Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса россиян о том, как россияне относятся к идее создания министерства счастья.
«Герой повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" пожелал: "Счастья для всех. Даром, и пусть никто не уйдет обиженный!" Но возможно ли достичь такого в реальной жизни и кому под силу эта задача, если не государству? Как показал ноябрьский опрос ВЦИОМ, россияне скептично относятся к идее создать в нашей стране министерство счастья: больше половины считают, что делать этого не нужно (56%). Находят идею стоящей около четверти (23%), каждый пятый затруднился ответить на этот вопрос (21%). Единственная возрастная группа, в которой сторонников министерства счастья больше, чем противников, — это молодежь до 25 лет (за — 50%, против — 25%). Повышенный уровень поддержки сохраняется и среди 25-34-летних — 38%. Тогда как среди россиян старше 45 лет позитивно воспринимают идею создания министерства счастья только 13%», - отмечается в пресс-релизе исследования ВЦИОМ.
«Чем выше уровень образования, тем реже россияне считают, что нашей стране нужно министерство счастья (36% в группе с неполным средним образованием и 18% в группе с высшим). Женщины чаще мужчин выступают за создание такого министерства (27% vs. 19%). Россияне, полагающие, что нам скорее нужно министерство счастья, аргументируют это прежде всего проблемами эмоционального и психологического неблагополучия людей (люди несчастны — 29%; мало позитивных эмоций — 8%; людям нужна помощь — 7%; тяжелая жизнь — 4%; есть потребность в квалифицированной психологической помощи — 3%; одиночество — 2%). Часть доводов касались запроса на повышение материального и социального благополучия населения (рост уровня жизни — 9%; социальная политика — 8%; образование, молодежная политика, исследование потребностей — 3%; здравоохранение — 2%). Часть ответов можно объединить общим посылом к миру и гармонии в обществе (нестабильная обстановка в стране и мире — 3%; позитивное мышление — 3%; мир, взаимное уважение, живое общение — по 2%). Иными словами, сторонники министерства счастья видят в нем агентство, способное повысить качество жизни, сделать общество более справедливым и создать условия для счастливой и успешной жизни.
Мнение о том, что не нужно создавать отдельное министерство счастья, чаще основывается на идее невозможности всеобщего счастья (счастье нельзя регулировать, оно у каждого свое и сделать счастливыми всех попросту невозможно — 19%). Часть россиян критикуют административную сторону вопроса, поднимают проблемы бюрократии и власти (избыток чиновников — 16%; бесполезность и бессмысленность, лишние бюджетные траты — по 14%; есть другие министерства — 7%; лучше потратить деньги на социальную политику — 6%; коррупция и воровство — 4%). Еще одна группа ответов касалась нецелесообразности такого министерства (непонятны цели и задачи — 10%; глупость — 8%; нужно заниматься другими проблемами — 6%; все и так счастливы — 4%)», - отмечается в исследовании.
«В ответ на расхожее мнение, что счастье не в деньгах россияне заочно ответили: но и не в их отсутствии, требуя для счастья повышения пенсий и зарплат (28%). Значимая часть ответов касалась реализации социальных гарантий, создания комфортных условий для жизни и развития (доступная качественная медицина — 12%; доступное качественное образование — 7%; социальная политика — 6%; доступное жилье — 5%; забота о людях — 4%). Сделать россиян счастливее способно и решение экономических проблем (снижение цен — 10%; развитие экономики, создание рабочих мест — по 6%; снижение налоговой нагрузки — 2%).
Часть наших сограждан полагают, что условие для счастья — мир и уверенность в светлом будущем (окончание СВО — 9%; стабильность, уверенность в завтрашнем дне — 3%; развитие страны — 2%)», - заключили авторы опроса.
Помощник главного редактора «Русской народной линии», отец десяти детей (!) Павел Тихомиров, анализируя опрос ВЦИОМ, заметил:
Если бы инициатива создания «Министерства счастья» исходила, скажем, от Суркова, я бы решил, что мы имеем дело либо со стёбом в духе Виктора Пелевина, либо с подготовкой почвы для пропаганды трансгуманизма в духе Чарли Брукера.
