Сегодня совершаем память обретения мощей одного из самых любимых на Руси святых – прп. Серафима Саровского. Преподобный Серафим был простой иеромонах, но высотой святости он превзошёл многих. Превзошел смирением, кротостью своей. Имел мир в сердце.
Почему мы такие беспокойные. доверчивые и часто бываем злыми, потому что не имеем мира в сердце. «Стяжи мир в сердце своем», — знаменитые слова преподобного Серафима, — «спасёшься сам, и вокруг тебя тысячи спасутся». Вот об этом постоянно размышлять надо, об этом постоянно думать и учиться этому. Хранить от блуда, от всего скверного, плохого свое сердце, постоянно помнить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Именно чистоту сердца мирно хранил преподобный Серафим.
Почему все страсти отходили от него? Почему светел лик его был, глаза его светились пасхальной радостью? Почему для него всегда была Пасха Божия – круглый год? Почему ему являлась Пресвятая Богородица? Потому что он обладал чистотой сердца. И он нам оставил замечательное духовное творение – «О Цели христианской жизни», в котором указывает нам главную цель нашей христианской жизни – в стяжании благодати Святаго Духа.
Все наши добрые дела, посты и молитвы имеют смысл, если они приближают нас к исполнению цели. Ведь доброе дело спасительно, если сделано ради Христа, по любви Христовой к ближнему, а любовь христианская возможна только если нас касается благодать Духа Святаго.
Сегодня мы вспоминаем день обретения мощей, которое состоялось 1 августа (по старому стилю 19 июля) 1903 года, когда преподобному исполнилось ровно 144 года с момента рождения). Мощи преподобного нёс сам царь Николай II, по настоянию которого и состоялось прославление Серафима в лике угодников Божиих. И Господь по пророчеству преподобного прославил Царя, который больше всех царей династии Романовых в Имперский период потрудился в деле прославления Святых угодников Божиих.
И 1 августа 1914 года фактически началась Первая мировая война, которая похоронила четыре империи, в том числе Российскую Империю, о которой преподобному Серафиму и многим русским подвижникам было извещено свыше как о наказании народа за отступление от Веры, исполнении своей миссии народа хранителя православной Веры…
На поставленный вопрос современниками преподобного: почему подвижников благочестия стало мало по сравнению с древностью, Серафим ответил просто решимости нет быть Христовыми, ведь «Царствие Божие нудится» (Мф. 11:12). Спасение ведь в нашей воле, в нашей решимости быть Божиими до конца. Ведь Господь дает себя полностью, но мы принимаем его в меру нашей готовности, в меру чистоты нашего сердца.
Иерей Евгений Хованский, магистр богословия, г. Йошкар-Ола