Как сообщалось, в ходе визита в Нижегородскую митрополию 23 октября 2022 года патриарх Кирилл освятил великим чином в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре Благовещенский собор. Событие радостное, ведь согласно преданию, строительство этого собора пророчески благословлял сам преподобный Серафим Саровский.
Уникальность нового Благовещенского собора заключается в том, что его роспись полностью выполнена в мозаике. Мозаичное убранство (а это почти восемь тысяч кв. метров) включает огромную палитру цветов смальты и поражает своей красотой. Работы были выполнены сотрудниками минского предприятия «Артель-арт».
Православные радуются, и всё бы хорошо, но спустя какое-то время от дивеевских поползли странные слухи о том, что в их новом храме воссел сам антихрист. Что за ерунда? Очередные байки околоправославных активистов-паникёров? Потом в сети появились фотографии действительно весьма «странной» фрески, на которой в полный рост изображён то ли антихрист, то ли Иуда.
Иконография – наука тонкая, с наскоку не разберёшься. Где канон, где отступление от него? Выяснилось, что на стенах притвора нового собора изображены сцены Страшного Суда. Однако, несмотря на трагичность темы, мозаики выполнены в ярких тонах и на золотом фоне.
«Над мозаикой работали около 80 мастеров, начиная от заготовки материала до самого исполнения, – рассказывает в релизе руководитель монтажной группы предприятия «Артель-арт» Игорь Гоменюк. – Притвор – это первое впечатление. Хоть это и "Страшный суд", но заказчику и художникам было важно, чтобы человек, войдя в храм, не пугался».
«Не пугать» – принцип, которым пользовался прп. Андрей Рублёв, когда создавал свой Страшный суд, роспись в Успенском соборе Владимира, тут не поспоришь. На рублёвской фреске нет изображений адских мук, злобных чертей, плачущих грешников. Вот и у белорусских мастеров – золотое великолепие и красота царят даже в аду. Но перестарались что ли с красотой, меру не соблюли? С открытием собора, монахини из Дивеево с ужасом начали сообщать, что, не разобрав что к чему, прихожане то и дело прикладываются к стопе – о ужас! – самого сатаны, настолько он хорош собой. Масштаб и величие образа окаянного действительно поражают!
«Да, патриарх освятил собор, но эту фреску в притворе, он, скорее всего, не заметил, – говорит в личном сообщение одна из дивеевских монахинь. – Помогите нам от нее избавиться!»
Стали разбираться, с отцами-иконописцами советоваться, книжки умные читать. Выяснили, что за исходник авторы взяли фрагмент мозаики «Страшный Суд» Торчелло, Италия, XI в. Есть православная иконография, но почему в Дивеево использована католическая традиция? Но абсурдность ситуации заключается в том, что если даже в католическом оригинале дьявол ввержен в огненное озеро и мучается, держа на руках антихриста, то в Дивеево образ вырван из контекста: огромные Ангелы, попирающие его копьями, отрезаны, и сатана спокойно восседает на троне, лицо у него отнюдь не выражает мучение, а напротив весьма торжественно и благообразно.
В книгах по иконописи написано, что в православной традиции в сценах Страшного суда художники писали на спине чудовища-ада царя и повелителя ада – дьявола. Последний имел антропоморфный облик. Как «спадший с небес» он обычно изображался с крыльями и имел на голове хохол, напоминающий птичий гребень. Однако, сатана или дьявол изображались как размытый образ, чаще всего это однотонная темная либо красная фигура без глаз, зачастую закованная в цепи. Изображение всегда условное, а не акцентное, как в Дивеево. Пройдёт какое-то время и новый дивеевский собор, ни дай Бог, станет излюбленным местом поклонения сатанистов и прочих не к ночи помянутых сектантов. А оно нам вообще нужно?
Одним словом, оптинский духовник благословил группу православных активистов составить письмо к владыке Нижегородскому Георгию с призывом удалить эту фреску.
Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Георгию, митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Православный народ России всей душой возрадовался строительству и освящению Благовещенского собора в Дивеево. Это было настоящее народное торжество! Собор создан в лучших традициях русского зодчества. Весь храм украшен мозаикой. Омрачила всю красоту и совершенство собора одна деталь фрески Страшного суда – изображение диавола в окружении падших грешников. Дьявол на мозаике из композиции Страшного Суда, поставлен на отдельное «почетное» место! Нужно заметить, что подобное мозаичное изображение диавола в истории иконографии существует только в Италии. Очевидно, автор фрески вдохновлялся именно этим образом, на это указывает прямое сходство двух изображений сатаны – в Торчелло и в Дивеево. Но с тем только отличием, что в итальянской работе дьявол с антихристом на руках попираются двумя величественными святыми Ангелами, а в Дивеево дьявол восседает отдельно, он не уничижен, а напротив ему отдано главенствующее место! В Благовещенском соборе дьявол изображен торжествующим.
Данное изображение выполнено с нарушением канонов русской и византийской иконографии.
Поражает размер изображения, по канонам образ сатаны не может быть равен и не может быть больше размеров молельных образов святых, не может находиться на уровне глаз молящихся в храме, не говоря уже о том, что в русской иконописной традиции сатана: не имеет лица, оно должно быть размыто. В православном каноне дьявола положено изображать в правом нижнем углу западной части храма или притвора в месте, недоступном для молящихся.
Это изображение крайне смутило и смущает верующих богомольцев, прибывающих в Дивеево. Особенно пугает и смущает, что многие паломники по непониманию и незнанию «кланяются» сатане и прикладываются к его мерзкой личине.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Православные христиане обеспокоены этим происшествием, в социальных сетях, православных группах идёт активное обсуждение недопустимости такого изображения в храме Божьем! Просим Вас исправить эту чудовищную ошибку мозаичистов!
С почтением и любовью во Христе Иисусе, православные христиане.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
4. Прошло 3 месяца
3. 3
2.
Хочется отметить следующее. 1) Итальянская мозаика, несмотря на место создания, все еще (и это вполне естественно исторически) сохраняет византийские черты. 2) Возможно, в иконографии дивеевской мозаики не было злого умысла. Но механический и при этом фрагментарный перенос древних образцов в новые храмы без учета его пространственных особенностей свидетельствует о колоссальном упадке художественного мышления.
1. 1