Ну, судите сами: это раньше счастье трактовалось в категориях идеалистической ереси в рамках Марксизма-Ленинизма, поэтому и общественная жизнь персоны должна была становиться полем проявления тех деяний, которые бы помогали выстроить жизнь так, чтобы потом «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Теперь не так.
Теперь на смену идеалистическим пониманиям того, «что такое счастье» пришли понимания материалистические. Ну, скажем так, счастье осмысляется в категориях психосоматических процессов.
Стало быть, сделать человека счастливым – это просто получить доступ к неким центрам удовольствия в нашей нервной системе, - и посылать туда импульсы. Но дозировано и непременно – с внешних – по отношению к нейроинтерфейсу – источников. Иначе получатся крысы, которые будут нажимать на рычажок до состояния полного физического истощения. Какие же они после этого потребители?
Нет, так дело не пойдёт.
Поэтому фантасты (которые больше похожи не на фантастов, а на тех, кто аккуратно готовит массовое сознание к вариантам грядущего постгуманистического предапокалиптического социализма) рассказывают разные истории о том, как это всё может воплощаться на практике.
Имеем следующую цепочку: центр удовольствий в нервной системе – имплант и нейроинтрефейс – система, анализирующая некий рейтинг персоны – центр, посылающий импульсы в соответствии с текущим рейтингом того, кому импульс предназначен.
И все счастливы ровно в той степени, в которой их поведение соответствует «матрице счастья».
Я сомневаюсь, что наши законодатели до такой степени постгуманисты, поэтому, полагаю, что речь идёт о какой-то не очень проработанной инициативе, касающейся чисто вещей социального порядка.
А вообще, говоря о счастье, вспоминается даже не герой фильма Ростоцкого, но герой другого шедевра отечественного кино – Адамыч из пьесы Михаила Рощина «Старый Новый Год».
«- Что человеку надо?
- А что есть.
- Что есть, то и ладно.
- Не-е-ет. Что надо, то и есть».
Возвращаемся от постгуманизма к просто гуманизму. Минуя идеологию потребительского общества.
Формируем верные приоритеты. Но это вряд ли.
Хотя, мы для того и работаем, чтобы пытаться донести нечто, помогающее сформировать православный взгляд на происходящее, не только до «воспитанных МЛФ-ом форумчан», но и до «воспитанных рынком» власть предержащим.
Авось, что-то и расслышат.
22. С. Югов
21. Ответ на 16, Кирилл Д.:
Практика показала,что сечь быдло надо
Насколько я понимаю, раньше секли за какие-то провинности, говоря казённым языком - правонарушения. Вот не пойму, "быдло" - это какая именно статья УК или КоАП? Вопрос к "русскому Ивану". Я просто указал на неосторожность с его стороны рассуждать насчёт "быдла"
20. Ответ на 17, Кирилл Д.:
Но мне его тоже рекомендовали. Что меня настораживает во всём этом... Там 6 сезонов, в каждом, наверно, серий по 10 или 20. То бишь, изготовление антиутопий стало индустрией - частью индустрии развлечений. И, наверно, частью какой-то пропагандистской машины.
Кирилл, там всего 27 фильмов - как коротких, телевизионных, даже со старой английской разбивкой на несколько частей, так и несколько полнометражных.
Есть чепуха, а есть интересные.
Вот список серий:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_эпизодов_телесериала_«Чёрное_зеркало»
Если у Вас будут предварительные вопросы, прокомментирую, что стоит смотреть, а что - нет.
Нпр. фильм "Люди против огня" - это про "дополненную реальность, когда имплант "дорисовывает реальность в сознании солдата, блокируя восприятие запахов и искажая звуки речи врага, а также "дорисовывая облик врага, дабы дегуманизировать тех, кого нужно убивать.
