Спустя восемь месяцев после начала массовых акций протеста в Казахстане президент страны Касым-Жомарт Токаев анонсировал комплексную реконфигурацию политической системы государства. 1 сентября он выступил с посланием к гражданам, в котором обозначил базовые подходы к предстоящей перезагрузке. Об этом пишет в своей статье директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцент Финансового университета при правительстве РФ Денис Олегович Денисов. Материал опубликован в «Известиях».
Среди основных инициатив эксперт выделяет призыв к проведению внеочередных президентских и парламентских выборов. «Тут следует отметить, — пишет он, — что господин Токаев всё же несколько слукавил, говоря о готовности урезать время своего правления. Если выборы состоятся осенью этого года и до их начала будут приняты анонсированные изменения касательно увеличения срока каденции до семи лет (в то же время инициируется ограничение, в рамках которого человек может избираться на должность президента только один раз), в случае победы действующий лидер как раз пробудет на своей должности 10 лет, как и планировалось изначально. Также в первой половине 2023 года планируется провести внеочередные выборы в мажилис (нижняя палата парламента) и маслихаты (местные заксобрания)».
«Кроме того, — продолжает Денисов, — Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на децентрализацию политической системы. В настоящий момент говорить о системном и комплексном подходе преждевременно, так как соответствующие проекты изменений еще не опубликованы, но контуры уже ясны. Изменения в первую очередь коснутся полномочий, которыми обладает кабинет министров. По инициативе президента они будут перераспределены между конкретными министерствами и за реализацию которых после реформы будут персонально нести ответственность профильные руководители ведомств».
Автор статьи отмечает, что заявил президент и о новом экономическом курсе Казахстана. Также планируется значительная либерализация всего сектора экономики, провозглашается отход от госкапитализма и снижения уровня вмешательства государства в экономику. По словам Денисова реформа направлена на стимулирование частной предпринимательской инициативы и развитие конкуренции. Ожидается и налоговая реформа с введением налога на роскошь, а также комплекс мер, призванных стимулировать процесс более справедливого распределения национального дохода. Основной казахский государственный Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» планируется переформатировать в инвестиционную компанию с госучастием, а часть активов — приватизировать.
По словам политэксперта «в социальной сфере анонсировано повышение уровня минимальной зарплаты с 60 до 70 тыс. тенге (с 7,6 тыс. рублей до почти 9 тыс.). Кроме того, до 2028 года замораживается процесс повышения пенсионного возраста. Также планируется повышение пенсий на 27%».
Денисов обращает внимание на то, что власти готовы пойти на проведение единоразовой амнистии участников январских беспорядков в Казахстане. Впрочем, организаторов тех событий и лиц обвиняемых в госизмене и попытке насильственного свержения власти она не коснется.
По мнению Денисова логика Касым-Жомарта Токаева и его окружения понятна: «досрочными президентскими выборами он хочет продемонстрировать, что обладает значительной поддержкой среди населения — не как креатура Нурсултана Назарбаева, а как самостоятельный политик. Через досрочные выборы депутатов действующий лидер хочет ввести во властные структуры своих сторонников, способных на местах и в парламенте республики реализовывать инициативы главы государства. Причем не следует ожидать резкого изменения в нынешних пропорциях партий или создания новых политических сил. Вероятнее всего, сторонники Токаева будут инкорпорированы в уже существующие политические силы».
«Что же касается блока экономики, — продолжает автор, — в глаза бросается слишком явная либерализация, которая в стратегической перспективе может негативно повлиять на стабильность государства. На постсоветском пространстве достаточно примеров, когда государства, проводившие подобные реформы по лекалам западных концепций, в итоге получали дестабилизацию экономической и политической системы. С другой стороны, также очевидна идея через процесс приватизации государственных активов сформировать экономическую элиту, лояльную лидеру страны.
Изменения, связанные с социальной сферой призваны снизить напряженность в обществе, которая во многом стала ключевым триггером событий января 2022 года».
Денисов отмечает, что уже начинаются дискуссии относительно того, как данные реформы отразятся на Казахстане. «С одной стороны, — пишет он, — есть опыт Киргизии 2010–2020 годов с принятием конституции, написанной Венецианской комиссией и реформами, проводимыми под шефством западных консультантов. Однако есть и Белоруссия и ее конституционная реформа 2022-го, продемонстрировавшая возможность изменений без особых потрясений».
«В этой ситуации, — заключает Денисов, — для России крайне важно очень внимательно отслеживать все тенденции вокруг Казахстана и способствовать стабильности двухсторонних отношений с соседним государством, которое остается стратегическим партнером и важным донором безопасности всего евразийского пространств».