Русский характер родился в водах Днепровского крещения
Празднуя сегодня тысяча седьмую годовщину (слово 2022 г. - Ред.РНЛ) со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира, задумаемся о его завещании нам, о его заветах.
Первый завет – искать Бога на всех путях своей жизни. Святой князь Владимир испытывает веры, вначале принимая посольства от различных народов, а затем посылая своих бояр в разные страны увидеть богослужение Православия, католичества, иудейства, ислама. И останавливается он на православной церковной красоте, о которой ему столь проникновенно поведали бояре, побывавшие во Святой Софии Константинопольской: «И не знаем, где мы были – на небе, или на земле. Знаем одно – что Бог пребывает там с людьми».
Не случайно в древнем тропаре св. князю Владимиру он сравнивается с персонажем евангельской притчи – купцом, искавшим добрых жемчужин и нашедшим единую, самую прекрасную в мире: «Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, Славнодержавный Владимире. На высоте стола седяй матери градов Богоспасаемаго Киева. Испытуя веры, посылал еси к Царскому Граду уведети православную веру, обрел еси бесценный бисер, Христа»…
Второй завет – неуклонно стремиться к богопознанию, твердо держать правильную веру и бороться против дьявола. Вот что говорит «Повесть временных лет» о крещении киевлян: «Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди.
Третий завет – способствовать созиданию единого народа Божия, его благочестия и богоразумия. Вот что рассказывает «Повесть временных лет» об освящении Десятинной Церкви в 996 году: «Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с Неба, и воззри. И посети сад Свой. И охрани то, что насадила правая рука Твоя – новых людей этих, сердце которых Ты обратил к истине познать Тебя, Бога истинного».
Четвертый завет – от своих трудов и средств благотворить Церкви Христовой. Вот как продолжается упомянутая выше молитва святого князя Владимира, подобная молитве царя Соломона при освящении Иерусалимского храма: «Взгляни на церковь Твою, которую создал я, недостойный раб Твой, во имя родившей Тебя Матери Приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, заступление ради Пречистой Богородицы». И помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов».
Достойно внимания, что князь Владимир не вводит новых налогов на Церковь, не требует десятины со своих подданных, а благотворит Десятинному Успенскому собору из своих средств. Как показывают исследования ряда ученых, институт княжьей церковной десятины был распространён в Хорватии и Чехии в девятом-десятых веках, однако то, что святой князь Владимир творчески использует данный опыт славянских стран в высшей степени значимо: он бережёт средства и чувства своих подданных и не даёт им повода роптать на святое дело церковного благотворения.
Пятый завет – созидать и охранять единство Русской земли. Святой князь Владимир бьется с печенегами, присоединяет города Червонной Руси (современная Волынь), ходит походами на Запад и на Восток, строит новые крепости, не жалеет средств на дружину.
Шестой завет – благотворения и помощи больным, нищим и убогим. В Уставе святого князя Владимира обещана защита калекам, странникам, нищенствующим, которые приравниваются к церковным людям. В статье за 996 г., посвященной чудесному спасению св. князя Владимира от гибели в битве при Васильеве и благодарственному празднеству, говорится: «Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?» И раздавали тем все необходимое».
Святой равноапостольный князь Владимир всем сердцем откликнулся на призыв Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут»; и еще: «Продайте именья ваши и раздайте нищим»; и еще: «Не собирайте себе сокровищ на земле». В нашу эпоху лютого стяжательства и пропаганды обогащения любой ценой подобный завет является более чем злободневным.
Все эти заветы вошли в плоть и кровь, и в душу русского человека – правдоискателя, богоискателя и благотворителя, ищущего сокровища на небе, а не на земле. Даже если он не соблюдает их, в глубине сердца своего он о них помнит и мучается и страдает своей совестью о своей неправде. Русский характер родился в водах Днепровского крещения, и первый наш духовный отец и учитель – святой равноапостольный князь Владимир.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии
2022 г.