Каждый десятый россиянин даёт имена личным и домашним устройствам, а половина опрошенных испытывает сочувствие к своим гаджетам, если они повреждаются, говорится в исследовании «Лаборатории Касперского», сообщает РИА Новости.
«Каждый десятый житель России дает имена личным и домашним устройствам. Чаще всего прозвища получают роботы-пылесосы. Таковы результаты опроса "Лаборатории Касперского", - говорится в сообщении.
Отмечается, что многие обращаются с домашними устройствами как с одушевленными существами. «Например, просят снова начать работать, когда те ломаются. Так делают 42% опрошенных. Из них 68% разговаривают со смартфонами, 54% – с ноутбуками, 45% – с телевизорами, 22% – с электрическими чайниками и кофемашинами, а 16% – с роботами-пылесосами», – добавили в компании.
Отмечается, что зачастую люди пользуются цифровыми устройствами много лет. Это покупки, которые играют важную роль в повседневной жизни. Неудивительно, что владельцы привыкают к ним. По данным компании, «половина опрошенных испытывает сочувствие к своим устройствам, если они повреждаются – падают или разбиваются».
«Зачастую люди доверяют роботизированным системам и делятся с гаджетами самой разной информацией... В рамках другого эксперимента робот вовлекал людей в дружескую беседу, в результате ему удавалось выманивать самую разную информацию... Наверное, многие сталкивались с телефонными мошенниками, имитирующими роботизированные звонки. Это яркий пример того, как злоумышленники используют доверие к автоматизированным системам», – отмечает эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов, слова которого приводятся в сообщении.
Об исследовании «Лаборатории Касперского» размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Чаще всего разговор с предметами происходит в шутку, поэтому не является признаком умопомрачения. Например, большинство людей ругают батарею, попавшуюся им на пути, или призывают: «Давай-давай, работай!»
Люди в шутку говорят: «Где же вы, мои варежки, как же я без вас выйду на улицу в мороз?» Это фраза свидетельствует о благодушии, а не о раздражительности человека. Но если человек всерьёз перешёл к одушевлению стула, на котором восседает, то это нужно уже разбираться психиатрам. Слава Богу, что таких случаев немного.
Шуточные разговоры могут свидетельствовать о бережном отношении к предметам, а не об одиночестве, когда человек беседует с телевизором или утюгом. Думаю, из результатов исследования «Лаборатории Касперского» не стоит раздувать проблему.
У наших современников и так много психических сложностей. Например, иногда проявляется противоестественная привязанность к четвероногим, домашним животным, которые для некоторых становятся ближе и дороже любого человека в связи с непосредственностью чувств, проявляемых в отношении хозяина.
Мы знаем, что среди человеческих грехов существует и грех небрежности по отношению к вещам, которые благоразумные и внимательные к своей жизни люди берегут и относятся к ним с бережностью, как к дару Божиему. Ну, а то, что отношение к предмету может проявляться в игровом диалоге, говорит только о живости воображения наших современников, а не о каком-то патологическом состоянии.
Апостол Павел говорит: Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные (2Тим. 4:12).
Раньше было больше почтительности к вещам. Например, к кожаным ботинкам, которые были не доступны простому народу. Ботинки стояли на почётном месте для походов в храм.
Не думаю, что сочувствие к вещам – признак патологии. Часто спрашивают у священников: «Почему мы молимся неодушевлённому предмету – Кресту Христову?» Мы отвечаем: ради того служения, которое совершил Господь, взойдя на Крест. Потому Крест страшен для бесов. Для нас Крест – предмет нашего упования в связи с тем служением, которое Господь совершил, принося Себя в жертву на нём. И образ, который дал будущим поколениям.
Между предметами и человеком устанавливаются некие взаимоотношения. Мы, монахи, предмет своего облачения не прежде на себя возлагаем, чем поцеловав параман и подрясник, у которого крестик вышит на внутренней стороне воротничка. Прежде, пока не поцелуешь крест на пряжке, не возлагаешь на себя ремня. Это тоже общение с предметами. Каждый монашеский предмет имеет своё содержание и багаж молитвенных поминовений о нашем спасении.
Очевидна связка человека с такими полезными и важными в его жизни предметами как гаджеты, в которых заключается целый букет бесценных для человека общений с дорогими людьми, с отдалённой информацией.
Речь не идёт о порочном использовании гаджетов. Люди иногда подменяют ими свою настоящую жизнь, но во всём можно дойти до патологии, в том числе в пользовании гаджетами. Но сегодня без этого технического средства никто почти не обходится. Конечно, используют не до такой степени, как в том анекдоте: Человек падает с новым айфоном в заднем кармане, слышит хруст и первая его молитва: Господи, хоть бы позвоночник, а не новенький айфон.
Но это в качестве шутки. Когда предметы становятся одушевлёнными, тот самый языческий магизм, который мы умеем обличать в языческих тенденциях нашего времени – теперь реальность. Понятно, что язычества много – оно вполне безрассудное, но сознательно к нему прибегают современники, когда гадают. Когда кофейная гуща или расположение звёзд для них свидетельствует об определённых реалиях жизни человека и его обстоятельств – вот это уже беда и привязка к предметам, отражающим языческое устроение, которое можно назвать бесопоклонением.
В данном случае у людей есть определённое намерение получить от тварных предметов влияние на нашу тварную, сотворённую Богом, жизнь. Это уже и есть поклонение твари вместо Творца.
А в результатах исследования «Лаборатории Касперского» я не наблюдаю состава мистических преступлений.