В Государственную Думу внесли проект, которым предлагается обязать школьников участвовать в общественно-полезном труде, сообщает РИА Новости.
«Предлагается скорректировать понятие "воспитание", дополнив его составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Также предлагается дополнить принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования единством обучения и воспитания», – сказано в пояснительной записке к проекту.
Предлагаемые новеллы относятся к обязанностям обучающихся участвовать в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой, с учетом возрастных и психофизических особенностей.
Также предлагается исключить норму о запрете привлечения обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.
«Данным законом мы предлагаем рассматривать ученика не как наблюдателя за трудом других, а как созидателя. Таким образом, уже в школе формируем чувство личной причастности к делу и ответственности за его результат: сегодня в виде простых бытовых навыков, таких как умение навести порядок, чистоту в классе, в школе. А завтра этот же ученик уже будет ценить результаты своего труда в выбранной профессии и с уважением относиться к труду тех, кто рядом», – сказала глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Депутат отметила, что «еще одна новелла законопроекта касается обязательности участия учеников в общественно-полезном труде: высадка деревьев, цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадки к мероприятию, помощь в библиотеке, в музее».
Такие моменты, по мнению парламентария, например, вопросы соблюдения чистоты и порядка в образовательных организациях, не должны зависеть от желания или нежелания кого-либо.
«Это элемент единого образовательного и воспитательного пространства. При этом обязательно будет учитываться возраст и особенности здоровья», – добавила она.
Как отмечает Казакова, принятие этого закона создаст основу для совершенствования школьной программы по труду.
«Урок труда должен так и называться "Урок труда" и предполагать именно формирование понятных, простых навыков, которые пригодятся в жизни, в быту, в семье, профессии», – подчеркнула депутат.
Законопроект прокомментировал в интервью «Русской народной линии» председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Головатский:
В первую очередь нужно исходить из того, в чём именно нуждается школа, какие существуют возможности взаимодействия с различными движениями и учреждениями, каким образом школьники могли бы принять участие в общественно-полезном труде.
Чтобы закон не потерял своей актуальности, в этот процесс должны включиться образовательные учреждения, предлагая программы по занятию общественно-полезным трудом и по развитию трудовых способностей детей.
Ныне активно развивается разнообразная волонтёрская деятельность, в которую могут включаться школьники. Мне кажется, что волонтёрство – это очень важная составляющая в деятельности молодёжи. Поэтому сотрудничество школ со взрослыми волонтёрскими организациями может помочь в деле приобщения школьников к трудовой деятельности.
Повторю, что в общественно-полезной деятельности учеников нужно исходить из необходимости и возможностей конкретных образовательных учреждений. Ведь очень сложно стандартизировать этот процесс. На мой взгляд, такие программы должны предлагать сами школы, тогда школьникам будет полезно и интересно.
В современных школах выстроена своя система, в том числе порядок уборки. И вообще, есть ли пришкольная территория, на которой можно, например, высаживать деревья.
В законопроекте чувствуется некая отсылка к советской школе, где это было в порядке вещей. Но сегодня немного изменилась ситуация в плане самой организации деятельности образовательных учреждений, поэтому насколько возможно в сложившихся условиях, нужно привлекать школьников к необходимому общественно-полезному труду. Не нужно ничего специально выдумывать, если в школе уже налажена определенная система, в которой сотрудники выполняют ту или иную работу, то не надо ничего менять – дети могут им помогать. Не стоит разрушать то, что уже существует.
Главное – избежать профанации. Школьникам важно участвовать в действительно необходимых мероприятиях. В целом задействование детей в общественно-полезном труде благоприятно повлияет на воспитательный процесс.