Сатана в Дивеево?

В Благовещенском соборе знаменитой обители появилась жуткая фреска

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни 
0
11499
Время на чтение 4 минуты
Фото: Предоставлены автором

Как сообщалось, в ходе визита в Нижегородскую митрополию 23 октября 2022 года патриарх Кирилл освятил великим чином в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре Благовещенский собор. Событие радостное, ведь согласно преданию, строительство этого собора пророчески благословлял сам преподобный Серафим Саровский.

Уникальность нового Благовещенского собора заключается в том, что его роспись полностью выполнена в мозаике. Мозаичное убранство (а это почти восемь тысяч кв. метров) включает огромную палитру цветов смальты и поражает своей красотой. Работы были выполнены сотрудниками минского предприятия «Артель-арт».

Православные радуются, и всё бы хорошо, но спустя какое-то время от дивеевских поползли странные слухи о том, что в их новом храме воссел сам антихрист. Что за ерунда? Очередные байки околоправославных активистов-паникёров? Потом в сети появились фотографии действительно весьма «странной» фрески, на которой в полный рост изображён то ли антихрист, то ли Иуда.

Иконография – наука тонкая, с наскоку не разберёшься. Где канон, где отступление от него? Выяснилось, что на стенах притвора нового собора изображены сцены Страшного Суда. Однако, несмотря на трагичность темы, мозаики выполнены в ярких тонах и на золотом фоне.

«Над мозаикой работали около 80 мастеров, начиная от заготовки материала до самого исполнения, – рассказывает в релизе руководитель монтажной группы предприятия «Артель-арт» Игорь Гоменюк. – Притвор – это первое впечатление. Хоть это и "Страшный суд", но заказчику и художникам было важно, чтобы человек, войдя в храм, не пугался».

«Не пугать» – принцип, которым пользовался прп. Андрей Рублёв, когда создавал свой Страшный суд, роспись в Успенском соборе Владимира, тут не поспоришь. На рублёвской фреске нет изображений адских мук, злобных чертей, плачущих грешников. Вот и у белорусских мастеров – золотое великолепие и красота царят даже в аду. Но перестарались что ли с красотой, меру не соблюли? С открытием собора, монахини из Дивеево с ужасом начали сообщать, что, не разобрав что к чему, прихожане то и дело прикладываются к стопе – о ужас! – самого сатаны, настолько он хорош собой. Масштаб и величие образа окаянного действительно поражают!

«Да, патриарх освятил собор, но эту фреску в притворе, он, скорее всего, не заметил, – говорит в личном сообщение одна из дивеевских монахинь. – Помогите нам от нее избавиться!»

Стали разбираться, с отцами-иконописцами советоваться, книжки умные читать. Выяснили, что за исходник авторы взяли фрагмент мозаики «Страшный Суд» Торчелло, Италия, XI в. Есть православная иконография, но почему в Дивеево использована католическая традиция? Но абсурдность ситуации заключается в том, что если даже в католическом оригинале дьявол ввержен в огненное озеро и мучается, держа на руках антихриста, то в Дивеево образ вырван из контекста: огромные Ангелы, попирающие его копьями, отрезаны, и сатана спокойно восседает на троне, лицо у него отнюдь не выражает мучение, а напротив весьма торжественно и благообразно.

В книгах по иконописи написано, что в православной традиции в сценах Страшного суда художники писали на спине чудовища-ада царя и повелителя ада – дьявола. Последний имел антропоморфный облик. Как «спадший с небес» он обычно изображался с крыльями и имел на голове хохол, напоминающий птичий гребень. Однако, сатана или дьявол изображались как размытый образ, чаще всего это однотонная темная либо красная фигура без глаз, зачастую закованная в цепи. Изображение всегда условное, а не акцентное, как в Дивеево. Пройдёт какое-то время и новый дивеевский собор, ни дай Бог, станет излюбленным местом поклонения сатанистов и прочих не к ночи помянутых сектантов. А оно нам вообще нужно?

