Кулаком эти стены не прошибёшь

29 декабря — память святой праведной Софии Суздальской

0
1604
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из интернет-источников

Мы приближаемся к Рождеству Христову. Безначальный начинается, Невидимый делается Видимым, Бесконечный вступает в наш ограниченный, конечный, тварный мир. И это есть начало Крестного пути Господня — вступление Его в мир, где царствует смерть. Господь — Бог совершенный — вольно вступает в отпавший от Него мир. Мир, который Он сотворил любовью и любовью хочет спасти. Однако во время Крестных Страданий Спасителя мы слышим Духом Святым размышления Церкви о тайне нашего спасения, о том, что Господь молился о вольной чаше, как о невольной. Это значит, что Его Гефсиманские страдания связаны с тем, что Он приобщается всему, что есть в жизни каждого из нас.

Сегодня среди других святых мы вспоминаем святую праведную Соломонию Сабурову, Софию в иночестве. Она была замужем за великим князем Василием Ивановичем. Брак оказался несчастливым. Соломония была бесплодной, и великий князь насильно заточил ее в монастырь. Так она вынуждена была принять монашеский постриг.

Мы знаем из ее жизни, что приняла она этот невольный крест, как вольный, и постепенно начала восходить к принятию того, чему сопротивлялась и ни за что не хотела принять. Оказавшись в монастырской келье, как в тюрьме, она увидела, что кулаком эти стены не прошибешь и не сбросишь смирительную иноческую рубашку, в которую ее облекли. Святая праведная Соломония, исполненная глубокой веры, которая всегда означает смирение перед тем, что Господь совершает с нами, из рук Господних приняла то, что не хотела принять по собственной воле. Там, где от нас уже ничего не зависит, где обстоятельства, против которых мы бессильны что-либо сделать, — Господь дивно совершает для нас все, что необходимо, если мы принимаем это как из Его рук.

Мы знаем, что праведная Соломония стала не просто инокиней, но обрела дары прозорливости и чудотворения. Она стала святым человеком через смирение, через крест, который невольно был дан ей премудрым всемилостивым Господом, Тем, Кто, зная нашу немощь, знает и глубину человека. Так всегда происходит в человеческой жизни, и каждый получает те невольные дары, которые он не понимает и не хочет иметь. Кому-то Бог дает одиночество, и он уходит в пустыню, где обретает рай. А другому одиночество может быть страшнее всего на свете, потому что когда оно отвергнуто и не принято вместе с Богом, то это — ад. И ад — это одиночество, и ничто другое.

Мы читаем в житиях святых о том, как они молятся Господу, чтобы Он не отнимал у них болезни. Мы же молимся о здравии. Мы хотим этого, потому что это нормально, это естественно для человека. А какой-то подвижник молится, чтобы Господь не отнимал у него болезнь, потому что признает, что через болезнь он приобретает другую жизнь, другое качество жизни. Он приобретает Самого Христа. Так происходит во всех скорбях. Мы читаем это в словах, которые могут быть не сразу понятны, когда апостол Павел говорит, что мы хвалимся скорбями: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 7—9).

Оттого что Бог всесовершенный, Вседержитель всемогущий приобретает немощь, вступает в человеческие условия существования, все меняется. Мы должны научиться этому до смерти, до самой смерти, о которой апостол Павел говорит: «Смерть для меня — приобретение», и для него это желанно.

То испытание, которое претерпела святая праведная Соломония, особенно обращено к женщинам нашего времени. Одни из них лишены брака, оттого что другая сторона явила предательство в нашем мире, исполненном предательства, и наступил развод. Другие не хотят монашества, а ищут брака и молятся об этом, но Бог не дает. Господь ставит все большее и большее число женщин именно в те самые обстоятельства, которые пережила святая праведная Соломония. И это особенное знамение для нашего времени, потому что испытание того, что, в конце концов, значит человек, проходит здесь. Что для него слаще всего на свете? Господь? Или самая сладкая жизнь по плоти, где предельно обнаруживается сластолюбие и самолюбие человека?

Чем ближе кончина мира, тем чаще Господь дает людям именно это испытание. Мы знаем, что многие не выдерживают на этом пути. Но есть и такие, кто в Церкви Христовой, принимает невольный крест как вольный, восходя постепенно от силы в силу. Им дано было поистине вкусить сладость новой жизни, которой Господь сподобляет не просто за страдания, но за их принятие, подобно мученикам Христовым. Кто такой мученик Христов? Это не просто тот, кто претерпел страдания, а тот, кто эти страдания принял. И это есть мученичество, это есть святость, это есть жизнь истинная. И только в этом жизнь. А все остальное быстро проходит, и испытания быстро кончаются.

В сегодняшнем Евангелии Господь говорит приступающим к Нему (в том числе апостолам — людям, ищущим Бога, которые уже видели чудеса и дивную милость Божию), когда они оказываются в скорбях, когда они лишены самого насущного хлеба: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16, 6). Но они снова рассуждают о хлебе, о земном, о сладости земной жизни и о земном насыщении. А Господь спрашивает: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменело у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите, и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек» (Мк. 8, 17—19).

Господь, Который может дать нам всю сладость земной жизни, все, нужное нам, любит нас больше, чем мы любим сами себя. Он хочет нам дать то, что у Него есть, и все до конца. Поэтому Он и вступает в нашу ограниченность, в наше непонимание, в нашу греховность, чтобы принять наш крест и нашей смертью умереть. Чтобы мы ожили Его жизнью, чтобы мы полюбили Его заповедь, чтобы мы узнали, что заповедь — всегда заповедь крестная, и она всегда предполагает жертву. И тем более та заповедь, которая определяет последние судьбы человечества, являясь решающей в жизни каждого из нас.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07