«Савл стал учеником Христа уже после всех великих событий»

Проповедь в день памяти святого первоверховного апостола Павла

0
142
Время на чтение 8 минут

Начать свою проповедь сегодня мне хотелось бы со слов святого Иоанна Кронштадтского: «Что было причиною таких славных подвигов апостолов, за которые их достойно ублажает вся вселенная? Их живая вера и любовь ко Христу, вера, при которой они считали все земное за сор, и бесконечно дорого ценили каждое слово Господа Иисуса Христа, всякое слово Его крепко держали в сердце, всякую заповедь Его старались исполнить во всей силе. И также бесконечно дорого ценили они всякую душу человеческую и старались спасти от греха и вечной погибели».

Как сильно сказано. Только вслушайтесь в эти слова. Тяжело это осознавать, но насколько мы, живущие сейчас христиане, отличаемся от христиан первых веков, причём, не в лучшую сторону. И дело вовсе не в том, что они стали первыми исповедниками христианской веры. В некотором смысле и мы, знакомясь с христианством, становимся с ними в один ряд. Но вот доверия к Богу у нас меньше, как и любви к ближним своим. И это то, с чем нам предстоит еще работать и работать, чтобы хотя бы надеяться на спасение.

Вы спросите, а есть ли в истории Церкви пример становления человека из жёсткого прагматика в открытого и добросердечного христианина. И я отвечу вам: есть. Это апостол Павел.

Многие из вас знают или слышали об этом удивительном святом древней христианской Церкви. Давайте вместе вспомним основные моменты жизни этого апостола и тем самым почтим его память.

На юге центральной части Турции есть город Тарсус (Ταρσός). Он находится в весьма живописном месте. С юга он обрамлен Средиземным морем, а на севере защищен Таврским горами, которые издревле славились своими лесами. С запада на восток раскинулась плодородная равнина, которая в совокупности с мягким климатом всегда давала богатый урожай. История этого города очень интересна. Он был построен ассирийским царем Сеннахирибом в VII веке до н. э. Находясь в непосредственной близости от Средиземного моря, этот город через судоходную реку Кидну (современное турецкое название «Бердан-чай»), был связан торговыми путями со всей Европой и Азией. Именно через него на Восток из Европы попадали товары. Население в нем было смешанным. Славы и блеска город достиг в правление Селевкидов, когда в нем поселилось множество греков, которые вели обширную торговлю и основали высшую школу грамматики и философии, процветавшую особенно в период Римской империи.

Известный историк и географ древности Страбон оставил нам следующие строки о городе Тарсе: «Так велика ревность жителей к философии и всякому другому всеобъемлющему образованию, что они превосходили даже Афины и Александрию». Помимо великолепного образования, город был и центром ремесел. Здесь была одна из главных баз по заготовке строительного леса для всей Римской империи. Главным промыслом города было плетение веревок и приготовление полотнищ и покрывал для палаток из козьей шерсти.

Несмотря на все перипетии гражданских войн древнего Рима, городу, переходившему из рук в руки, то к Марку Антонию, то к Октавиану Августу, удалось сохранить свою независимость, и он именовался «вольным городом». А через некоторое время он даже стал столицей провинции Киликии. Тарс, будучи местом знаменитой литературной школы, в то же время было столицей провинции, низко ценившейся в общественном мнении. Она считалась в числе трех худших областей, которые начинались на букву «К» – Каппадокия, Киликия и Крит. Дело всё в том, что жители этих провинций не были уже чистокровными греками, и будучи оторванными от своих корней не смогли сохранить правильность своего языка. В Киликии греческий язык был настолько испорчен, что послужил поводом к термину «солецизм» – невозможное построение речи. Кстати, такие неправильные обороты прослеживаются и в посланиях апостола Павла, которые лишний раз подтверждают его происхождение из тех мест.

