«Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1-2).
Одно короткое предложение, но как много в нем скрытого смысла. Библия не перестает удивлять нас. Ведь, казалось бы, сколько раз мы уже читали этот отрывок, или слышали его от других, но самого главного всё же не постигли. А ведь истина находится прямо между строк. Но давайте обо всем по порядку.
Перед своей предстоящей казнью Господь избирает из всех своих учеников только трех и удаляется с ними для уединенной молитвы. Почему только трех и почему только их, спросите вы? Разумный вопрос. Дело в том, что в древности для того, чтобы подтвердить то или иное событие необходимо было иметь трех свидетелей. Вот почему были выбраны только три ученика.
Почему конкретно Петр, Иаков и Иоанн? На этот вопрос ответил еще святитель Андрей Критский: «Христос, взяв с Собой избранных апостолов, как уже стяжавших большую к Нему близость». То есть, выбраны были те ученики, которые уже догадались о необычной природе своего Учителя.
Для уединения было выбрано возвышение, а не низина, и как позже выясним, тоже неспроста. Гора позволяла возвыситься над окружающим миром и достичь точки соприкосновения земной вершины с небом.
А дальше происходит самое удивительное. Господь преображается на горе не только телом, но даже и своим одеянием. Что же подразумевается под словом «преображение»? Почему Господь скрыл это явление от других учеников и показал только избранным? Как много, на самом деле, вопросов рождает Священное Писание, когда подходишь к нему с разумением.
Если быть совсем точными, избранные апостолы были не единственными свидетелями случившегося чуда. Еще преподобный Григорий Синаит писал: «У Преображения, помимо апостолов, были и другие свидетели – неразумное тварное мироздание: горы, небеса, земля. Тем самым Фаворская Божественная слава Христа, по замыслу Творца, открылась здесь не только ученикам, но и всему Его творению... И еще всему мирозданию здесь открылась тайна двух природ во Христе: истина о том, что Он есть одновременно совершенный Бог и совершенный Человек». То есть, Иисус Христос открылся как Богочеловек не только перед людьми, но и перед природой. Поразительный факт!
Мы часто читаем в начальных строках Библии слова, о том, что в первый день творения появился свет, и только в четвертый день были созданы Солнце и Луна (дневные и ночные светила). Так откуда же взялся свет в первый день, если его источники ещё не созданы? И тут нам на помощь приходит физика. Есть две основные точки зрения на происхождение света: корпускулярная (теория частиц) и волновая. Они не объясняют нам природу самого света, но позволяют судить о нём как об электромагнитной энергии. Энергия возникает там, где есть противоположно заряженные частицы, которые притягиваются друг к другу. А теперь вернемся к Библии.
Мы верим, что есть Бог, и есть мир, который Он создал. Бог не может создать того, что будет вне пределов Его природы, такое просто невозможно. Поэтому заведомо все, что создается Богом, имеет непреодолимое тяготение к своему ядру, центру, то есть Создателю. Создание человека – величайший эксперимент существования Вечного во временном пространстве. И вот это-то тяготение и создает энергетические потоки, благодаря которым мир и живет. Бог буквально пронизывает своими энергиями всю Вселенную. Только они невидимы для наших глаз. Увы, зачастую наши орбиты слишком удалены от Своего центра – Бога. Мы слепо блуждаем и мерзнем на окраинах Вселенной вдали от своего Светила.
Вот зачем Христос продемонстрировал своим ученикам, что такое человек на самом деле. Он буквально разделил на некоторое время две Свои природы, чтобы показать ту мощь, которая их соединяет. Эффект от увиденного был настолько сильным, что даже по прошествии длительного промежутка времени заставлял апостола Петра изумляться этим фактом и использовать его как аргумент в пользу доказательства Божественности Христа: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но, быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пт. 1:16-18).
Пора уже понять, что мы не так просты и примитивны, как хотят нас выставить те, кто желает управлять нами. Мы сложный организм, который просто не может существовать без своего Создателя. Только в Нём мы раскрываемся как личности, и преображаемся до бесконечных пределов. Будем же помнить о своем истинном предназначении, и не превращаться в низких аморфных существ.
С праздником, с Преображением Господним!
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории
1. Будем же помнить о своем истинном предназначении...