Сегодня, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святая Церковь чтит память вмч. Прокопия (303), прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303), прав. Прокопия Устьянского (XVII), сщмчч. Феодора и Николая пресвитеров (1918), вспоминает знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290), чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579), и Петербурге (1721); Ярославскую (1588), Вязниковскую (1624), Нижнеломовскую (1643), Витебскую (1655) Тобольскую (1661), Каплуновскую (1689), Тамбовскую(1895), Пензенскую (1717), Песчанскую (1754), Чимеевскую (1770), Высочиновскую (XVIII), Вышенскую (1812), а также Якобштадтскую икону Божией Матери (XVII).
Сегодня в России отмечается день явления Казанской иконы Божией Матери. В октябре 1552 года трудами Государя Иоанна Грозного и Покровом Пресвятой Богородицы русские войска покорили татарскую Казань. С тех пор Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан. Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием и святителем Германом. Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского Царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной, и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
Сегодня также мы вспоминаем Андрея Ивановича Тургенева (1781-1803), поэта, переводчика, дипломата.
Родился в Москве в семье директора Московского университета И.П.Тургенева. Андрей Иванович был старшим из известных в политической и культурной жизни начала XIX в. братьев Тургеневых. Блестяще одаренный, Тургенев Андрей Иванович прожил короткую жизнь: учился в пансионе при Московском университете, служил по дипломатической части в Вене и Петербурге, где неожиданно скоропостижно скончался, едва достигнув двадцати трех лет. В литературе первых лет XIX в. выступил как критик, поэт и переводчик.
В 1801 г. на заседаниях Дружеского литературного общества, в котором он наряду с А.Ф.Мерзляковым играл руководящую роль, подверг резкой критике творчество Карамзина, требуя от литературы народности, оригинальности, высокого патриотического содержания. Критикуя приверженность поэтов карамзинского направления к легкой поэзии и одновременно осуждая льстивые оды, призывал к созданию гражданственной лирики.
В 1800—1801 гг. пережил увлечения ранней драматургией Шиллера, но в дальнейшем, требуя от искусства психологической правды, противопоставлял ему Шекспира и Гёте. Залог возрождения русской литературы он видел в обращении к фольклору и патриотической тематике. Как поэт Тургенев Андрей Иванович был создателем свободолюбивой политической («К Отечеству») и медитативной лирической («Элегия») поэзии. Своими литературными воззрениями и стихотворении «Элегия» оказал влияние на молодого Жуковского. Тургенев упорно занимался переводами с немецкого, английского, французского (Шиллер, Коцебу, Шекспир, Руссо и других). Перевел два раза «Макбета» — первый раз с немецкой переработки Шиллера, а затем с оригинала. Почти все переводы его утрачены.
Пушкин" height="262" src="/images/2011/21627.jpg" style="float:right; margin:8px" width="200" />В этот день также мы вспоминаем графа Валентина Платоновича Мусина-Пушкина (1735-1804), генерал-фельдмаршала, вице-президента Военной коллегии.
Сын графа Платона Ивановича (1698—1745), которого Пётр Великий называл «племянником» (Анна Иоанновна его сослала в Соловецкий монастырь, с «наказанием кнутом, урезанием языка и лишением имения» — безвинно). Мать — княжна Марфа Петровна Черкасская.
В тринадцатилетнем возрасте в 1747 году был записан в гвардию, участвовал в Семилетней войне, затем секунд-майором Конной гвардии принимал участие в возведении на престол Императрицы Екатерины II, за что в день её коронации, пожалован в камер-юнкеры, получил часть конфискованных имений отца и 600 душ вновь. В 1769 году произведен в действительные камергеры.
За участие в русско-турецкой войне, в Крымской армии князя В.М.Долгорукого, своего тестя, награжден орденом св. Георгия 3 степени, а при заключении мира получил Александровскую звезду и чин генерал-поручика. 28 июня 1782 года, по случаю двадцатилетия восшествия на престол Екатерины II произведен в генерал-аншефы. В 1783 году пожалован в генерал-адъютанты.
Назначенный состоять при Великом князе Павле Петровиче, сумел заслужить его расположение, несмотря на то, что пользовался милостями и Екатерины II, говорившей, что она ему «персонально обязана». В 1786 году был назначен вице-президентом Военной коллегии и получил Андреевскую ленту, а в 1787 году назначен в Совет Императрицы.
В следующем году, когда началась война с Швецией, Екатерина назначила его, за неимением лучшего, главнокомандующим хотя сама всегда была весьма невысокого мнения о его способностях и называла его «нерешимым мешком». Лично храбрый, граф Мусин-Пушкин оказался негодным полководцем и на этот раз заслужил от Государыни эпитет «сущего болвана». Тем не менее, граф Мусин-Пушкин получил за Шведскую кампанию золотую шпагу, орден св. Владимира 1 степени и алмазы к Андреевской звезде, пока в 1790 году не был заменен графом И.П.Салтыковым, который имел у Императрицы также нелестную репутацию: «Плут и упрям». При Павле I граф Мусин-Пушкин был назначен шефом Кавалергардов.
Отличаясь более чем скромными способностями, граф Мусин-Пушкин был человек добрый и ласковый, но слабохарактерный, нерешительный и доступный чужому влиянию. Блистая полным отсутствием талантов, он обладал, однако, всецело одним — уменьем уживаться со всеми сильными людьми при дворе и искусно улавливать господствующее здесь течение. Этому таланту царедворца он и был обязан своей блестящей карьерой. Похоронен под Трапезной церковью в Симоновом монастыре.
Сегодня также отмечается день памяти выдающегося русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, скончавшегося 8 июля 1816 г.
Он родился 3 июля 1743 г. в семье офицера. Учился в Казанской гимназии, которую не закончил, поскольку был призван на военную службу, служил в Преображенском полку в Петербурге. В 1783 г. опубликована его ода "Фелица", которая имела большой успех и понравилась Государыне Екатерине II. Державин был Олонецким (1784) и Тамбовским (1785) губернатором, смело боролся с неправдой и лихоимством. В 1791-92 гг. состоял личным кабинет-секретарем Императрицы, с 1794 г. - президентом Коммерц-коллегии. По поручению Императора Павла I исследовал еврейский вопрос в России, по итогам своей работы составил знаменитую записку на сей счет. В царствование Императора Александра I был министром юстиции (1802-03). В 1803 г. вышел в отставку. В 1808 г. вышли четыре тома сочинений Державина. С 1811 г. в его петербургском особняке происходили заседания общества "Беседа любителей русского слова", защищавшего традиции классицизма. Скончался в своем имении Званка.
Сегодня мы вспоминаем и Матвея Яковлевича Мудрова (1776-1831) врача, одного из основателей русской клинической школы, военной гигиены, старшего врача Центральной комиссии по борьбе с эпидемиями.
В 1794 году М.Я.Мудров окончил курс гимназии и народного училища и в 1795 г. поступил в университет, где начал изучать медицину. Командированный за границу, он слушал лекции в Берлинском университете у профессора Гуфеланда, в Гамбурге — у профессора Решлауба, в Геттингене — у Рихтера, в Вене Мудров изучал глазные болезни под руководством профессора Беера. Он также прожил четыре года в Париже, слушая лекции профессоров Порталя, Пинеля, Бойе и др. За границей Матвей Яковлевич написал сочинение «De spontanea plaucentae solutione», за которое в 1804 году получил степень доктора медицины.
В 1807 году Мудров в городе Вильне заведовал отделением главного военного госпиталя, отличился удачным лечением кровавого поноса, которым страдала русская армия. С 1808 года Мудров начал читать лекции в московском университете. Первый курс, прочитанный им, рассказывал о гигиене и о болезнях, обычных в действующих войсках. В 1812 он выехал в Нижний Новгород вместе с ректором и другими профессорами; после освобождения Москвы от неприятеля Матвей Яковлевич приложил много стараний при возобновлении анатомической аудитории и 13 октября 1813 года открыл медицинский факультет.
Также усилиями Мудрова в Кремле была возобновлена церковь св. Иоанна Лествичника в колокольне Ивана Великого, освящённая в 1822 году. В 1813 году был назначен ординарным профессором патологии, терапии и клиники в московском отделении медико-хирургической академии, где открыл клинический институт. По проекту Мудрова при московском университете в 1820 году были открыты медицинский и клинический институты, директором которых он и был назначен. Пять раз его был избирали деканом медицинского факультета.
В 1830 г. Мудров назначен членом центральной комиссии по борьбе с холерой и был командирован в Саратов, умер от холеры в Петербурге. Похоронен на Холерном кладбище Выборгской стороны (не сохранилось).
Сегодня мы также вспоминаем Якова Космича Амфитеатрова (1802-1848), писателя, богослова, переводчика и педагога, магистра Киевской духовной академии.
Яков Космич Амфитеатров родился в семье причетника (позднее получившего сан священника) К.И.Красина 23 октября 1802 года в селе Высокое Костромского уезда Орловской губернии. В 1814 году начал обучение в Севской Духовной семинарии. С 1817 по 1824 год Амфитеатров занимался в Орловском духовном училище, после чего учился в Орловской духовной семинарии.
В 1825 году Амфитеатров поступил в Киевскую духовную академию, которую успешно окончил в 1829 году получив степень магистра богословия. В Киевской духовной академии было отмечено усердие студента, и он был оставлен преподавателем гомилетики и русской словесности. Начиная с 1835 года Амфитеатров — экстраординарный профессор, а уже в 1837 году становится ординарным профессором академии.
Яков Космич Амфитеатров был одним из основателей академического журнала «Воскресное чтение», в котором лично опубликовал около семидесяти статей. В журнале «Маяк» опубликовал повесть и несколько рассказов. Им также были переведены письма святителя Иоанна Златоуста к диакониссе Олимпиаде.
Часть лекций Амфтеатрова по истории всеобщей словесности напечатана в «Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской духовной академии» (Киев, 1869). Много писем и отрывков из лекций Амфитеатрова приведено В.И.Аскоченским в его книге «Я. К. Амфитеатров, ординарный профессор Киевской Духовной Академии» (Киев, 1857).
Его двухтомник «Чтения о церковном собеседовании, или Гомилетика» был так высоко оценён современниками, что 28 марта 1848 года Император Николай I пожаловал автору инкрустированный бриллиантами перстень. Яков Космич Амфитеатров скоропостижно скончался 8 июля 1848 года.
Также в этот день отмечается память Михаила Михайловича Герасимова (1907-1970) антрополога, археолога и скульптора, доктора исторических наук, автора методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков.
Родился 2 (15) сентября 1907 года в Санкт-Петербурге, в семье врача. Детские и юношеские годы провёл в Иркутске. С 11 лет принимал участие в археологических раскопках. Был увлечён работами Жоржа Кювье и его опытами по реконструкции облика вымерших животных. С 13 лет работает в анатомическом музее при медицинском факультете Иркутского университета, много времени проводит в морге изучая связи мягких тканей лица и костей черепа. Своим учителем считал Б.Э.Петри. В 18 лет он опубликовал свою первую научную статью о раскопках палеолитического местонахождения у переселенческого пункта в Иркутске.
В 1928 году, будучи сотрудником краеведческого музея Герасимов прибыл в деревню Мальта (Иркутской области), где незадолго до этого местным жителем был обнаружен бивень мамонта. Его исследовательская работа привела к открытию всемирно известной палеолитической стоянки Мальта.
В 1939—1945 годах жил и работал в Самарканде. Создал скульптурные портреты-реконструкции ряда исторических личностей: Тамерлан, Шахрух, Джалал уд-Дин Мираншах Султан-мирза, Улугбек, Мухаммед-Султан и другие — июнь 1941 года («Самарканд. Путеводитель», с. 134—146, Ю.Н.Алескеров, Ташкент, 1975). В 1944 году он с семьёй переехал в Москву. Работал в Институте истории материальной культуры.
Создал свыше 200 скульптурных портретов-реконструкции исторических личностей. В том числе: Тамерлан, Иван IV Грозный, Улугбек, Ф.Ф.Ушаков, Ярослав Владимирович Мудрый, Андрей Юрьевич Боголюбский и другие. Открыл и исследовал верхнепалеолитическую стоянку Мальта́. В 1931 — 1936 годах и в 1959 году исследовал Фофановский могильник у села Фофаново в Кабанском районе Бурятии. Восстановил облик позднего неандертальца из грота Ла-Шапель-о-Сен во Франции и кроманьонцев со стоянки Сунгирь недалеко от Владимира.
Также сегодня мы вспоминаем Павла Ивановича Мельникова (1908-1994) геолога, геофизика, директора Института мерзлотоведения (Якутск), академика, Героя Социалистического Труда.
Окончил Ленинградский горный институт (1935). Начальник Игарской (1935-1939), а затем Якутской (1940-1956) научно-исследовательских мерзлотных станций. Директор Северо-Восточного отделения института мерзлотоведения им. В.А.Обручева АН СССР (1956-1960). С 1960 г. директор института мерзлотоведения Сибирского отделения АН СССР. Основные работы по геокриологии и инженерной геологии. Награжден 4 орденами, а также медалями.
В этот день скончался генерал армии Виктор Павлович Баранников (1940-1995).