Свобода, равенство, братство

Какой смысл вложен в каждое из данных понятий с точки зрения православного христианина

0
240
Время на чтение 8 минут

«Свобода, равенство, братство» – это лозунг Французской революции. Под лозунгом «Свобода, Равенство, Братство!» совершалась Великая Французская революция 1789-1799гг. Идеи французских революционеров вскоре широко распространились и в среде русской интеллигенции, что также привело к революционной смуте, повлекшей тяжелейшие последствия для Отечества.

В чем же трагическая ошибка? Ведь и в христианстве эти понятия фундаментальны. Но возможны ли настоящие свобода, равенство и братство вне Христа Спасителя?

С позиции христианского мировоззрения этот известный многим лозунг очень противоречив. Рассуждая об этом, в одной из передач «Слово пастыря» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что при свободе не может быть равенства – свобода и равенство исключают друг друга: «Если свобода, то не может быть равенства. Потому что свобода – это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы».

Из-за неверного понимания самой сути этих значимых для человека понятий случаются многие несчастья, вплоть до трагических потрясений, стоящих жизней тысяч людей. И, по слову Патриарха, «если бы раньше об этом задумались наши горе-интеллектуалы, если бы такого рода сравнение пришло им в голову, если бы оно распространилось в массовом сознании, то, может быть, внимательнее отнеслись бы к этому соблазнительному лозунгу «равенство, братство, свобода», ведь революция совершалась, в первую очередь, ради свободы».

Действительно, смысл этих понятий в христианстве очень глубок и совершенно отличен от представлений многих людей, как в прошлом, так и в настоящем. Рассмотрим, какой смысл вложен в каждое из данных понятий с точки зрения православного христианина.

Свобода. В «Размышлениях о революции во Франции» британский мыслитель Эдмунд Берк писал: «Что такое свобода без мудрости и добродетели? Это величайшее из всех возможных зол; это безрассудство, порок и безумие, не поддающиеся обузданию».

Эти мысли созвучны христианскому пониманию свободы. В самом общем смысле свобода – это способность выбирать и совершать избранное. Но она – не вседозволенность, не независимость, и не анархия. Это не опасная возможность делать всё то, что хочется, и что, на первый взгляд, не вредит другим.

Свобода для христианина – это свобода человека от страстей и греха, его способность осознанно стремиться к добру, совершенствоваться в нем. Об этой свободе свидетельствуют Христовы ученики.

Так, Апостол Павел утверждает, что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17).

Апостол Пётр предостерегает верных от тех, кто «обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2, 19).

Итак, свобода в христианстве – это свобода от греха. От чего мы свободны и для чего пользуемся своей свободой? Например, человек может быть свободен от наказаний или тюрьмы. Или же, находясь в местах лишения свободы, человек может стремиться выйти оттуда.

Но что происходит при освобождении? Нередко, к сожалению, такой человек воплощает в жизнь многие низкие замыслы, которые вынашивал в сердце во время заключения.

Для христианина такая внешняя «свобода» – ложь. Человек, по сути, не свободен, а крайне порабощен своими же грехами. Он, не сдерживаемый чем-либо внешне, действует не по своей воле, а под влиянием страстей, которым не в силах противиться. Какому пороку подчинился – тому становится рабом.

Можно ли быть по-настоящему свободным, когда, например, страшно гулять с семьей в парке, когда опасаешься принять пищу, боясь отравления или засыпаешь, в страхе, что в эту ночь могут убить… Нет, это не свобода, это мучение.

Сама возможность выбора – ещё не свобода, ведь желания человека часто не совпадают с его возможностями. Наше стремление к добру ограничено нашей же слабостью и несовершенством. Об этом свидетельствует Апостол Павел, говоря: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).

Путь к подлинной свободе лежит через освобождение от греха и от власти природной ограниченности. Примечательно, что физические, химические, биологические закономерности человек проигнорировать не может - ими обусловлено его существование в сотворённом мире. Но вот законы духовные, Божии установления и заповеди, лежащие в основе нравственных норм, вполне могут быть отвергнуты, чему мы нередко, к сожалению, становимся свидетелями. Это обстоятельство явно указывает на то, что абсолютная свобода – именно свобода духа.

Не ограничен ничем только Бог. Только Творец обладает абсолютной безграничной свободой. Он одарил человека свободой по Своему образу, но свобода творения относительна – она всегда ограничена, зависима от Бога и ближнего. Бог благ, и Его бытие – абсолютная свобода совершенного добра. Свобода человека после грехопадения – это выбор между добром и злом. Через причастие Божеству, через соединение с Богом человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает подлинную свободу.

