекрасный организатор и послушный инок. Его постригают в монашество и устраивают на работу нотарием (клерком) у самого Иерусалимского патриарха. Затем последовало еще одно повышение, Андрей становится главным экономом монашеских обителей. Однажды патриарх Иерусалимский Георгий I отправил его с важным поручением в столицу Византийской империи – Константинополь. Этот город покорил сердце Андрея навсегда, ведь в нем было всё: и учёность, и молитва. Выполнив поручение патриарха, Андрей стремится к исполнению своей заветной мечты и начинает брать частные уроки музыки. Мечта, помноженная на талант, не заставила себя долго ждать. В итоге, сам учитель признал, что теперь впору ему самому брать уроки у своего ученика.
Андрей проявил себя при императорском дворе как прекрасный знаток Священного Писания и богословия. Также, именно в Константинополе он впервые издает свои церковные стихи и песни, которые он начал писать в свою бытность ещё в Иерусалиме. Его таланты не остались незамеченными. Андрея переводят с Иерусалимской кафедры на Константинопольскую. За свои певческие и поэтические труды он был поставлен архидиаконом церкви Святой Софии. А вскоре, император Юстиниан II дает свое личное распоряжение о рукоположении Андрея в сан епископа острова Крит.
Вот мы и добрались с вами до его прозвища. Андрей, епископ Критский с радостью и большой готовностью отправляется на свою кафедру и с ревностью принимается там за труды. Его стараниями на острове Крит было построено немало церквей, школ, больниц. Сам же он жил очень скромно, занимая только две маленькие комнатки в гостинице.
Был в жизни преподобного Андрея Критского и неблагозвучный эпизод. Но, не упомянув о нем, мы не сможем объяснить его последующих действий. Не вдаваясь в подробности, можно отметить факт отпадения Андрея от Православия. Он, боясь смерти, подписал документ о признании ереси монофелитства истинным христианством. Позже, когда уже этот документ будет отменен и состоится церковный суд над всеми, кто к нему был причастен, епископа Андрея оправдают, но сам он всю оставшуюся жизнь чувствовал свою вину за случившееся и просил Бога о прощении. Вот так, через падение, в покаянных слезах был дописан знаменитый Покаянный канон. Он потому такой трогательный, что написан из личного опыта.
Андрей Критский по праву считается первым создателем такой церковной формы творчества как каноны. Ему приписывается создание, по меньшей мере, 70 канонов. Также он составлял ирмосы и кондаки к канонам, перемежая церковное чтение – церковным пением. Его каноны, если читать их в оригинале – бесподобны. Это удивительно грамотно и красиво построенный текст. В канонах Андрея Критского всегда была вторая песнь, которую последующие церковные песнотворцы фактически истребили. Также в его песнях канона всегда более чем четыре стиха. Мелодия, созданная Андреем Критским неторопливая как ветер, в его родном Дамаске. Она спокойно заполняет храм, и всех присутствующих, даруя им сердечный мир.
Последние годы епископа Андрея Критского были наполнены переживаниями за свою паству. Крит подвергался постоянным набегам арабов и турок. А еще вдобавок, остров посетила чума и голод. Андрей не мог спокойно смотреть на страдания людей и немедленно отправился в Константинополь просить императора о помощи. Помощь была оказана, жители были спасены и с радостью ждали возвращения своего архипастыря. Но на обратном пути епископ Андрей занемог и скончался на корабле. Его тело было доставлено в город Эресос на острове Лесбос, что в Эгейском море, где его отпели и похоронили.
Такова история этого удивительного человека. Его жизнь учит нас добиваться поставленных целей, не забывать о промысле Божьем, помнить о своих обещаниях, не опускать рук, даже если оступился и горячо каяться о своих грехах.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории