В День речного и морского флота России я поздравляю всех моряков и речников, калининградских лоцманов, которые стали героями моей новой книги «Под лоцманским флагом»- Калининград, 2024. Она посвящена 30-летию со дня открытия Системы управления движением судов по каналу и лоцманам – её инициаторам и создателям, во главе которых стоял Борис Борисович Михайлов, вынужденно расставшийся с капитанским мостиком в лихие 90-е годы.
Место действия повествования - Калининградский морской канал, протяженностью 24 мили от Балтийска до Калининграда, который начинается от входных ворот в Балтийске, огражден от Балтийского моря Северным и Южным молами, простирается вдоль северного берега Вислинско-Калининградского залива до города Калининград. Канал оборудован современными навигационными знаками. Ширина фарватера составляет 40 метров. 15 ноября 1901 года канал был принят в эксплуатацию.
Морские ворота. Фото О.В. Касьяна. Вид с Южного мола
После окончания Великой Отечественной войны в сжатые сроки было обеспечено минимальное функционирование канала, по которому пошли военные корабли и гражданские суда с репарационными грузами из Германии с зерном, лесом, углем в морские порты Калининграда. С развитием рыбной, судостроительной, градостроительной промышленности грузопоток судов увеличивался, соответственно увеличивался размер судов, заходящих в порты, а габариты канала оставались на прежнем уровне.
Андреев А.И., первый лоцман Торгового порта
Саржин П.И., первый лоцман Калининградской области
Организация движения судов и кораблей по Калининградскому морскому каналу представляет собой совместную, очень сложную согласованную работу диспетчерских служб портов, стивидоров и судовых агентов, портовых властей, буксирных компаний и швартовщиков. В итоге, лоцман, прибыв на борт судна, является конечным координатором при взаимодействии судна с портом. После отхода от причала лоцману необходимо удерживать судно на оси канала, контролировать, а зачастую постоянно рассчитывать скорость судна, одновременно взаимодействовать с другими участниками движения.
Контейнеровоз на канале, фото Касьян О.В.
Канал на всём своём протяжении имеет 12 поворотов, и чем ближе к Калининграду, тем он уже и мельче. Расчетные габариты судов, имеющих право заходить в Калининград, составляли 135 метров, но за счет опыта лоцманов в порт заводились суда до 175 метров. В осенний и весенний периоды часто случаются туманы, иногда неожиданно, в особенности в районах Ижевского и Калининградского поворотов. Это требует от участников движения (суда, как правило, идут в "караване"), особого внимания и осторожности, то есть высочайшего уровня подготовки лоцмана, когда по местным признакам и с помощью судовой РЛС нужно удерживать судно шириной 20 метров на фарватере шириной 40 метров. Зачастую это происходит при значительном ветре. В зимний период это и проход во льдах, швартовка и отшвартовка судов в ледовых условиях, а значит, и организация расстановки буксиров, работа с ними происходит с учётом технических особенностей каждого из них. В таких условиях только слаженная работа лоцмана и капитана могут обеспечить безаварийное движение в портах и по каналу. Как бы там ни было, какие бы ветры и туманы не обрушивались на головы участников движения по каналу, пока есть такие азартные, романтичные люди, работающие в лоцманской службе, будут заходить в канал и в наши порты корабли и суда.
Безопасность мореплавания стала важнейшей задачей для лоцманов, поэтому именно по их инициативе была создана Система управления движением судов по каналу, которая постоянно модернизируется и усовершенствуется.
Б.Б. Михайлов
Как это было, с какими сложностями встретились, рассказывает главный герой книги Борис Борисович Михайлов.
– Меня включили, – повествует Борис Борисович, – в начале 90-х годов в инициативную группу по созданию самостоятельной лоцманской службы. Мой опыт работы капитаном и знакомство с организацией заходов судов в иностранные порты, в Калининград показывал, что необходимо улучшить организацию движения судов по Калининградскому морскому каналу. Теперь на собрании инициативной группы было принято решение об установке в Балтийске береговой радиолокационной станции своими силами. Как житель Балтийска, я начал подготовку документов и поиск заинтересованных союзников для создания предприятия Управления движением судов.