"Белое рождество" - это уже не замещение реальности, но полное погружение в виртуал, где у человека обманным путём вытаскивают признание в неком преступлении, которое хотя и прозвучало внутри виртуальной реальности с виртуальным собеседником, но считается полноценным признанием.
"Я скоро вернусь" - очень правдоподобная тоже история, нечто подобно китайские социалисты скоро смастерят. Там речь о том, что комп.программа, которая может генерировать ответы на вопросы, которые могла бы давать некая личность (учитываются все, хранящиеся в облаке диалоги с этой персоной, т.е. воссоздаётся виртуальная личность с убеждениями и манерой речи. И за умеренную плату родичи могут "общаться" с "душой покойника". А потом делается биоробот, который типа реагирует на всё аналогично прототипу - дабы "радовать" тех, кто был его близкими.
Но есть и чепуха всякая. Неприятны интимные сцены - нет и капли романтики, чисто всё механически как в романах Харуки Мураками. Не страсть даже, а исполнение животных инстинктов каких-то. Мат не во всех сериях. В общем, могу сказать только то, что очень достойно внимания - по сравнению с кинофантастикой, где сплошные балаганные спецэффекты и минимум умных сюжетов (исключение, пожалуй, "Сфера" и американо-индийский фильм про работу лингвистов во время контакта, забыл название...)
В целом - главный недостаток сериала по произведениям Брукера - полное безбожие. Т.е. личность там тождественна сознанию, которое можно записать на флешку и тиражировать личность. Души там нет. Как нет, разумеется, никакого Св. Духа.
***
Насчёт "Камешка" - спасибо, приятна похвала от умного человека. Жаль, Володя Янчевский ушёл так рано из жизни... Царствие ему Небесное.
19. Ответ на 17, Кирилл Д.:
Там очень правдоподобно показывают - как может выглядеть самое обозримое будущее.
Павел, пользуясь случаем - а мне понравился Ваш "Камешек в башмаке").
А насчёт правдоподобности показа самого обозримого будущего... Чтобы далеко не ходить - в 2019 году мы себе его представляли? И вот настал 2020 (помните, наверно, песню про 20-й год из "Зелёного фургона"))). И где-нибудь в середине или конце 2020-го как мы себе представляли 2022-й?
А в 1980-м - когда, среди прочего, и "Старый Новый год" вышел - как себе люди представляли 1990-й...
А что году в 1900-м (да и в 1913-м) большинство людей думало про ближайшие лет 20?
И т.д. Много вообще прогнозов сбылось в этом мире?
Мне, честно говоря, нравится ход мыслей Нассима Талеба ("Чёрный лебедь" и т.д.).
По поводу "Чёрного зеркала". Сам не смотрел
("Не читал, но осуждаю" - кстати, это перевод, а в первоисточнике звучало так: "Борис Пастернак написав роман „Доктор Живаго“. Я його не читав, але не маю пiдстав не вiрити редколегiї журналу „Новый мир“, що роман поганий…"))).
Но мне его тоже рекомендовали. Что меня настораживает во всём этом... Там 6 сезонов, в каждом, наверно, серий по 10 или 20. То бишь, изготовление антиутопий стало индустрией - частью индустрии развлечений. И, наверно, частью какой-то пропагандистской машины.
Антисоветизм - это целая пропагандистская индустрия.
И деньги, вложенные в неё, дали "инвесторам" неплохой результат.
18.
Ещё - мне кажется, что все эти импланты, чипы - это страшилки. Не получится людьми так управлять. Всё это дорого и бессмысленно. Не будет этого. Тем более, что людьми, как жизнь показывает, можно управлять безо всяких имплантов. Возьмём крайний пример - террористов - самоубийц. Разве им вшивают чипы? Нет, их "просто" идейно обрабатывают. Ну, может какое-то НЛП, но без хирургии. А возьмём пример с Украиной. Ну, обработали же людей. Обычная пропаганда. Наверно, тоже с элементами НЛП или чего-то такого, но, опять же, без каких-то ковыряний в мозгах в прямом смысле слова. В целом, люди поддаются пропаганде, поддаются внушению, их можно убедить в чём угодно, действуя на чисто визуальном, вербальном, ментальном уровне.