Равенство. Светское и христианское понимание равенства также глубоко различны. Христианство говорит о единственно возможном равенстве всех людей – их равенстве перед Богом. Это равенство выражается в любви Бога ко всем и в смерти Христа за каждого: кем бы и каким бы ты ни был, Бог тебя любит и за тебя распялся. Об этом сказано в Писании: «Нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Из слов апостола вовсе не следует, что иудеи и язычники исключительно одинаковы.

Автор статьи «Равенство в христианской понимании» так рассуждает об этом: «Ни те, ни другие не лишены ни своей истории, ни культуры, ни заслуг перед Богом, ни своих падений. Не лишены различий мужчина и женщина, не перемешаны их роли, не поделены их свойства. Не сведен по социальной лестнице свободный до уровня раба, и не поднят раб до свободного. Но все их различия не являются препятствием для принятия Бога».

К сожалению, понимание равенства вне связи с Богом приводит, в конечном счёте, к страшным результатам – смешиваются понятия равенства и одинаковости, игнорируется индивидуальность каждого человека. В погоне за «справедливостью» попираются основы нравственности и, прежде всего, процветает зависть, а с ней и другие пороки.

Христианское вероучение говорит не только о равной любви Бога к людям, но и о равной ответственности каждого человека перед Ним за свои поступки: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).

Светский закон не гарантирует абсолютного равенства. Неравны меры ответственности за разные преступления. Не имея связей с влиятельными людьми, за меньшее правонарушение человек может быть подвергнут несправедливо суровому наказанию и наоборот, обладая связями, быть покрыт от должной меры или вовсе оправдан. Но пред Божиим Судом каждый должен будет ответить сам. Как говорится в одной из православных молитв (в переводе на современный русский язык): «Когда престолы для Суда будут поставлены, Господи, и судилищу Твоему предстанут люди, не предпочтут царя воину, не получит преимущества господин перед рабом: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится».

Мир изначально иерархичен: он состоит из множества уникальных творений Божьих: человек – высшее из них – был наделен царственным достоинством над прочими. Иерархия и индивидуальность сохраняются во всем, составляя основу гармонии.

Так, есть родители и дети. Первые обязаны нести полную ответственность за жизнь, здоровье детей, их воспитание. Обязанность детей – послушание родителям. Это не является равенством.

Организация любой деятельности нуждается в начальствующих и подчиненных. Они не равны, и это также – норма. Невозможно всем одновременно быть руководителями.

Предельно сложно устроен организм человека: у нас есть разные органы, и они, хотя тесно взаимосвязаны, все же не равны. Например, без сердца жизнь человека обрывается, а травмированную руку или ногу можно ампутировать, чтобы человек мог жить дальше, и это тоже пример неравенства.

Итак, внешне, формально, равенство невозможно, но оно возможно в глубокой искренней любви, и только в ней. Прежде всего – в любви Бога к людям и людей к Богу. Ради этой любви человек уступает, терпит, жертвует и так всё больше возрастает в ней.

Равенство возможностей, прав, достижений, к которым часто призывают сторонники мятежей и революций – крайне опасный «социальный мираж». Сама же революция – лишь смена одного режима власти другим. Нередко более жестоким, вплоть до тоталитарного. Тогда о равенстве и вовсе можно забыть: в таком обществе действуют совсем иные законы.

Братство. Отношения людей друг с другом крайне многообразны и часто сложны. Однако идеалом в них всегда служит единство, общность целей, взглядов, принципов. К такому единению стремится каждый человек в своём круге общения – среди родных, близких, друзей, знакомых, коллег и так далее. Именно единение – основа социальной стабильности на всех уровнях, от семейных отношений до геополитических реалий.

Теснейшее единение, полное взаимопонимание, поддержка, преданность друг другу вне зависимости от обстоятельств, характеризуют отношения братства. Изначально это понятие указывает на родственные связи, но нередко отношения неродных по крови людей переходят в духовное родство, которое может быть ближе родства физического. Все люди – и верующие во Христа и не имеющие веры, для христианина – братья, потому что все имеют жизнь от Небесного Отца – Бога. Еще большей крепостью обладает единство с кем-либо в молитве, общее устремление духа, и оно также созидает настоящее братство.

Высшее единство, достижимое в земном плане бытия – Причастие Тела и Крови Христовых. Все собравшиеся вокруг Святых Тайн, принявшие их, становятся причастными Самому Христу и в Нем едины друг с другом. Это единство непоколебимо, как бытие Самого Бога.

В христианском мировоззрении только такие отношения можно считать истинным братством. Мы – братья и сестры, ибо Бог нам Отец Небесный; мы имеем братство, ибо собираемся вокруг Чаши с Причастием.

Истинное братство предполагает и равенство, в нем нет конкуренции или открытой борьбы за выживание, нет сознания превосходства друг над другом, но есть равенство всех перед Богом и абсолютная любовь, к которой призывает всех Христос: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).

Братство в понимании христианина есть выражение этой безусловной и всеобъемлющей любви, когда каждый человек видит в другом образ Божий и по любви ко Господу подобающе относится к ближним.

