«Его жизнь учит нас не забывать о промысле Божьем»

Проповедь в день памяти святителя Андрея Критского

0
130
Время на чтение 5 минут

Об истории церковного пения и стихосложения можно говорить бесконечно. Существует огромное количество исследований на эту тему. Но когда разговор заходит о создателях церковных песен, то, в первую очередь, вспоминают имена Иоанна Дамаскина, Романа Сладокопевца и Феодора Студита, и совсем забывают о таком замечательном церковном поэте, как святитель Андрей Критский. И это при том, что этот человек является создателем знаменитого Покаянного канона, читаемого каждый Великий пост. Давайте вместе с вами перенесемся вглубь веков и постараемся пролить свет на жизненный путь этого удивительного поэта.

Жаркий пустынный ветер, не спеша и вальяжно снует среди узких улочек Дамаска. Словно по легочным артериям проносится он по всему городу, заставляя его дышать и жить. Дамаск стоит на ровной платформе, на возвышении. С одной стороны он защищен горами Антиливана, а с другой Средиземным морем. Создается ощущение, что солнце здесь с двойной силой отражается в светло-желтых кирпичных строениях. Но местность эта не иссушена. Это густонаселенный город, столица Омейядского халифата. Да и само слово Дамаск (в арабском прочтении «Димашк») в переводе означает «хорошо политое место». Центр города пересечен рекой Барада, которая несмотря на свои небольшие размеры, тем не менее, обеспечивает его водой и прохладой.

В этом городе жило благочестивое христианское семейство. Отца звали – Георгием, а мать – Григорией. Оба они были достаточно обеспечены и образованы, и потому входили в состав местной элиты. Вскоре Господь благословил их рождением сына. Произошло это примерно в 640 году. На Востоке рождение мальчика – это всегда особое событие, а также большой повод для родительской гордости. Еще бы, родился наследник. Отрока нарекли Андреем. Однако вскоре радость сменилась печалью. Мальчик по достижении года так и не заговорил. Не заговорил он и еще через год. Все посчитали, что это врожденная немота. И на этом бы все и закончилось, если бы не вмешательство Бога. В те давние времена, среди сирийских христиан существовал обычай крестить детей в осознанном возрасте. И вот Андрея в возрасте семи лет привели на крещение, а затем и на первое причастие. Едва губ его коснулись святые дары, как он стал говорить. Ужас объял всех присутствующих. Никто не сомневался, что это чудо – дело рук Бога. И родители также отметили для себя, к какому пути готовить ребенка.

После этого удивительного случая, Андрей словно прозрел. Ему с легкостью стали даваться даже самые сложные науки. Он прекрасно считал, знал множество языков (греческий, латинский, сирийский, арабский, арамейский), помнил наизусть отрывки из произведений древнегреческих и латинских писателей и философов. С отличием окончил курс тривиума к 13 годам. По логике вещей его ждало продолжение обучения в системе квадривиума, где был и его любимый предмет – музыка, но родители помнили о знаке Божьем, и потому, прерывают его обучение и везут в город Иерусалим, в монастырь преподобного Саввы Освященного. Юноша не противится этому решению, он и сам тяготел к уединенной, монашеской жизни. Его расстраивало только то, что ему не дали обучится искусству музыки. Это станет его мечтой, к которой он еще вернётся.

В очень скором времени Андрей проявил себя как прекрасный организатор и послушный инок. Его постригают в монашество и устраивают на работу нотарием (клерком) у самого Иерусалимского патриарха. Затем последовало еще одно повышение, Андрей становится главным экономом монашеских обителей. Однажды патриарх Иерусалимский Георгий I отправил его с важным поручением в столицу Византийской империи – Константинополь. Этот город покорил сердце Андрея навсегда, ведь в нем было всё: и учёность, и молитва. Выполнив поручение патриарха, Андрей стремится к исполнению своей заветной мечты и начинает брать частные уроки музыки. Мечта, помноженная на талант, не заставила себя долго ждать. В итоге, сам учитель признал, что теперь впору ему самому брать уроки у своего ученика.

Андрей проявил себя при императорском дворе как прекрасный знаток Священного Писания и богословия. Также, именно в Константинополе он впервые издает свои церковные стихи и песни, которые он начал писать в свою бытность ещё в Иерусалиме. Его таланты не остались незамеченными. Андрея переводят с Иерусалимской кафедры на Константинопольскую. За свои певческие и поэтические труды он был поставлен архидиаконом церкви Святой Софии. А вскоре, император Юстиниан II дает свое личное распоряжение о рукоположении Андрея в сан епископа острова Крит.

Вот мы и добрались с вами до его прозвища. Андрей, епископ Критский с радостью и большой готовностью отправляется на свою кафедру и с ревностью принимается там за труды. Его стараниями на острове Крит было построено немало церквей, школ, больниц. Сам же он жил очень скромно, занимая только две маленькие комнатки в гостинице.

Был в жизни преподобного Андрея Критского и неблагозвучный эпизод. Но, не упомянув о нем, мы не сможем объяснить его последующих действий. Не вдаваясь в подробности, можно отметить факт отпадения Андрея от Православия. Он, боясь смерти, подписал документ о признании ереси монофелитства истинным христианством. Позже, когда уже этот документ будет отменен и состоится церковный суд над всеми, кто к нему был причастен, епископа Андрея оправдают, но сам он всю оставшуюся жизнь чувствовал свою вину за случившееся и просил Бога о прощении. Вот так, через падение, в покаянных слезах был дописан знаменитый Покаянный канон. Он потому такой трогательный, что написан из личного опыта.

Андрей Критский по праву считается первым создателем такой церковной формы творчества как каноны. Ему приписывается создание, по меньшей мере, 70 канонов. Также он составлял ирмосы и кондаки к канонам, перемежая церковное чтение – церковным пением. Его каноны, если читать их в оригинале – бесподобны. Это удивительно грамотно и красиво построенный текст. В канонах Андрея Критского всегда была вторая песнь, которую последующие церковные песнотворцы фактически истребили. Также в его песнях канона всегда более чем четыре стиха. Мелодия, созданная Андреем Критским неторопливая как ветер, в его родном Дамаске. Она спокойно заполняет храм, и всех присутствующих, даруя им сердечный мир.

Последние годы епископа Андрея Критского были наполнены переживаниями за свою паству. Крит подвергался постоянным набегам арабов и турок. А еще вдобавок, остров посетила чума и голод. Андрей не мог спокойно смотреть на страдания людей и немедленно отправился в Константинополь просить императора о помощи. Помощь была оказана, жители были спасены и с радостью ждали возвращения своего архипастыря. Но на обратном пути епископ Андрей занемог и скончался на корабле. Его тело было доставлено в город Эресос на острове Лесбос, что в Эгейском море, где его отпели и похоронили.

Такова история этого удивительного человека. Его жизнь учит нас добиваться поставленных целей, не забывать о промысле Божьем, помнить о своих обещаниях, не опускать рук, даже если оступился и горячо каяться о своих грехах.

Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Викторович Овчаренко
Он был свободен от предрассудков и смог углядеть Истину
Проповедь в день памяти священномученика Дионисия Ареопагита
16.10.2024
Крест – не символ унижения, но сила, которую неспособно сломить никакое испытание
Проповедь на праздник Воздвижения Креста Господня
27.09.2024
«Дар небес, вымоленный у Бога»
Проповедь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
21.09.2024
«Ковчег Божий»
Проповедь на праздник Успения Пресвятой Богородицы
28.08.2024
Все статьи Роман Викторович Овчаренко
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06