Мы знаем очень мало о предках апостола Павла. Известно лишь то, что они были выходцами из колена Вениаминова, и беженцами из Палестины. Непонятно, по какой причине они бежали со своей родины. Видимо основания были весьма серьезными. Так они стали жителями города Тарса. Здесь была достаточно большая иудейская диаспора, в которой они играли не последнюю роль. И дедушка, и отец апостола Павла были фарисеями (Деян. 23, 6). Еще мы знаем, что отец Павла был потомственным римским гражданином (Деян. 16, 37). Просто так никто не мог получить римское гражданство, тем более иноземец. Возможно, отец апостола Павла совершил какой-то подвиг, за что и был награжден. Вот что написал о преимуществах такого гражданства римский политик I века до н.э. Цицерон: «Связать римского гражданина – преступление; высечь его – злодеяние; лишить его жизни – практически то же, что совершить отцеубийство».

По церковному Преданию нам известно, что помимо Павла, в семье было еще две дочери. Святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являлись родными сестрами апостола Павла. С детства Павел был наречен Савлом (по-еврейски «Шауль», что в переводе означает «испрошенный от Бога»). А второе своё имя «Павел» (от лат. «Paulus» – «малый», «небольшой») он получил уже как римский гражданин. Родители не просто так назвали своего единственного сына Савлом. Здесь сказывается их боль, как потомков царя Саула, за его отвержение Богом. Это имя стало крайне непопулярным у евреев, после падения первого еврейского царя. Возможно, они хотели через своего сына искупить вину своего предка.

Мальчик с раннего детства начал изучать основы Священного Писания. Изучение ремесел было второй обязанностью, которую раввины внушали родителям всякого иудейского мальчика.

Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. Павел, как мы с вами знаем, умел плести палатки.

В возрасте тринадцати лет Савла отправляют в Иерусалим учиться у самого знаменитого учителя древности – Гамалиила. Во время обучения Савл жил у своей родной сестры, которая незадолго до этого вышла замуж и вместе с мужем поселилась в Иерусалиме. Что же мы знаем о первом учителе апостола Павла? Кто он этот Гамалиил? «Гамлиэль бен Шимон ха-Закен», то есть «Гамалиил сын Симона Старший» – знаменитый палестинский раввин и законоучитель, член Синедриона, начальник школы. Один из авторов Талмуда – толкования Священного Писания. Весьма одаренный человек с широкими взглядами на жизнь. Очень скоро Савл стал одним из самых успешных и приближенных учеников Гамалиила, о чем он позже сам скажет: «я иудеянин, воспитанный при ногах Гамалиила» (Деян. 22, 3).

За что же он стяжал любовь своего учителя. Дело все в том, что Савл знал арамейский язык. Это как сейчас для нас русских людей знать старославянский. Немногие в то время в Палестине знали арамейский. Гамалиил наставил Савла в знании Священного Писания, дал ему также сокровенные знания о приходе Мессии, привил ему основы человеколюбия. Вы удивитесь, но это так, не родители, а учитель объяснил мальчику, что нельзя кичиться своим происхождением и презирать простой народ. Не сразу в Савле взошли эти семена, но то, что они были посажены – уже хорошо. Савл учился в Академии Гамалиила до 30 лет.

И вот он уже готов вступить на путь наставничества. Он сам может стать раввином (учителем Закона Божьего) в любом городе. Но его внимание привлекает новое учение, которое стало распространяться с огромной скоростью сначала в Палестине, а потом и уже за ее пределами. Савл, как истинный фарисей порицает это учение. В отличие от своего учителя Гамалиила, который был не столь категоричен, Савл начинает активно участвовать в собраниях, в которых решались массовые акции против христианства. И вот уже найдена первая жертва. Им стал диакон Стефан. Толпа фанатиков, спровоцированных фарисеями и саддукеями, выводит Стефана за город и начинает побивать камнями, нарушая не только божий закон, но и римский, который запрещал без суда убивать людей. Савл, чье совершеннолетие еще не было признано, не участвует в побиении, но одобряет его и даже следит за одеждой тех, кто делает это черное дело. А позже, когда он, наконец, получил разрешение на деятельность, испрашивает у саддукеев разрешительные письма в Дамаск для поимки местных христиан, чтобы их тоже предать смерти в Иерусалиме (Деян. 22, 1 – 5).

