Что ждет нас впереди? В будущем каждого из нас одно несомненно — наша смерть. Рано или поздно и нам тоже скажут: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя». Эта несомненность определяет все, что есть в нашей жизни. Далека наша смерть или очень близка, она придает эфемерный характер всему, что проходит сквозь наши пальцы. Необязательно быть верующим человеком, чтобы сказать вместе с ветхозаветным Екклезиастом: «Суета сует и всяческая суета». Эти слова сами собой становятся нашими, особенно когда вещи или люди, за которых мы держимся, начинают внезапно уходить от нас. Несмотря на это, до тех пор, пока мы по-настоящему не встретим Христа, мы продолжаем собирать богатства, о которых говорит Евангелие. Мы заняты тем, что даже среди нищеты прибавляем богатство к богатству, изобилие к изобилию. Наш голод неутолим. Чем больше мы приносим ему, тем больше он требует от нас. Наши желания не знают границ, в них различимо эхо бесконечности. Даже если мы на время удовлетворяем их чем-то второстепенным, не идущим до глубин нашей личности, даже если мы всецело устремлены к земному и слепы ко всему, кроме материальных благ. Слишком часто мы — те, кто «собирает сокровища для себя», как сказано в притче. Или как Христос напоминает об участи богача: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения».
Но где же тогда жизнь человека? Потому что есть жизнь и жизнь. И никакая земная жизнь не выдерживает сравнения с той, которую Христос принес нам. «Я пришел для того, — говорит Он, — чтобы имели жизнь и имели с избытком». Значит, надо встретить Христа, чтобы предощутить эту жизнь и возжелать ее? Надо, слушая Превечное Слово, предощутить эту сладость, заполняющую сердце, превосходящую все, что блага этого мира могут дать?
В отличие от материальных благ, благо, предлагаемое Христом, находится внутри нас. В нем нет внешнего блеска. Оно не ослепляет. Более того, оно совсем невидимо, оно сокровенно. Надо иметь особое зрение, чтобы увидеть его, и слух, способный его услышать, — то что только Дух Господень может нам дать. И надо еще пройти через смерть, чтобы эти богатства явились нам бесконечно желанными, несравненно большими всякого другого богатства, которое мы страшимся со смертью утратить навсегда.
Но, как говорит апостол Павел, мы уже умерли со Христом — это совершилось при нашем крещении, — и наша жизнь, подлинная жизнь, сокрыта с Ним в Боге. Физическая смерть, которая еще ждет нас впереди, могла бы заставить нас бояться за наши материальные богатства. Но смерть Христова, в которую мы крещены и которая уже позади нас, привила нас навсегда к нашей подлинной жизни во Христе, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2, 3). В Нем мы научаемся понемногу, как говорит Евангелие, «в Бога богатеть».
Здесь один из самых прекрасных плодов евангельского благовестия, столь мало воспринимаемого миром: христианин, ученик Христов, свободен от денег. Не то чтобы крещение непременно лишало бы нас наших богатств. Но оно дало нам возможность распоряжаться ими по-другому, всегда прежде всего «в Бога богатея». Ибо с тех пор как мы не отождествляем их более с нашей жизнью, с тех пор как мы начали ощущать в себе дыхание новой жизни, наши богатства постепенно отделяются от нас. Как если бы они выпали у нас внезапно из рук, без всякого усилия с нашей стороны, и помогли нам естественно найти путь «малых сих», о которых Отец Небесный не перестает проявлять самую великую заботу. В «Бога богатеть» значит дать этой Божественной жизни и любви помочь нам вложить все, чем мы являемся, и все, что мы имеем, — в Него, чтобы вся наша жизнь стала служением и богослужением, и хвалой милосердию Божию.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России