Начать свою проповедь сегодня мне хотелось бы со слов святого Иоанна Кронштадтского: «Что было причиною таких славных подвигов апостолов, за которые их достойно ублажает вся вселенная? Их живая вера и любовь ко Христу, вера, при которой они считали все земное за сор, и бесконечно дорого ценили каждое слово Господа Иисуса Христа, всякое слово Его крепко держали в сердце, всякую заповедь Его старались исполнить во всей силе. И также бесконечно дорого ценили они всякую душу человеческую и старались спасти от греха и вечной погибели».
Как сильно сказано. Только вслушайтесь в эти слова. Тяжело это осознавать, но насколько мы, живущие сейчас христиане, отличаемся от христиан первых веков, причём, не в лучшую сторону. И дело вовсе не в том, что они стали первыми исповедниками христианской веры. В некотором смысле и мы, знакомясь с христианством, становимся с ними в один ряд. Но вот доверия к Богу у нас меньше, как и любви к ближним своим. И это то, с чем нам предстоит еще работать и работать, чтобы хотя бы надеяться на спасение.
Вы спросите, а есть ли в истории Церкви пример становления человека из жёсткого прагматика в открытого и добросердечного христианина. И я отвечу вам: есть. Это апостол Павел.
Многие из вас знают или слышали об этом удивительном святом древней христианской Церкви. Давайте вместе вспомним основные моменты жизни этого апостола и тем самым почтим его память.
На юге центральной части Турции есть город Тарсус (Ταρσός). Он находится в весьма живописном месте. С юга он обрамлен Средиземным морем, а на севере защищен Таврским горами, которые издревле славились своими лесами. С запада на восток раскинулась плодородная равнина, которая в совокупности с мягким климатом всегда давала богатый урожай. История этого города очень интересна. Он был построен ассирийским царем Сеннахирибом в VII веке до н. э. Находясь в непосредственной близости от Средиземного моря, этот город через судоходную реку Кидну (современное турецкое название «Бердан-чай»), был связан торговыми путями со всей Европой и Азией. Именно через него на Восток из Европы попадали товары. Население в нем было смешанным. Славы и блеска город достиг в правление Селевкидов, когда в нем поселилось множество греков, которые вели обширную торговлю и основали высшую школу грамматики и философии, процветавшую особенно в период Римской империи.
Известный историк и географ древности Страбон оставил нам следующие строки о городе Тарсе: «Так велика ревность жителей к философии и всякому другому всеобъемлющему образованию, что они превосходили даже Афины и Александрию». Помимо великолепного образования, город был и центром ремесел. Здесь была одна из главных баз по заготовке строительного леса для всей Римской империи. Главным промыслом города было плетение веревок и приготовление полотнищ и покрывал для палаток из козьей шерсти.
Несмотря на все перипетии гражданских войн древнего Рима, городу, переходившему из рук в руки, то к Марку Антонию, то к Октавиану Августу, удалось сохранить свою независимость, и он именовался «вольным городом». А через некоторое время он даже стал столицей провинции Киликии. Тарс, будучи местом знаменитой литературной школы, в то же время было столицей провинции, низко ценившейся в общественном мнении. Она считалась в числе трех худших областей, которые начинались на букву «К» – Каппадокия, Киликия и Крит. Дело всё в том, что жители этих провинций не были уже чистокровными греками, и будучи оторванными от своих корней не смогли сохранить правильность своего языка. В Киликии греческий язык был настолько испорчен, что послужил поводом к термину «солецизм» – невозможное построение речи. Кстати, такие неправильные обороты прослеживаются и в посланиях апостола Павла, которые лишний раз подтверждают его происхождение из тех мест.
Мы знаем очень мало о предках апостола Павла. Известно лишь то, что они были выходцами из колена Вениаминова, и беженцами из Палестины. Непонятно, по какой причине они бежали со своей родины. Видимо основания были весьма серьезными. Так они стали жителями города Тарса. Здесь была достаточно большая иудейская диаспора, в которой они играли не последнюю роль. И дедушка, и отец апостола Павла были фарисеями (Деян. 23, 6). Еще мы знаем, что отец Павла был потомственным римским гражданином (Деян. 16, 37). Просто так никто не мог получить римское гражданство, тем более иноземец. Возможно, отец апостола Павла совершил какой-то подвиг, за что и был награжден. Вот что написал о преимуществах такого гражданства римский политик I века до н.э. Цицерон: «Связать римского гражданина – преступление; высечь его – злодеяние; лишить его жизни – практически то же, что совершить отцеубийство».
По церковному Преданию нам известно, что помимо Павла, в семье было еще две дочери. Святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являлись родными сестрами апостола Павла. С детства Павел был наречен Савлом (по-еврейски «Шауль», что в переводе означает «испрошенный от Бога»). А второе своё имя «Павел» (от лат. «Paulus» – «малый», «небольшой») он получил уже как римский гражданин. Родители не просто так назвали своего единственного сына Савлом. Здесь сказывается их боль, как потомков царя Саула, за его отвержение Богом. Это имя стало крайне непопулярным у евреев, после падения первого еврейского царя. Возможно, они хотели через своего сына искупить вину своего предка.
Мальчик с раннего детства начал изучать основы Священного Писания. Изучение ремесел было второй обязанностью, которую раввины внушали родителям всякого иудейского мальчика.
Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. Павел, как мы с вами знаем, умел плести палатки.
