itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Инаковость России и возбуждает чувство ревности»

Патриаршая проповедь после Литургии в храме равноапостольных Кирилла и Мефодия в Калининграде

0
512
Время на чтение 5 минут

В воскресенье, 3 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме равноапостольных Кирилла и Мефодия в Калининграде. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь, сообщает Патриархия.ru.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы находим слова, которые человека, незнакомого с Евангелием, могут настолько озадачить, что если это единственные слова, которые человек прочитает, то скорее всего он закроет Евангелие и больше никогда к нему обращаться не будет — настолько эти слова противоречат здравому смыслу, всей логике человеческой жизни. А слова такие: Не заботьтесь о том, что вам есть, или что пить, или во что одеваться, ибо Отец ваш Небесный позаботится о вас (см. Мф. 6:31-32). Но ведь каждый сам заботится о том, что ему есть, что пить, во что одеваться. Почему же Господь сказал такие слова? А потому что этими словами Он хотел подчеркнуть, что естественные заботы человека о самом себе ни в коем случае не должны быть абсолютным приоритетом, жизненной доминантой. А иначе человек мало чем отличался бы от животного. Правда, животным не нужно думать о том, во что одеваться, — Господь позаботился; и в отношении жилья у них в порядке — Господь и об этом позаботился, но без еды-то животное не проживет! И слова Спасителя бросают вызов, особенно современному человеку, у которого все крутится именно вокруг того, как поесть, попить, дом построить, в отпуск съездить, пожить в свое удовольствие. А Господь говорит: не думайте об этом — Господь, Отец ваш Небесный, позаботится о вас.

Конечно, в строгом соответствии с этим повелением никто не поступает. Наверное, Господь и не требует, чтобы мы так поступали, но Он выстраивает систему ценностей, Его слова определяют приоритеты жизни. И если приоритетом становится во что одеться, что поесть, что попить, как поехать в отпуск, повеселиться, посмеяться, погулять, то это не те приоритеты, которые Бог предлагает нам. Они мало отличаются от приоритетов, существующих в животном мире. Конечно, человек — высокоразвитое существо, и все это несоизмеримо с животными приоритетами, но более или менее всё это явления одного порядка, это забота о физическом существовании. Даже если речь идет о некоей эстетической составляющей, это опять-таки забота не столько о духе, сколько о земной жизни.

И ведь слова эти сказаны потому, что Господь знал, что говорил. Он знал, что для всех людей, которые Его окружали, именно эти заботы — о еде, о питье, о жизненных условиях — являются приоритетными. И Он подчеркивает, что все это не может быть подлинным приоритетом жизни человека. А почему? Если бы наша жизнь заканчивалась гробовой доской, то, конечно, было бы невозможно принять слова Божии. Но мы верим и даже знаем из опыта человечества, из опыта святых, из опыта тех, кто одной ногой был за гробом, а потом вернулся, что там — другая жизнь. И в перспективе той жизни наши земные приоритеты перестают быть жизненно важными. И что же тогда собой представляют приоритеты жизненно важные? В первую очередь нужно жить по Божиему закону — вот самый главный приоритет. Не надо в детали входить, в деталях запутаться можем, сколько голов — столько умов, сколько мудрствующих, столько и толкований. Жить надо строго по Божиему закону, который мы все хорошо знаем: не кради, не прелюбы сотвори, не свидетельствуй против друга своего, люби отца и мать свою, не буду перечислять все заповеди. Современному человеку все более и более трудно понять эти приоритеты. А о чем это свидетельствует? О том, что происходит некоторый духовный регресс в жизни общества. Развитие науки и техники, совершенствование условий жизни, повышение уровня знаний, уровня комфорта переводит мысль человека, его целеполагание в горизонтальную плоскость, в плоскость земной жизни. И это происходит повсеместно — что греха таить, и среди нас, верующих людей, даже среди некоторых представителей духовенства.

Сегодняшние слова — это вызов всем нам, и мирянам, и духовенству. Подумайте о том, как жить. Подумайте, что должно быть вашим приоритетом. А приоритетом, несомненно, должна быть вера, которая возвышает человека над обыденностью. Это крылья, которые помогают нам взметнуться в небо. Это сила, которая поднимает нас над повседневностью, дает подлинную способность прозревать то, что происходит в мире, с самим собой, с людьми, в каком-то смысле с обществом, в котором мы живем, и даже с государством.