Иные отношения, даже самые теплые, всегда относительны, потому что имеют в своей основе цели, интересы, идеалы, которые зачастую крайне переменчивы. Истинное братство неотъемлемо, его невозможно разрушить, поскольку в своей основе оно абсолютно. Это не ценности, не понятия, не взгляды.

Основа истинного единомысленного братства – только Бог, Его любовь к каждому человеку. Непоколебимое свидетельство Христовой любви – Его Крест ради нас.

Епископ Ириней Орский и Гайский

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 3, Владимир Николаев:

Да ничего здесь «мудреного» нет и что может быть непонятного? Не отрабатывается ситуация духовным инструментом - приходится браться за «бульдозерный» иль того похлеще? Соответственно – коли говорить о публикации – категории «свобода-равенство-братство» принимают (переходят на) более утяжеленный уровень понимания – и чего, и на кого здесь сетовать-то? В любом случае недорабатывает ДУХОВНАЯ «компонента», а кто за нее, в первую очередь, ответственен? «Французской» ли то революции касается, нынешней ли с Украиной – глубинный «механизм» один и тот же – разве не так?

3. Ответ на 2, Александр Волков:

В чем, представляется, скажем так – методологический недостаток подхода уважаемого автора публикации к рассмотрению «триады» «свобода-равенство-братство»? А в неучете (?) текущего состояния «момента» и соответственно - ее актуализации: – как там, у Высоцкого – «не с бухты-барахты» же, НЕБЕСПРИЧИННО «установка» являла себя в конкретных исторических эпохах-периодах?
Или тот же пример-подобие к отображению проблемы приводимый со ссылкой на Патриарха Кирилла: - «…свобода – это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно.»…. Однако, коли присмотреться-то, там ведь далеко не все столь радикально-прямолинейно… Наглядный пример, приближенный к «земле» - участок с тянущимися к солнцу тесно соседствующими мощными сорными и «культурными» растениями-плодами, казалось бы – первыми «подавленными», но… при недостатке влаги кто кого начинает спасать чрез собственное увядание, корневой «подтягивая» воду из глубин к поверхности – и чем, пусть и не отдаленное «подобие», но некоей «жертвенности»?



как-то мудрено сказано и написано

2.

В чем, представляется, скажем так – методологический недостаток подхода уважаемого автора публикации к рассмотрению «триады» «свобода-равенство-братство»? А в неучете (?) текущего состояния «момента» и соответственно - ее актуализации: – как там, у Высоцкого – «не с бухты-барахты» же, НЕБЕСПРИЧИННО «установка» являла себя в конкретных исторических эпохах-периодах?
Или тот же пример-подобие к отображению проблемы приводимый со ссылкой на Патриарха Кирилла: - «…свобода – это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно.»…. Однако, коли присмотреться-то, там ведь далеко не все столь радикально-прямолинейно… Наглядный пример, приближенный к «земле» - участок с тянущимися к солнцу тесно соседствующими мощными сорными и «культурными» растениями-плодами, казалось бы – первыми «подавленными», но… при недостатке влаги кто кого начинает спасать чрез собственное увядание, корневой «подтягивая» воду из глубин к поверхности – и чем, пусть и не отдаленное «подобие», но некоей «жертвенности»?

1.

Мы с нынешним Вл. Иринеем ездили на Святую Землю, в Иерусалим, в 2009 году, на Святую Пасху. Когда только сняли визы между Израилем и Россией. Это был первый безвизовый год. Он тогда был насельником Воскресенского монастыря в Москве, игуменом. Отец Ириней был духовником нашей группы . Мы ездили по Святой Земле, по местам Евангельских историй, где всегда отец Ириней служил службы с чтением отцом Иринеем Святаго Евангелия.Он пользовался очень большой популярностью у московской публики, которая ходила за ним попятам А потом мы узнали , что он стал епископом. Его хорошо знал патриарх Кирилл, и держал его как кандидата в епископы. И однажды , в очередной раз бывая на Святой Земле, я встретил отца Иринея, но уже в сане епископа. Он был такой же простой, как и прежде. Он постоянно приезжает на Святую Землю. Храни его Господь.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Ириней (Тафуня)
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Христос – великий революционер?
Взгляд коммунистических лидеров на Иисуса Христа
28.08.2024
Олимпиада: победа духа или допинга?
Епископ Ириней рассказывает о происхождении девиза Олимпиады и современном спорте «химических» достижений
13.08.2024
«Не порос ли диким бурьяном вход в наше сердце?!»
Дискуссия художников разных эпох на слова Спасителя «се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20)
26.07.2024
Христианство и толерантность
Одно – терпимость к недостаткам человека, другое – отношение к порокам общества
03.07.2024
Все статьи Епископ Ириней (Тафуня)
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36