По пути в Дамаск, Савл впервые в своей жизни встретился с Богом, лицом к лицу. «Осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Я отвечал: "кто Ты, Господи?" Он сказал мне: "Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь". Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: "Господи! что мне делать?" Господь же сказал мне: "встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать". А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск» (Деян. 22, 6 – 11).

В Дамаске Савл, будучи лишённым зрения, наконец, вспомнил слова учителя о Мессии и понял, что тот, кого он ищет, был всё это время рядом. Когда к нему пришло духовное прозрение, Господь отправил к нему апостола от семидесяти учеников Ананию, который в то время был епископом Дамаска, для того чтобы тот крестил Савла и призвал его к служению. Невероятно, но дом, в котором жил апостол Анания, сохранился до сих пор.

«Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришёл ко мне и, подойдя, сказал мне: "брат Савл! Прозри". И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22, 12 – 16).

Так началась новая жизнь Савла, но уже не как раввина и фарисея, а как апостола и христианина. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что при жизни Христа на земле, они с Савлом не пересекались. Савл стал учеником Христа уже после всех великих событий и потому не входит ни в число двенадцати, ни в число семидесяти учеников. Он рассматривается всегда отдельно. Став христианином, Савл, намерено перестал именовать себя собственным именем, и везде представлял себя как Павла.

Он немало потрудился в деле христианской проповеди. Совершил четыре длительных миссионерских поездки по всей Римской империи. Посетил с проповедью страны Малой Азии, Аравийского полуострова, Палестины, Греции, Италии и даже Испании. Оставил после себя весьма обширное письменное наследие (14 посланий).

И это, несмотря на трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться: темницы, голод, избиения, бури и болезни. Святитель Иоанн Златоуст восхищался апостолом Павлом:

«Он непрестанно боролся с опасностями, и закалал себя волей своей, и так умерщвлял естество плотское, что нисколько не меньше находился в состоянии закалаемых жертв, но еще гораздо больше. Не волов и овец приносил он, но себя самого вдвойне закалал каждый день. Посмотри, чего удостоил Господь Павла, еще прежде будущего воскресения: восхитил его в Рай, вознес на третье Небо, сообщил ему такие тайны, каких нельзя пересказать никому из имеющих человеческую природу; и весьма справедливо, потому что он, ходя еще по земле, все делал так, как бы жил в обществе Ангелов, быв связан смертным телом, являл их чистоту и, быв подвержен таким немощам, старался быть нисколько не ниже вышних сил».

В правление императора Нерона апостол Павел был приговорен к казни в Риме. Произошло это в 67 году. Ему, как римскому гражданину, отсекли голову за воротами города. На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Священномученик Фаддей (Успенский) так сказал об апостоле: «Павел ждал смерть как освобождение – много ли есть таких людей сейчас?»

С праздником вас, дорогие друзья. Кто знает, может и нам придется отстаивать свою веру перед лицом сильно меняющегося, увы, не в лучшую сторону, мира.

Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Викторович Овчаренко
Он был свободен от предрассудков и смог углядеть Истину
Проповедь в день памяти священномученика Дионисия Ареопагита
16.10.2024
Крест – не символ унижения, но сила, которую неспособно сломить никакое испытание
Проповедь на праздник Воздвижения Креста Господня
27.09.2024
«Дар небес, вымоленный у Бога»
Проповедь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
21.09.2024
«Ковчег Божий»
Проповедь на праздник Успения Пресвятой Богородицы
28.08.2024
Все статьи Роман Викторович Овчаренко
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06