«Вопрос о необходимости создания органа, который стали бы называть "Госпланом.2" (по аналогии с советским Госпланом), поднимался и раньше. В 2014 году жизнь заставила власти принять Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (от 28.06.2014 № 172-ФЗ). Но, увы, он оказался в значительной степени мертворожденным. В статье 9 того закона (“Участники стратегического планирования”) содержится достаточно длинный список субъектов планирования – от президента РФ до Счетной палаты и федеральных органов исполнительной власти, но в нем не нашлось места для института “Госплан.2”. Хотя, как говорят знающие люди, в первоначальном проекте закона такой институт был заложен…», – пишет в статье «России нужен "Госплан.2"» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«Стратегического планирования не получилось, поскольку оно требует наличия стратегии с четко обозначенными долгосрочными целями развития Российской Федерации. В законе есть упоминание документа, именуемого “Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации”, но самого закона, к большому сожалению, нет. Есть куча ведомственных документов, в названиях которых присутствует слово “стратегия”, а стратегии нет. Напомню, что известный майский (2018 года) указ президента назывался “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. Он предписывал правительству разработку документа “Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года” и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, а также национальных проектов по двенадцати направлениям. А на выходе в очередной раз получились сапоги всмятку. Я в свое время писал о том, что правительство отчиталось о разработке национальных проектов, но они по многим пунктам противоречили друг другу. Ибо, повторяю, что у Российской Федерации не было Стратегии социально-экономического развития», – отметил профессор.
«Когда в начале 2020 года правительство возглавил Михаил Мишустин, он заявил о старте реформы государственного управления. Однако ничего не произошло и произойти не могло без учреждения “Госплана.2”.
В июле 2020 года, когда в Думе слушался первый отчет нового премьера, председатель КПРФ Геннадий Зюганов поставил перед Мишустиным задачу срочного возрождения в рамках исполнительной ветви власти такого института, как Госплан. Лидер коммунистов заявил: “Все попытки двигаться вперёд без Госплана обречены на болезненные провалы, циничные распилы, неэффективность и бездеятельность, прикрываемую бестолковой суетой”. С этим трудно не согласиться, но… до сих пор ничего нет. Очередная попытка возродить Госплан оказалась неудачной.
После 24 февраля о необходимости учреждения “Госплана.2” заговорили снова. В марте Г.А. Зюганов направил в адрес главы правительства Михаила Мишустина письмо с предложением рассмотреть технологию повышения эффективности управленческих решений в экономике, разработанную “Научной школой стратегического планирования Н.И. Ведуты” (Николай Ведута — советский экономист-кибернетик). В ее основе — функционал развернутого межотраслевого баланса, известного как метод “затраты — выпуск”. Межотраслевой баланс — это фундаментальный инструмент, определяющий объемы производства продукции и ее распределения по отраслям. Он был главным инструментом Госплана СССР. Планирование социально-экономического развития предлагалось вывести на качественно новый уровень еще в 1970-80-е годы, поскольку в СССР уже имелись мощные электронно-вычислительные машины (ЭВМ). В 1959 году при Госплане был создан Главный вычислительный центр (ГВЦ), который обладал большим потенциалом совершенствования планирования. Однако внедрению упомянутых предложений воспротивилась партийно-государственная бюрократия: компьютеризированное планирование уничтожало “субъективный фактор” в принятии управленческих решений; исчезали условия для разного рода злоупотреблений со стороны чиновников, не говоря о том, что резко снижалась потребность в большом их количестве», – подчеркнул учёный.
«Реакция сегодняшних бюрократов на предложения по восстановлению государственного планирования примерно такая же, как реакция советских чиновников на предложения академиков В. Глушкова, Н. Федоренко, профессора Н. Ведуты и других ученых-экономистов и кибернетиков о компьютеризации планирования. По поручению правительства Минэкономразвития, Росстат, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и Минпромторг подготовили свои заключения по предложениям КПРФ. Вывод всех заключений примерно одинаковый: применение в современной России опыта советского Госплана по управлению экономикой нецелесообразно.
По ходу скажу, что традиционной отговоркой нынешних чиновников от предложений по внедрению советского опыта планирования является то, что, мол, у правительства и отдельных ведомств уже есть планирование. Правда, оно отличается от советского. В СССР было директивное планирование, план был обязательным к исполнению заданием. А сейчас планирование индикативное. На самом деле за индикативным планированием скрывается банальное прогнозирование, причём в течение года может несколько раз пересматривать свои прогнозы. То есть, по существу, это полное отрицание работы по плану», – пишет экономист.