Слова Божии, которые доносит до нас Священное Писание, — это не человеческие слова, это Сам Бог с нами говорит. Поэтому слово Божие должно быть для каждого из нас абсолютной истиной и абсолютно определять приоритеты нашей жизни. Собственно говоря, об этом сегодняшнее чтение, об этом мысли, которые возникают вокруг этого замечательного Евангельского чтения. И все это усугубляется еще и тем очень приятным обстоятельством, особенно для меня, носящего имя святого равноапостольного Кирилла, что мы слышали эти слова, что мы молились сегодня в этом замечательном храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто участвовал в строительстве, — Владимира Ивановича, Антона Андреевича; не могу всех перечислять, потому что обязательно кого-то не назову, и будет обидно. Благодарю всех вас, мои дорогие, кто вносил свои средства, кто действительно отождествил себя с этим великим и святым делом строительства святого храма. Господь никогда не бывает поругаем, поэтому нельзя Бога гневить, но никогда Бог не бывает у нас в долгу, и вы в своей жизни это почувствуете. Когда в какой-то момент вы скажете: "Ох, пронесло" или "Господи, откуда это?" — это может быть от сегодняшнего дня, от ваших трудов по строительству и созиданию этого Божиего храма.

Я всякий раз особенно радуюсь посещению Калининградской земли, с которой у меня связана бОльшая часть моей архиерейской жизни. Вспоминаю, с чего мы начинали, каков был этот путь. Вчера в соборе я кратко об этом говорил, но могу вспоминать и говорить очень часто и много. Сегодня не буду вас утомлять своими воспоминаниями, но посещение Калининграда для меня действительно очень значимое духовно событие, потому что я вижу сегодня процветающую Церковь на самом западном порубежье России. Вижу строящиеся храмы, вижу молодое образованное духовенство, вижу представителей властей, светских и военных, представителей нашей интеллигенции. Вот это и есть весь наш народ — в этой группе людей отражается как в капле воды все наше общество.

И если мы все будем с Богом, если мы будем жить по Божиему закону, если мы будем находить в себе силы бороться со своими страстями, пороками, греховными мыслями и не очень-то хорошими делами, то Господь действительно будет с нами. А сегодня мы очень нуждаемся в том, чтобы Бог был с нами, и здесь, на западном порубежье России, это особенно чувствуется. Многие восстают сегодня на Отечество наше, но знаем, что Отечество не сделало никому ничего плохого. И восстают не потому, что мы плохие, а потому что мы другие. Эта инаковость России и возбуждает чувство ревности, зависти и негодования, но мы не можем изменить самих себя. Конечно, очень многие хотели, как сейчас говорят, нас переформатировать, но ведь не получилось, хотя такие огромные силы и средства были вложены в переформатирование Руси. А она как была, так и есть в сути своей Святая Русь, удел Пресвятой Богородицы. Дай Бог, чтобы так было и впредь, и мне особенно важно сказать обо всем этом вам, мои дорогие, живущим на западном порубежье Святой Руси.

Пусть Господь хранит землю Калининградскую, народ наш и всю землю Русскую от всякого врага и супостата. Но самое важное — чтобы Господь хранил в чистоте сердца наши и веру в наших сердцах. Если будет так, то никакие враги нам не страшны, и в первую очередь не страшен наш внутренний враг, который склоняет нас к греху, пороку и отступлению от Божиего закона. Пусть Господь хранит Россию, землю Калининградскую, Церковь, зде пребывающую, и всех вас, мои дорогие калининградцы.

В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы преподнести для этого храма икону Скоропослушницы. Это петербургская икона Скоропослушницы, которая была духовно очень важна в моей жизни. В самые трудные моменты, живя в Петербурге, я непременно приходил к этой иконе и горячо молился. И сейчас могу сказать: все то, о чем молился, все исполнилось. И от трудностей меня Господь избавил, и от опасностей избавил, и Царица Небесная под Покровом Своим определила мой дальнейший жизненный путь. Еще раз хочу сказать: это самый для меня почитаемый образ Пресвятой Богородицы — Скоропослушница Санкт-Петербургская, и я хотел бы его оставить в этом новом храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Калининградской земле», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Патриарх Кирилл:
«А слова такие: Не заботьтесь о том, что вам есть, или что пить, или во что одеваться, ибо Отец ваш Небесный позаботится о вас (см. Мф. 6:31-32). Но ведь каждый сам заботится о том, что ему есть, что пить, во что одеваться. Почему же Господь сказал такие слова? А потому что этими словами Он хотел подчеркнуть, что естественные заботы человека о самом себе ни в коем случае не должны быть абсолютным приоритетом..»
//////////////////////////
О приоритете ли эти евангельские слова?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Последние комментарии
Пора вернуть смертную казнь!
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.09.2022 20:57
О «гнилом мясе» на «Потемкине»
Новый комментарий от C. Гальперин
28.09.2022 19:23
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от Адриан Послушник
28.09.2022 19:02
Осень тревоги нашей
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.09.2022 18:18
Запасаясь терпением, не теряем надежду
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.09.2022 17:35
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Георгий Н.
28.09.2022 17:25
Кем же хочет стать Россия?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.09.2022 17:06