Сегодня, в Праздник Иверской иконы Божией Матери, Святая Церковь чтит память мчч. Карпа, еп. Фиатрийского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники (251).
Мч. Флорентия (I-II). Мч. Вениамина диакона (421-424). Прп. Никиты исп (ок. 838). Прп. Вениамина Печерского (XIV). Свт. Мелетия, патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912).
Сщмчч. Иннокентия и Николая пресвитеров (1937). Обретение мощей сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (1993).
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).
Сегодня мы вспоминаем известного ученого, богослова, писателя и публициста Никиту Петровича Гилярова-Платонова, отошедшего ко Господу 13 октября 1887 года – в день прп. Никиты исповедника.
Он родился 23 мая 1824 г. в Коломне в семье священника П.Никитского, служившего в церкви мч. Никиты (откуда и происходила его фамилия). Обучаясь в семинарии, а затем и в Московской духовной академии, будущий писатель вместе с образованием получил и свою фамилию - фамилия «Гиляров» была образована от латинского hilaris - веселый, а вторая часть фамилии - «Платонов» досталась ему к лучшему студенту, удостоившемуся стипендию имени митрополита Платона (Левшина).
Получив духовное образование, Гиляров-Платонов был оставлен в академии бакалавром по кафедре герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах, на которой преподавал в течение семи лет. Покровительствовал ему Московский митрополит Филарет (Дроздов), которого Гиляров-Платонов считал своим духовным отцом и учителем.
С 1855 г. Гиляров-Платонов служил в Министерстве народного просвещения (МНП), являясь цензором книг научного и духовного содержания. Вскоре Я.И.Ростовцев, председатель комиссии по выработке положения об улучшении быта крестьян, привлек Гилярова-Платонова к составлению «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу». Одновременно Гиляров-Платонов продолжал служить и в МНП где подготовил записку для министра с предложением использовать духовенство для распространения грамотности в народе, при оказании ему государственной поддержки. Проект Гилярова-Платонова лег в основу создания церковно-приходских школ, расцвет которых пришелся на 1870-90 гг., на время руководства Св. Синодом К.П.Победоносцева. В августе 1863 г. Гиляров-Платонов стал управляющим московской синодальной типографией, участвовал в разработке «Временных правил о печати» (1865), по которым русская пресса жила вплоть до 1905 г.
С конца 1867 г. Гиляров-Платонов стал издавать в Москве собственную газету «Современные известия». Вскоре он полностью оставил службу и занялся журналистикой. Помимо «Современных известий», которые Гиляров-Платонов издавал до конца своих дней, он также редактировал еженедельный иллюстрированный журнал «Радуга», сотрудничал практически во всех славянофильских изданиях, особенно в журналах и газетах И.С.Аксакова. Свои взгляды публицист определял как «близкие, но не тождественные» славянофильству. «Современные известия» сразу заняли заметное место в тогдашней русской прессе, выделяясь твердой защитой истинно русских охранительных начал. К 1880-м гг. в русской национальной прессе сложился своеобразный триумвират ведущих публицистов и идеологов, во многом определяющих духовную атмосферу в стране - М.Н.Катков, И.С.Аксаков и Гиляров-Платонов. Но если Катков делал упор на защиту интересов государства и незыблемости самодержавия, а Аксаков занимался преимущественно проблемами славянства и сохранения национальной культуры, то Гиляров-Платонов особое внимание обращал на духовную жизнь общества и вопросы религиозного просвещения. Таким образом, Гиляров-Платонов отстаивал Православие, Катков - Самодержавие, а Аксаков - Народность. В результате трудов триумвирата в 1880-е гг. в общественном сознании стали доминировать православно-монархические настроения, сменившие нигилистические и западнические теории.
Гиляров-Платонов также занимался философией, в частности критически разбирая труды Гегеля и вообще западных философских школ. Интересовался Гиляров-Платонов и теоретической политэкономией, считая, что не производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни. Однако ни при жизни, ни посмертно научные заслуги Гилярова-Платонова не были оценены и он так и остался по словам С.Ф.Шарапова «неопознанным гением».
Скончался Гиляров-Платонов в Санкт-Петербурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, по соседству с могилами М.П.Погодина и С.М.Соловьева. По справедливым словам В.В.Розанова, в Н.П.Гилярове-Платонове «открывался чрезвычайный ум, показывался глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить у себя».
Сегодня мы также вспоминаем: Владимира Владимировича Заленского (1847-1918), русского зоолога, эмбриолога, академика Петербургской АН (1897), директора Зоологического музея Петербургской АН (с 1897) и одновременно (с 1901) директора Севастопольской биологической станции; Алексея Николаевича Крылова (1863-1945), кораблестроителя, механика и математика, академика, Героя Социалистического Труда; Игоря Ивановича Сикорского (1889-1972), американского авиаконструктора русского происхождения, создавшего еще в России тяжелые самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец», прославившегося в Штатах в качестве конструктора вертолетов; Петра Лукича Проскурина (1928-2001), писателя, автора трилогии («Судьба», «Имя твое», «Отречение») о судьбе Захара Дерюгина; Леонида Алексеевича Филатова (1946-2003), актера театра и кино, поэта, драматурга, кинорежиссера, автора и ведущего телепрограммы «Чтобы помнили», народного артиста России (1996) и Александра Семеновича Феклисова (1914-2007), сотрудника советской внешней разведки, Героя России, основным направлением деятельности которого были США. Добытая им в 1940-е годы информация по атомной тематике помогла советским ученым создать атомную и водородную бомбы, а в 1962 году при его непосредственном участии был благополучно урегулирован Карибский кризис.
Сегодня мы также чтим память погибших во время захвата здания Театрального центра на Дубровке в Москве (2002). Здание было захвачено чеченскими террористами-смертниками вечером 23 октября. За три дня и во время штурма погибли 130 человек.
13 октября (старый стиль) 1795 года была заключена конвенция о третьем разделе Речи Посполитой, итогом которого стала ликвидация польского государства. Согласно договору, достигнутому между Петербургом, Веной и Берлином, Россия возвращала земли западной Белоруссии и Украины, а также включала в свой состав Литву и герцогство Курляндское, располагавшееся на территории современной Латвии.