17. Ответ на 9, Павел Тихомиров:
Там очень правдоподобно показывают - как может выглядеть самое обозримое будущее.
Павел, пользуясь случаем - а мне понравился Ваш "Камешек в башмаке").
А насчёт правдоподобности показа самого обозримого будущего... Чтобы далеко не ходить - в 2019 году мы себе его представляли? И вот настал 2020 (помните, наверно, песню про 20-й год из "Зелёного фургона"))). И где-нибудь в середине или конце 2020-го как мы себе представляли 2022-й?
А в 1980-м - когда, среди прочего, и "Старый Новый год" вышел - как себе люди представляли 1990-й...
А что году в 1900-м (да и в 1913-м) большинство людей думало про ближайшие лет 20?
И т.д. Много вообще прогнозов сбылось в этом мире?
Мне, честно говоря, нравится ход мыслей Нассима Талеба ("Чёрный лебедь" и т.д.).
По поводу "Чёрного зеркала". Сам не смотрел
("Не читал, но осуждаю" - кстати, это перевод, а в первоисточнике звучало так: "Борис Пастернак написав роман „Доктор Живаго“. Я його не читав, але не маю пiдстав не вiрити редколегiї журналу „Новый мир“, що роман поганий…"))).
Но мне его тоже рекомендовали. Что меня настораживает во всём этом... Там 6 сезонов, в каждом, наверно, серий по 10 или 20. То бишь, изготовление антиутопий стало индустрией - частью индустрии развлечений. И, наверно, частью какой-то пропагандистской машины.
16. Ответ на 11, С. Югов:
Практика показала,что сечь быдло надо
Насколько я понимаю, раньше секли за какие-то провинности, говоря казённым языком - правонарушения. Вот не пойму, "быдло" - это какая именно статья УК или КоАП?
15. Ответ на 8, Андрей Карпов:
Счастье, конечно, понятие субъективное.
С одной стороны, да, с другой - кое-какие критерии есть. С точки зрения пожилого человека молодость и здоровье - уже счастье. Так или иначе, здоровье в любом случае уже полсчастья - ну, может, треть. Так что для начала можно пока ограничиться Управлением счастья в структуре Минздрава.)))
А вот у Ефремова - более серьёзно. На самом деле аудит на меру инферно - была бы штука полезная и интересная...
Конечно, интересная. Мне кажется, есть смысл обсудить это подробнее. Включая критерии инферно. Вообще всяческая бюрократическая мертвечина, всякая зарегулированность жизни этим инферно отдаёт. А, скажем, "коронобесие" 3-летней давности и вовсе приоткрыло портал в ад. Но это с точки зрения одной части общества. С точки зрения другой, эти меры были необходимы, то бишь, были спасением от инферно. Тут ещё надо договориться, что считать инферном, что нет, а что и вовсе наоборот.
Хотя в целом в мире Ефремова мне бы, лично, жить не хотелось бы.
А это в любом случае не грозит. Моисей не вошёл в Землю Обетованную. Сам Ефремов в этом своём мире жить не хотел бы. Люди там какие-то слишком совершенные. А вот вопрос - они должны быть счастливее нас или несчастнее? А в "ефремовском" мире инферно меньше, чем в нашем? Да, люди там совершенны, скажем так, не по-христиански, а по-коммунистически. Однако в мире, если так можно выразиться, христиански совершенном, в обществе более-менее настоящих христиан лично нам бы хотелось жить? Если честно.
Не знаю, насколько годится этот пример, но сохранились кое-где общины старообрядцев. Где люди живут - может быть, слишком сильно было бы сказать, что они живут в соответствии с православным идеалом, но, во всяком случае, более-менее правильно живут, правильнее, чем мы. Хочется к ним уехать и поселиться с ними?
14. Булат Окуджава
13. Ответ на 10, Константин В.:
Вряд ли она сознательно апеллировала к Ефремову.
Почему вряд ли?