Рождественским постом мы призываемся быть особо внимательными к памяти ветхозаветных пророков, потому что из глубины веков они возвещают нам о Пришествии Христовом, о Его Рождестве. Пророк Аггей жил за 500 лет до Рождества Христова — в то время, когда богоизбранный народ вернулся из Вавилонского плена, длившегося семьдесят лет. В своем кратком пророчестве он возвещает нам о событиях, которые не только обращены к тайне Рождества Христова, но и связаны с тем, что происходит сегодня с Церковью, ожидающей Его Второго Пришествия.
Судьба Израиля во многих отношениях очень похожа на судьбу России, поскольку и русский народ, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, был богоизбранным народом, то есть хранителем единой спасающей, неповрежденной православной веры, и явился, подобно израильскому народу, отступником от нее.
Пророк Аггей обличает народ израильский: «Народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень"... А вам самим, — говорит Господь, — время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» Потому так говорит Господь: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает ее для дырявого кошелька». Господь призывает народ через пророка Аггея одуматься, увидеть, что он должен положить в основание строительства новой жизни. «Взойдите на гору, — говорит он, — и носите дерева, и стройте храм».
И когда завершается воссоздание Иерусалимского храма вместо прежнего, разрушенного, то пророк обращается к народу: «Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» И вот слово Господне: «Еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего».
Это пророчество исполнилось, когда явился Господь Иисус Христос в Иерусалимском храме. Сам Бог, Творец мира, пришел в этот храм и проповедовал в нем. Что могло сравниться с тем, что было дано ранее этому народу и всему роду человеческому? Но мы знаем, что и этот Иерусалимский храм был разрушен. Причем Господь говорит в Евангелии о разрушении этого храма, одновременно пророчествуя о кончине мира. Один план как бы накладывается на другой, и одна тайна связана с другой тайной. Слава этого храма явилась больше, чем слава первого храма, потому что в него пришел Сам Бог, но и этот храм был разрушен, потому что народ израильский, живший ожиданием Мессии, отверг своего Спасителя.
«Мерзость запустения» явилась и в этом храме, хотя ученики Господа изумляются его красоте: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» Господь отвечает им: «Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». И потом выносит приговор Израилю: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». С одной стороны, слава сего последнего храма больше славы прежнего, с другой стороны — дом сей оставляется пуст.
Обратимся к судьбе России, к тому, что совершается сегодня в мире. Пророк Аггей говорит, что человеческое нечестие обладает таким свойством, что оно своей нечистотой делает нечистым то, к чему прикасается. И все, приносимое в храм, делается нечистым, оттого что люди не живут так, как открывает им Господь.
Мы видим, как сейчас на месте прежде разрушенных возводятся у нас новые храмы и, конечно, многие нынешние храмы по сравнению с тем, что было, «как бы ничто», говоря словами пророка Аггея. И мы знаем также, что слава этих храмов будет больше прежних, потому что Господь откроется, и открывается здесь уже во Втором и славном Своем Пришествии, когда Он придет судить всему миру. Но одновременно мы знаем, что «тайна беззакония» раскрывается и внутри самой Церкви, когда, по словам святителя Феофана Затворника, остается только «внешняя видимость», а внутри — полная пустота.
Мы готовимся к встрече Рождества Христова. В мире, где беззаконие все более хочет утвердить себя нормой жизни и приход «человека беззакония» делается все ощутимее для нас, будем молитвенно размышлять о пророчестве святого Аггея. В какой храм мы входим? Как мы участвуем в строительстве дома Божия — того дома Господня, в котором мы призваны быть не только как в вещественном храме здесь, на земле, но и в вечности?
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1.
То есть дух может предать самого себя своему же чувству, уступив свое первенство ему. И никак по другому. Плоть не может взять первого места - дух не позволит своей властью. Власть духа способна менять чувства по своей власти. Но если дух согласился предать свою власть своему же чувству, то тогда происходит грех. Промах. Потом из этого рождается зло.
Чем же дух предает самого себя, отдает добровольно свою власть своему чувству? Свою волю, ибо власть духа есть воля. Какой воли духа подчиняется сам дух? Как она называется? Истина разума, истинный разум. Тогда антитезой этого выступает рассудок. Ум - и то и другое.
Дух умом предает себя, но умом же и повелевает. Дух изначально - Ум. А когда дух есть воля ума, то это уже рассудок. Разум воли - истинный дух. Воля как ум - рассудок. Поэтому Бог - Слово. И дух тогда Дух, когда Разум первичен. Но этого нам не постичь иначе, чем через плоть. Ибо Бог сказал, что не хорошо быть человеку одному. Тогда когда Словом создал его.
Но помощник должен быть подобен Богородице. Иначе плоть такой помощи открывается как грех. Что мы и видим в грехопадении человека.
Поэтому Антихрист тогда откроется, когда мы признаем умом Христа как Богочеловека, то есть, как пришедшего во плоти. Тогда, когда поймем предательство Бога по плоти в себе самих. На общем христианском уровне Науки и Культуры в мире, сегодня.