Под лоцманским флагом

О книге, посвященной Калининградскому морскому каналу и лоцманам

0
46
Время на чтение 7 минут

В День речного и морского флота России я поздравляю всех моряков и речников, калининградских лоцманов, которые стали героями моей новой книги «Под лоцманским флагом»- Калининград, 2024. Она посвящена 30-летию со дня открытия Системы управления движением судов по каналу и лоцманам – её инициаторам и создателям, во главе которых стоял Борис Борисович Михайлов, вынужденно расставшийся с капитанским мостиком в лихие 90-е годы.

Место действия повествования - Калининградский морской канал, протяженностью 24 мили от Балтийска до Калининграда, который начинается от входных ворот в Балтийске, огражден от Балтийского моря Северным и Южным молами, простирается вдоль северного берега Вислинско-Калининградского залива до города Калининград. Канал оборудован современными навигационными знаками. Ширина фарватера составляет 40 метров. 15 ноября 1901 года канал был принят в эксплуатацию.

Морские ворота. Фото О.В. Касьяна. Вид с Южного мола

После окончания Великой Отечественной войны в сжатые сроки было обеспечено минимальное функционирование канала, по которому пошли военные корабли и гражданские суда с репарационными грузами из Германии с зерном, лесом, углем в морские порты Калининграда. С развитием рыбной, судостроительной, градостроительной промышленности грузопоток судов увеличивался, соответственно увеличивался размер судов, заходящих в порты, а габариты канала оставались на прежнем уровне.

 

Андреев А.И., первый лоцман Торгового порта

 

Саржин П.И., первый лоцман Калининградской области

Организация движения судов и кораблей по Калининградскому морскому каналу представляет собой совместную, очень сложную согласованную работу диспетчерских служб портов, стивидоров и судовых агентов, портовых властей, буксирных компаний и швартовщиков. В итоге, лоцман, прибыв на борт судна, является конечным координатором при взаимодействии судна с портом. После отхода от причала лоцману необходимо удерживать судно на оси канала, контролировать, а зачастую постоянно рассчитывать скорость судна, одновременно взаимодействовать с другими участниками движения.

Контейнеровоз на канале, фото Касьян О.В.

Канал на всём своём протяжении имеет 12 поворотов, и чем ближе к Калининграду, тем он уже и мельче. Расчетные габариты судов, имеющих право заходить в Калининград, составляли 135 метров, но за счет опыта лоцманов в порт заводились суда до 175 метров. В осенний и весенний периоды часто случаются туманы, иногда неожиданно, в особенности в районах Ижевского и Калининградского поворотов. Это требует от участников движения (суда, как правило, идут в "караване"), особого внимания и осторожности, то есть высочайшего уровня подготовки лоцмана, когда по местным признакам и с помощью судовой РЛС нужно удерживать судно шириной 20 метров на фарватере шириной 40 метров. Зачастую это происходит при значительном ветре. В зимний период это и проход во льдах, швартовка и отшвартовка судов в ледовых условиях, а значит, и организация расстановки буксиров, работа с ними происходит с учётом технических особенностей каждого из них. В таких условиях только слаженная работа лоцмана и капитана могут обеспечить безаварийное движение в портах и по каналу. Как бы там ни было, какие бы ветры и туманы не обрушивались на головы участников движения по каналу, пока есть такие азартные, романтичные люди, работающие в лоцманской службе, будут заходить в канал и в наши порты корабли и суда.

Безопасность мореплавания стала важнейшей задачей для лоцманов, поэтому именно по их инициативе была создана Система управления движением судов по каналу, которая постоянно модернизируется и усовершенствуется.

Б.Б. Михайлов

Как это было, с какими сложностями встретились, рассказывает главный герой книги Борис Борисович Михайлов.

Меня включили, повествует Борис Борисович, в начале 90-х годов в инициативную группу по созданию самостоятельной лоцманской службы. Мой опыт работы капитаном и знакомство с организацией заходов судов в иностранные порты, в Калининград показывал, что необходимо улучшить организацию движения судов по Калининградскому морскому каналу. Теперь на собрании инициативной группы было принято решение об установке в Балтийске береговой радиолокационной станции своими силами. Как житель Балтийска, я начал подготовку документов и поиск заинтересованных союзников для создания предприятия Управления движением судов.

Своими воспоминаниями делятся также Андрей Григорьевич Тимофееев, экс-руководитель системы управления движением судов по каналу, Андрей Кочубей – начальник службы управления движением судов Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», Сергей Евченко - начальник лоцманской службы Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», Виктор Иванович Цымбал – главный государственный инспектор мореплавания Главной государственной морской инспекции, Ветеран военно-морского флота, Заслуженный работник морского флота, работал в Аппарате Совета Федераций по морским вопросам, был в составе Правительственной комиссии по взаимодействию Калининградской области с Польшей.

Очень интересны рассказы Александра Александровича Синильникова, начальника службы связи и электрорадионавигации Калининградского управления ФГУП «Росморпорт», работающего в структуре Системы управления движением судов по каналу уже 30 лет.

В книге рассказывается о первой и единственной женщине в России, которая избрала лоцманскую профессию. В Калининград она приехала в 1947 году по призыву государства – помочь становлению Калининградского торгового порта, который нуждался в специалистах.

Опыт лоцмана Ольга Добычина получила в Архангельском порту, куда она пришла в 1937 году. В годы Великой Отечественной войны здесь принимали огромный поток груза, и сотни судов Ольга Ивановна Добычина провела в порт, подставляла свое хрупкое плечо на опасном посту лоцмана.

В здании Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» прошла презентация книги.

А.Н.Мошков – заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», начальник Калининградского Управления управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» отметил: «В этой книге перед нами открываются исторические этапы создания Управления движением судов в Балтийске силами лоцманов, впоследствии преобразованное согласно Законодательству в СУДС (Калининград). В этом исследовании читатель узнает о жизни и деятельности коллективов и конкретных людей, событий, этапы технического перевооружения СУДС и создания единой лоцманской службы».

Много внимания в книге уделено именно 90-м годам, труднейшим и отчаянным, но не упущенным, а наполненным делами, которые со временем получили дальнейшее развитие и за которыми стоят конкретные люди.

И каждый, кто имеет отношение к морской отрасли, порту, каналу, безопасному судоходству, с интересом прочтёт эту книгу, вспомнив тех, кого уже нет с нами, или найдёт имена своих друзей, коллег, соратников, родных и близких и себя, испытывая чувство признательности судьбе за причастность к морской истории Янтарного края и России.

На фото: А.Г. Тимофеев, А.Н. Мошков, А.В. Тарасенко

Прозаик и поэт, публицист Александр Александрович Лобанов поделился своими впечатлениями: «Прочитал Вашу книгу о лоцманах. Впечатление колоссальное. Какой огромный исследовательский труд. Как Вас только на всё хватает? Очень важная книга. Лично мне открылся целый новый мир, хотя мне и доводилось и на Белом море служить, на теплоходах походить пассажиром. И в Калининграде бывать. И никто ни разу не рассказывал о важнейшей, нужнейшей лоцманской службе и СУДС. И довольно метко её сравнивают с космонавтикой. Это же основа всего морского дела. И как уважительно Вами выводится образ современного лоцмана: интеллектуал, профессионал с большой буквы, исследователь, поэт.

О значении книги "Под лоцманским флагом" нужно говорить и говорить. Ведь как мало люди знают о такой жизненно необходимой службе, её хозяйственном и оборонном значении. О стратегической важности Калининградского канала, особенно в теперешних условиях, когда вокруг всё недружественное и пакостливое. Железнодорожно-паромный терминал - вообще неоценимо. Блестящее исследование, Лидия Владимировна! И как трогательно, уважительно, с искренним восхищением Вы пишете о людях, этих самоотверженных специалистах, по большому счёту героях России.. Об Ольге, первой женщине-лоцмане. За душу берёт. Спасибо Вам! Мои поздравления. Целую руку».

Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 34 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Владимировна Довыденко
«Бессрочный полет» Сэды Вермишевой
9 октября – День памяти поэтессы
09.10.2024
«Тайна вечности А.С. Пушкина»
О сборнике «Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры»
02.09.2024
Быть сопричастным к берегам Родины и судьбам Отечества
Вышел в свет 62-й номер журнала «Берега», 4-й в 2024 году
27.08.2024
Она обрела звездную славу
К 95-летию актрисы кино и театра Вии Артмане
22.08.2024
Все статьи Лидия Владимировна Довыденко
Последние комментарии
Искушение Императора
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 23:11
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17