Одним словом, оптинский духовник благословил группу православных активистов составить письмо к владыке Нижегородскому Георгию с призывом удалить эту фреску.

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Георгию, митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Православный народ России всей душой возрадовался строительству и освящению Благовещенского собора в Дивеево. Это было настоящее народное торжество! Собор создан в лучших традициях русского зодчества. Весь храм украшен мозаикой. Омрачила всю красоту и совершенство собора одна деталь фрески Страшного суда – изображение диавола в окружении падших грешников. Дьявол на мозаике из композиции Страшного Суда, поставлен на отдельное «почетное» место! Нужно заметить, что подобное мозаичное изображение диавола в истории иконографии существует только в Италии. Очевидно, автор фрески вдохновлялся именно этим образом, на это указывает прямое сходство двух изображений сатаны – в Торчелло и в Дивеево. Но с тем только отличием, что в итальянской работе дьявол с антихристом на руках попираются двумя величественными святыми Ангелами, а в Дивеево дьявол восседает отдельно, он не уничижен, а напротив ему отдано главенствующее место! В Благовещенском соборе дьявол изображен торжествующим.

Данное изображение выполнено с нарушением канонов русской и византийской иконографии.

Поражает размер изображения, по канонам образ сатаны не может быть равен и не может быть больше размеров молельных образов святых, не может находиться на уровне глаз молящихся в храме, не говоря уже о том, что в русской иконописной традиции сатана: не имеет лица, оно должно быть размыто. В православном каноне дьявола положено изображать в правом нижнем углу западной части храма или притвора в месте, недоступном для молящихся.

Это изображение крайне смутило и смущает верующих богомольцев, прибывающих в Дивеево. Особенно пугает и смущает, что многие паломники по непониманию и незнанию «кланяются» сатане и прикладываются к его мерзкой личине.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Православные христиане обеспокоены этим происшествием, в социальных сетях, православных группах идёт активное обсуждение недопустимости такого изображения в храме Божьем! Просим Вас исправить эту чудовищную ошибку мозаичистов!

С почтением и любовью во Христе Иисусе, православные христиане.

Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России



Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Прошло 3 месяца

Прошло 3 месяца. Принято ли какое-нибудь решение?
JG / 20.03.2023, 09:13

3. 3

Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит: "Ты гляди, человече, этой иконе не покланяйся". Я говорю: "Почему?"А он отвечает: "Потому что она адописная", — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик. "Господи! — заплакал я, — да что же это такое?" "А то, — говорит, — что ты не ему, а мне закажи". И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…" (Лесков Н.С."Запечатленный ангел").
учитель / 04.12.2022, 07:37

2.

Большое спасибо Марии Андреевне за важный материал.

Хочется отметить следующее. 1) Итальянская мозаика, несмотря на место создания, все еще (и это вполне естественно исторически) сохраняет византийские черты. 2) Возможно, в иконографии дивеевской мозаики не было злого умысла. Но механический и при этом фрагментарный перенос древних образцов в новые храмы без учета его пространственных особенностей свидетельствует о колоссальном упадке художественного мышления.

Константин В. / 03.12.2022, 18:16

1. 1

Фреска действительно жуткая , вероятно, сами бесы и постарались , чтобы такое воплотилось.
учитель / 03.12.2022, 14:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Андреевна Мономенова
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Почему бы русским не предложить миру модель «христианского глобализма»?
13.12.2024
«Мировое большинство в авангарде нового мироустройства»
Международная Конференция Академии геополитических проблем стала важным событием на Ялтинском форуме-2024
15.11.2024
«Каждый из нас готов на жертвенную смерть»
Заместитель генерального секретаря ливанского шиитского движения «Хезболлах» Наим Касем избран его новым лидером
30.10.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Все статьи Мария Андреевна Мономенова
Новости РПЦ
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Патриарх Варфоломей – настоящий иезуит
Что стоит за предложением папе Римскому перейти на Юлианскую Пасхалию
16.12.2024
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36