Своими воспоминаниями делятся также Андрей Григорьевич Тимофееев, экс-руководитель системы управления движением судов по каналу, Андрей Кочубей – начальник службы управления движением судов Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», Сергей Евченко - начальник лоцманской службы Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», Виктор Иванович Цымбал – главный государственный инспектор мореплавания Главной государственной морской инспекции, Ветеран военно-морского флота, Заслуженный работник морского флота, работал в Аппарате Совета Федераций по морским вопросам, был в составе Правительственной комиссии по взаимодействию Калининградской области с Польшей.
Очень интересны рассказы Александра Александровича Синильникова, начальника службы связи и электрорадионавигации Калининградского управления ФГУП «Росморпорт», работающего в структуре Системы управления движением судов по каналу уже 30 лет.
В книге рассказывается о первой и единственной женщине в России, которая избрала лоцманскую профессию. В Калининград она приехала в 1947 году по призыву государства – помочь становлению Калининградского торгового порта, который нуждался в специалистах.
Опыт лоцмана Ольга Добычина получила в Архангельском порту, куда она пришла в 1937 году. В годы Великой Отечественной войны здесь принимали огромный поток груза, и сотни судов Ольга Ивановна Добычина провела в порт, подставляла свое хрупкое плечо на опасном посту лоцмана.
В здании Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» прошла презентация книги.
А.Н.Мошков – заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», начальник Калининградского Управления управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» отметил: «В этой книге перед нами открываются исторические этапы создания Управления движением судов в Балтийске силами лоцманов, впоследствии преобразованное согласно Законодательству в СУДС (Калининград). В этом исследовании читатель узнает о жизни и деятельности коллективов и конкретных людей, событий, этапы технического перевооружения СУДС и создания единой лоцманской службы».
Много внимания в книге уделено именно 90-м годам, труднейшим и отчаянным, но не упущенным, а наполненным делами, которые со временем получили дальнейшее развитие и за которыми стоят конкретные люди.
И каждый, кто имеет отношение к морской отрасли, порту, каналу, безопасному судоходству, с интересом прочтёт эту книгу, вспомнив тех, кого уже нет с нами, или найдёт имена своих друзей, коллег, соратников, родных и близких и себя, испытывая чувство признательности судьбе за причастность к морской истории Янтарного края и России.
На фото: А.Г. Тимофеев, А.Н. Мошков, А.В. Тарасенко
Прозаик и поэт, публицист Александр Александрович Лобанов поделился своими впечатлениями: «Прочитал Вашу книгу о лоцманах. Впечатление колоссальное. Какой огромный исследовательский труд. Как Вас только на всё хватает? Очень важная книга. Лично мне открылся целый новый мир, хотя мне и доводилось и на Белом море служить, на теплоходах походить пассажиром. И в Калининграде бывать. И никто ни разу не рассказывал о важнейшей, нужнейшей лоцманской службе и СУДС. И довольно метко её сравнивают с космонавтикой. Это же основа всего морского дела. И как уважительно Вами выводится образ современного лоцмана: интеллектуал, профессионал с большой буквы, исследователь, поэт.
О значении книги "Под лоцманским флагом" нужно говорить и говорить. Ведь как мало люди знают о такой жизненно необходимой службе, её хозяйственном и оборонном значении. О стратегической важности Калининградского канала, особенно в теперешних условиях, когда вокруг всё недружественное и пакостливое. Железнодорожно-паромный терминал - вообще неоценимо. Блестящее исследование, Лидия Владимировна! И как трогательно, уважительно, с искренним восхищением Вы пишете о людях, этих самоотверженных специалистах, по большому счёту героях России.. Об Ольге, первой женщине-лоцмане. За душу берёт. Спасибо Вам! Мои поздравления. Целую руку».
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 34 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик