«Свобода, равенство, братство» – это лозунг Французской революции. Под лозунгом «Свобода, Равенство, Братство!» совершалась Великая Французская революция 1789-1799гг. Идеи французских революционеров вскоре широко распространились и в среде русской интеллигенции, что также привело к революционной смуте, повлекшей тяжелейшие последствия для Отечества.
В чем же трагическая ошибка? Ведь и в христианстве эти понятия фундаментальны. Но возможны ли настоящие свобода, равенство и братство вне Христа Спасителя?
С позиции христианского мировоззрения этот известный многим лозунг очень противоречив. Рассуждая об этом, в одной из передач «Слово пастыря» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что при свободе не может быть равенства – свобода и равенство исключают друг друга: «Если свобода, то не может быть равенства. Потому что свобода – это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы».
Из-за неверного понимания самой сути этих значимых для человека понятий случаются многие несчастья, вплоть до трагических потрясений, стоящих жизней тысяч людей. И, по слову Патриарха, «если бы раньше об этом задумались наши горе-интеллектуалы, если бы такого рода сравнение пришло им в голову, если бы оно распространилось в массовом сознании, то, может быть, внимательнее отнеслись бы к этому соблазнительному лозунгу «равенство, братство, свобода», ведь революция совершалась, в первую очередь, ради свободы».
Действительно, смысл этих понятий в христианстве очень глубок и совершенно отличен от представлений многих людей, как в прошлом, так и в настоящем. Рассмотрим, какой смысл вложен в каждое из данных понятий с точки зрения православного христианина.
Свобода. В «Размышлениях о революции во Франции» британский мыслитель Эдмунд Берк писал: «Что такое свобода без мудрости и добродетели? Это величайшее из всех возможных зол; это безрассудство, порок и безумие, не поддающиеся обузданию».
Эти мысли созвучны христианскому пониманию свободы. В самом общем смысле свобода – это способность выбирать и совершать избранное. Но она – не вседозволенность, не независимость, и не анархия. Это не опасная возможность делать всё то, что хочется, и что, на первый взгляд, не вредит другим.
Свобода для христианина – это свобода человека от страстей и греха, его способность осознанно стремиться к добру, совершенствоваться в нем. Об этой свободе свидетельствуют Христовы ученики.
Так, Апостол Павел утверждает, что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17).
Апостол Пётр предостерегает верных от тех, кто «обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2, 19).
Итак, свобода в христианстве – это свобода от греха. От чего мы свободны и для чего пользуемся своей свободой? Например, человек может быть свободен от наказаний или тюрьмы. Или же, находясь в местах лишения свободы, человек может стремиться выйти оттуда.
Но что происходит при освобождении? Нередко, к сожалению, такой человек воплощает в жизнь многие низкие замыслы, которые вынашивал в сердце во время заключения.
Для христианина такая внешняя «свобода» – ложь. Человек, по сути, не свободен, а крайне порабощен своими же грехами. Он, не сдерживаемый чем-либо внешне, действует не по своей воле, а под влиянием страстей, которым не в силах противиться. Какому пороку подчинился – тому становится рабом.
Можно ли быть по-настоящему свободным, когда, например, страшно гулять с семьей в парке, когда опасаешься принять пищу, боясь отравления или засыпаешь, в страхе, что в эту ночь могут убить… Нет, это не свобода, это мучение.
Сама возможность выбора – ещё не свобода, ведь желания человека часто не совпадают с его возможностями. Наше стремление к добру ограничено нашей же слабостью и несовершенством. Об этом свидетельствует Апостол Павел, говоря: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).
Путь к подлинной свободе лежит через освобождение от греха и от власти природной ограниченности. Примечательно, что физические, химические, биологические закономерности человек проигнорировать не может - ими обусловлено его существование в сотворённом мире. Но вот законы духовные, Божии установления и заповеди, лежащие в основе нравственных норм, вполне могут быть отвергнуты, чему мы нередко, к сожалению, становимся свидетелями. Это обстоятельство явно указывает на то, что абсолютная свобода – именно свобода духа.
Не ограничен ничем только Бог. Только Творец обладает абсолютной безграничной свободой. Он одарил человека свободой по Своему образу, но свобода творения относительна – она всегда ограничена, зависима от Бога и ближнего. Бог благ, и Его бытие – абсолютная свобода совершенного добра. Свобода человека после грехопадения – это выбор между добром и злом. Через причастие Божеству, через соединение с Богом человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает подлинную свободу.
Равенство. Светское и христианское понимание равенства также глубоко различны. Христианство говорит о единственно возможном равенстве всех людей – их равенстве перед Богом. Это равенство выражается в любви Бога ко всем и в смерти Христа за каждого: кем бы и каким бы ты ни был, Бог тебя любит и за тебя распялся. Об этом сказано в Писании: «Нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Из слов апостола вовсе не следует, что иудеи и язычники исключительно одинаковы.
Автор статьи «Равенство в христианской понимании» так рассуждает об этом: «Ни те, ни другие не лишены ни своей истории, ни культуры, ни заслуг перед Богом, ни своих падений. Не лишены различий мужчина и женщина, не перемешаны их роли, не поделены их свойства. Не сведен по социальной лестнице свободный до уровня раба, и не поднят раб до свободного. Но все их различия не являются препятствием для принятия Бога».
К сожалению, понимание равенства вне связи с Богом приводит, в конечном счёте, к страшным результатам – смешиваются понятия равенства и одинаковости, игнорируется индивидуальность каждого человека. В погоне за «справедливостью» попираются основы нравственности и, прежде всего, процветает зависть, а с ней и другие пороки.
Христианское вероучение говорит не только о равной любви Бога к людям, но и о равной ответственности каждого человека перед Ним за свои поступки: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).
Светский закон не гарантирует абсолютного равенства. Неравны меры ответственности за разные преступления. Не имея связей с влиятельными людьми, за меньшее правонарушение человек может быть подвергнут несправедливо суровому наказанию и наоборот, обладая связями, быть покрыт от должной меры или вовсе оправдан. Но пред Божиим Судом каждый должен будет ответить сам. Как говорится в одной из православных молитв (в переводе на современный русский язык): «Когда престолы для Суда будут поставлены, Господи, и судилищу Твоему предстанут люди, не предпочтут царя воину, не получит преимущества господин перед рабом: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится».
Мир изначально иерархичен: он состоит из множества уникальных творений Божьих: человек – высшее из них – был наделен царственным достоинством над прочими. Иерархия и индивидуальность сохраняются во всем, составляя основу гармонии.
Так, есть родители и дети. Первые обязаны нести полную ответственность за жизнь, здоровье детей, их воспитание. Обязанность детей – послушание родителям. Это не является равенством.
Организация любой деятельности нуждается в начальствующих и подчиненных. Они не равны, и это также – норма. Невозможно всем одновременно быть руководителями.
Предельно сложно устроен организм человека: у нас есть разные органы, и они, хотя тесно взаимосвязаны, все же не равны. Например, без сердца жизнь человека обрывается, а травмированную руку или ногу можно ампутировать, чтобы человек мог жить дальше, и это тоже пример неравенства.
Итак, внешне, формально, равенство невозможно, но оно возможно в глубокой искренней любви, и только в ней. Прежде всего – в любви Бога к людям и людей к Богу. Ради этой любви человек уступает, терпит, жертвует и так всё больше возрастает в ней.
Равенство возможностей, прав, достижений, к которым часто призывают сторонники мятежей и революций – крайне опасный «социальный мираж». Сама же революция – лишь смена одного режима власти другим. Нередко более жестоким, вплоть до тоталитарного. Тогда о равенстве и вовсе можно забыть: в таком обществе действуют совсем иные законы.
Братство. Отношения людей друг с другом крайне многообразны и часто сложны. Однако идеалом в них всегда служит единство, общность целей, взглядов, принципов. К такому единению стремится каждый человек в своём круге общения – среди родных, близких, друзей, знакомых, коллег и так далее. Именно единение – основа социальной стабильности на всех уровнях, от семейных отношений до геополитических реалий.
Теснейшее единение, полное взаимопонимание, поддержка, преданность друг другу вне зависимости от обстоятельств, характеризуют отношения братства. Изначально это понятие указывает на родственные связи, но нередко отношения неродных по крови людей переходят в духовное родство, которое может быть ближе родства физического. Все люди – и верующие во Христа и не имеющие веры, для христианина – братья, потому что все имеют жизнь от Небесного Отца – Бога. Еще большей крепостью обладает единство с кем-либо в молитве, общее устремление духа, и оно также созидает настоящее братство.
Высшее единство, достижимое в земном плане бытия – Причастие Тела и Крови Христовых. Все собравшиеся вокруг Святых Тайн, принявшие их, становятся причастными Самому Христу и в Нем едины друг с другом. Это единство непоколебимо, как бытие Самого Бога.
В христианском мировоззрении только такие отношения можно считать истинным братством. Мы – братья и сестры, ибо Бог нам Отец Небесный; мы имеем братство, ибо собираемся вокруг Чаши с Причастием.
Истинное братство предполагает и равенство, в нем нет конкуренции или открытой борьбы за выживание, нет сознания превосходства друг над другом, но есть равенство всех перед Богом и абсолютная любовь, к которой призывает всех Христос: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).
Братство в понимании христианина есть выражение этой безусловной и всеобъемлющей любви, когда каждый человек видит в другом образ Божий и по любви ко Господу подобающе относится к ближним.
Иные отношения, даже самые теплые, всегда относительны, потому что имеют в своей основе цели, интересы, идеалы, которые зачастую крайне переменчивы. Истинное братство неотъемлемо, его невозможно разрушить, поскольку в своей основе оно абсолютно. Это не ценности, не понятия, не взгляды.
Основа истинного единомысленного братства – только Бог, Его любовь к каждому человеку. Непоколебимое свидетельство Христовой любви – Его Крест ради нас.
Епископ Ириней Орский и Гайский
4. Ответ на 3, Владимир Николаев:
3. Ответ на 2, Александр Волков:
Или тот же пример-подобие к отображению проблемы приводимый со ссылкой на Патриарха Кирилла: - «…свобода – это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно.»…. Однако, коли присмотреться-то, там ведь далеко не все столь радикально-прямолинейно… Наглядный пример, приближенный к «земле» - участок с тянущимися к солнцу тесно соседствующими мощными сорными и «культурными» растениями-плодами, казалось бы – первыми «подавленными», но… при недостатке влаги кто кого начинает спасать чрез собственное увядание, корневой «подтягивая» воду из глубин к поверхности – и чем, пусть и не отдаленное «подобие», но некоей «жертвенности»?
как-то мудрено сказано и написано
2.
Или тот же пример-подобие к отображению проблемы приводимый со ссылкой на Патриарха Кирилла: - «…свобода – это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно.»…. Однако, коли присмотреться-то, там ведь далеко не все столь радикально-прямолинейно… Наглядный пример, приближенный к «земле» - участок с тянущимися к солнцу тесно соседствующими мощными сорными и «культурными» растениями-плодами, казалось бы – первыми «подавленными», но… при недостатке влаги кто кого начинает спасать чрез собственное увядание, корневой «подтягивая» воду из глубин к поверхности – и чем, пусть и не отдаленное «подобие», но некоей «жертвенности»?
1.