«Примерно через полгода после начала СВО и постановки президентом РФ правительству задач по военно-экономической мобилизации тональность чиновников по вопросу планирования в экономике несколько изменилась. О необходимости возрождения Госплана заговорили даже в Минпромторге, но с оговоркой: планирование не для всей экономики, а лишь для оборонной промышленности. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов обратился в Минпромторг с просьбой изложить свою позицию по возможности учреждения в России “Госплана.2”. Первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков ответил на запрос жестко: его ведомство против воссоздания Госплана. Главный аргумент: мол, российская экономика в соответствии с Конституцией основана на рыночных принципах, а эти принципы исключают возможность введения директивного планирования.
Вместе с тем некоторые чиновники и эксперты поспешили заявить, что Госплан у нас наконец-то появился, но под другим названием. Они имеют в виду создание 21 октября по указу президента РФ Координационного совета при Правительстве РФ. Основными задачами совета являются: принятие решений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению в ходе проведения СВО потребностей Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Этот новый институт часто называют Комитетом по вопросам оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Координация предприятий ОПК (а таковых, согласно реестру, насчитывается более 1300), действительно невозможна без налаживания средне- и даже долгосрочного планирования в данном секторе экономики. Пока Координационный совет при правительстве называть “Госпланом.2” преждевременно, но логика жизни заставит правительство обязательно создать специальный институт, который бы полностью и профессионально занимался таким планированием.
Логика жизни потребует от Координационного совета еще целого ряда шагов. Ведь у каждого предприятия ОПК, выполняющего госзаказ на поставку министерству обороны конечной продукции (самолеты, танки, артиллерийские орудия, суда, ракеты и др.) имеются сотни, даже тысячи поставщиков и подрядчиков. А у тех свои поставщики и подрядчики. Выстраиваются сложнейшие производственно-кооперационные связи, которые охватывают десятки и сотни тысяч предприятий и организаций. Обрыв в любом звене логистических и производственных цепочек недопустим. Это удар по военной безопасности государства. Еще раз повторяю: логика жизни заставит правительство (и Координационный совет при правительстве) выстраивать такую систему», – говорится в статье.
«Не возражаю, если поначалу будет создан малый “Госплан.2”, который будет регулировать деятельность тех 1300 предприятий, которые включены в реестр ОПК. Но дальше круг объектов регулирования и планирования, проводимого “Госпланом.2” должен расширяться и в конечном счете охватить значительную часть всей экономики. Очевидно, что те предприятия и организации, которые попали в этот широкий круг, должны иметь особый статус. И одной из особенностей этого особого статуса должна быть государственная форма собственности на предприятие (организацию). Введение настоящего (директивного) планирования в экономику России органически связано с решением задачи по расширению и укрепления государственного сектора экономики», – пишет автор.
«Коротко о советском Госплане. Первым прообразом Госплана выступила Государственная комиссия по электрификации России, работавшая с 1920 по 1921 год (разработала план ГОЭЛРО). В феврале 1921 года была учреждена Государственная общеплановая комиссия при Совете Труда и Обороны РСФСР (Госплан РСФСР). 13 июля 1923 года Госплан РСФСР был преобразован в Государственную плановую комиссию при Совете Труда и Обороны СССР (Госплан СССР). На первых порах Госплан был лишь экспертным органом и научно-координационным центром по вопросам экономики с очень небольшим штатом, располагался в Москве. Но уже в 1925 году по всему СССР была создана сеть подчиняющихся Госплану СССР планирующих организаций, а штат центрального аппарата был увеличен. Произошло изменение деятельности Госплана: он приступил к разработке единого экономического плана страны в виде директив на 1925-1926 гг. и ежегодных контрольных цифр.
В середине 1920-х годов страна уже начала готовиться к индустриализации. Готовился к ней и Госплан. С 1 октября 1928 года началась реализация первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, над которым Госплан напряженно работал с 1926 года. Это был уже совершенно другой уровень планирования.
Во-первых, оно стало пятилетним.
Во-вторых, директивным (на смену контрольным цифрам пришли обязательные для исполнения показатели).
В-третьих, был резко расширен набор показателей, включенных в планы (по отдельным наркоматам это были тысячи показателей, причем подавляющая их часть не в стоимостном, а натуральном, физическом выражении).
В-четвертых, планы распространялись на все государственные предприятия и организации, число и доля которых в народном хозяйстве резко увеличились во второй половине 1920-х годов.
Характеризуя качественно новый уровень планирования в СССР, И.В. Сталин в декабре 1927 года в политическом отчете на XV съезде ВКП(б) сказал: “Наши планы есть не планы-прогнозы, не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны”.
Как видим из истории планирования в СССР, жизнь заставила быстро перейти от “планов-догадок” к планированию всеохватывающему и директивному. От плана ГОЭЛРО до первого пятилетнего плана прошло восемь лет; сегодня жизнь требует такого же перехода, но в гораздо более срочном порядке», – заключил Валентин Катасонов.