В возрасте тринадцати лет Савла отправляют в Иерусалим учиться у самого знаменитого учителя древности – Гамалиила. Во время обучения Савл жил у своей родной сестры, которая незадолго до этого вышла замуж и вместе с мужем поселилась в Иерусалиме. Что же мы знаем о первом учителе апостола Павла? Кто он этот Гамалиил? «Гамлиэль бен Шимон ха-Закен», то есть «Гамалиил сын Симона Старший» – знаменитый палестинский раввин и законоучитель, член Синедриона, начальник школы. Один из авторов Талмуда – толкования Священного Писания. Весьма одаренный человек с широкими взглядами на жизнь. Очень скоро Савл стал одним из самых успешных и приближенных учеников Гамалиила, о чем он позже сам скажет: «я иудеянин, воспитанный при ногах Гамалиила» (Деян. 22, 3).
За что же он стяжал любовь своего учителя. Дело все в том, что Савл знал арамейский язык. Это как сейчас для нас русских людей знать старославянский. Немногие в то время в Палестине знали арамейский. Гамалиил наставил Савла в знании Священного Писания, дал ему также сокровенные знания о приходе Мессии, привил ему основы человеколюбия. Вы удивитесь, но это так, не родители, а учитель объяснил мальчику, что нельзя кичиться своим происхождением и презирать простой народ. Не сразу в Савле взошли эти семена, но то, что они были посажены – уже хорошо. Савл учился в Академии Гамалиила до 30 лет.
И вот он уже готов вступить на путь наставничества. Он сам может стать раввином (учителем Закона Божьего) в любом городе. Но его внимание привлекает новое учение, которое стало распространяться с огромной скоростью сначала в Палестине, а потом и уже за ее пределами. Савл, как истинный фарисей порицает это учение. В отличие от своего учителя Гамалиила, который был не столь категоричен, Савл начинает активно участвовать в собраниях, в которых решались массовые акции против христианства. И вот уже найдена первая жертва. Им стал диакон Стефан. Толпа фанатиков, спровоцированных фарисеями и саддукеями, выводит Стефана за город и начинает побивать камнями, нарушая не только божий закон, но и римский, который запрещал без суда убивать людей. Савл, чье совершеннолетие еще не было признано, не участвует в побиении, но одобряет его и даже следит за одеждой тех, кто делает это черное дело. А позже, когда он, наконец, получил разрешение на деятельность, испрашивает у саддукеев разрешительные письма в Дамаск для поимки местных христиан, чтобы их тоже предать смерти в Иерусалиме (Деян. 22, 1 – 5).
По пути в Дамаск, Савл впервые в своей жизни встретился с Богом, лицом к лицу. «Осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Я отвечал: "кто Ты, Господи?" Он сказал мне: "Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь". Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: "Господи! что мне делать?" Господь же сказал мне: "встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать". А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск» (Деян. 22, 6 – 11).
В Дамаске Савл, будучи лишённым зрения, наконец, вспомнил слова учителя о Мессии и понял, что тот, кого он ищет, был всё это время рядом. Когда к нему пришло духовное прозрение, Господь отправил к нему апостола от семидесяти учеников Ананию, который в то время был епископом Дамаска, для того чтобы тот крестил Савла и призвал его к служению. Невероятно, но дом, в котором жил апостол Анания, сохранился до сих пор.
«Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришёл ко мне и, подойдя, сказал мне: "брат Савл! Прозри". И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22, 12 – 16).
Так началась новая жизнь Савла, но уже не как раввина и фарисея, а как апостола и христианина. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что при жизни Христа на земле, они с Савлом не пересекались. Савл стал учеником Христа уже после всех великих событий и потому не входит ни в число двенадцати, ни в число семидесяти учеников. Он рассматривается всегда отдельно. Став христианином, Савл, намерено перестал именовать себя собственным именем, и везде представлял себя как Павла.
Он немало потрудился в деле христианской проповеди. Совершил четыре длительных миссионерских поездки по всей Римской империи. Посетил с проповедью страны Малой Азии, Аравийского полуострова, Палестины, Греции, Италии и даже Испании. Оставил после себя весьма обширное письменное наследие (14 посланий).
И это, несмотря на трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться: темницы, голод, избиения, бури и болезни. Святитель Иоанн Златоуст восхищался апостолом Павлом:
«Он непрестанно боролся с опасностями, и закалал себя волей своей, и так умерщвлял естество плотское, что нисколько не меньше находился в состоянии закалаемых жертв, но еще гораздо больше. Не волов и овец приносил он, но себя самого вдвойне закалал каждый день. Посмотри, чего удостоил Господь Павла, еще прежде будущего воскресения: восхитил его в Рай, вознес на третье Небо, сообщил ему такие тайны, каких нельзя пересказать никому из имеющих человеческую природу; и весьма справедливо, потому что он, ходя еще по земле, все делал так, как бы жил в обществе Ангелов, быв связан смертным телом, являл их чистоту и, быв подвержен таким немощам, старался быть нисколько не ниже вышних сил».
В правление императора Нерона апостол Павел был приговорен к казни в Риме. Произошло это в 67 году. Ему, как римскому гражданину, отсекли голову за воротами города. На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Священномученик Фаддей (Успенский) так сказал об апостоле: «Павел ждал смерть как освобождение – много ли есть таких людей сейчас?»
С праздником вас, дорогие друзья. Кто знает, может и нам придется отстаивать свою веру перед лицом сильно меняющегося, увы, не в лучшую сторону, мира.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории