23 июня в Санкт-Петербурге, в стенах Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) прошёл очередной семинар «Русская мысль», в рамках которого состоялась презентация третьего номера журнала «Русская философия» (в нумерации текущего года № 1 за 2022 г.), сообщает наш корреспондент.
С докладом выступил организатор семинара, известный петербургский философ, профессор Александр Александрович Ермичёв. Тема его доклада – «"Золотой век" русской философии и его закат».
Докладчик предложил участникам семинара обзор материалов нового номера журнала «Русская философия» (№ 1 за 2022 г.).
«В первом разделе "Русская философия как проблема" отмечаются различные подходы к феномену русской философии. Во втором разделе «Как я понимаю философию» излагаются авторские трактовки, обоснованные в книгах и лекциях. Философия интерпретируется как форма духовного опыта, имеющая черты сходств и различий с религией, наукой, искусством и идеологией, хотя и не сводима ни к одной из этих культурных практик без остатка. Внутренняя форма философского знания представляет собой триединство онтологии, гносеологии и аксиологии. Проводится соотнесение понятий философии как "субъективной склонности" и исторически сформировавшегося социокультурного феномена. Подчеркивается коммуникативная миссия философии в культуре», - говорится в программной статье, опубликованной в журнале, ректора РХГА, доктора философских наук, профессора Дмитрия Кирилловича Богатырева.
«В третьем разделе "Самобытное и своеобразное" обосновывается тезис, что человеческая мысль породила всего три доподлинно самобытных философии – в Китае, Индии и Греции. Дальнейшие влияния связаны с религиями Откровения, в первую очередь христианством. Обозначаются интегральные принципы философии в Индии, Китае и Греции. Интегральным принципом христианского мышления выступает дух, который раскрывается через идеи свободы, творчества и личности. Сознание, самосознание и разум, ранее выступавшие в качестве самостоятельных интегральных принципов, рассматриваются как атрибуты духа. Автор допускает самобытность патристики и схоластики, а в конечном счете – и новоевропейской философии, хотя ее оригинальность во многом строится на отрицании собственных христианских истоков», - говорится в публикации.
«В разделе "Оригинальность русской философии" обосновывается тезис, что она своеобразна, но не самобытна. Отечественная философия, преимущественно в ее религиозно-идеалистическом изводе, представляет собой творческую реакцию на новоевропейскую мысль, в которой в новом контексте было актуализировано восприятие Россией наследия Византии. Рассматривается оригинальность русской философии в гносеологии, онтологии, аксиологии, также в таких предметных областях, как философия истории и культуры», - подчеркивается в статье.
«Рассматриваются марксизм-ленинизм и диалектический материализм, причем отмечаются культуросозидательные заслуги советской философии. В заключительном разделе "Актуальная повестка" дается оценка глобализации, ее вызовов и не предполагаемых инициаторами последствий, отмечается необходимость пересмотра представлений о России как о "месте встречи Востока и Запада", формулируются тезисы о русском языке и языке философии, образующие краткое описание миссии журнала», - отмечается в статье.
Также в публикации подчеркивается, что текст представляет собой внутренний диалог как с классиками (Н. Бердяев, В. Зеньковский, Н. Лосский, Г. Федотов, Г. Флоровский), так и с современными исследователями А. Ермичевым, И. Евлампиевым, М. Маслиным, Ю. Петровым, С. Хоружим.
1.
Неужели же автору, упоминающему в своём докладе Бердяева, неизвестен его вывод: «Русская философия должна быть продолжением философии святоотеческой»? Впрочем, он и сам, в одном из докладов лет двадцать тому назад, характеризуя состояние умов в России на рубеже XIX-XX веков заявлял: «Сложилось положение, которое можно было бы охарактеризовать словами В.Ф. Эрна — происходило «неминуемое и неизбежное историческое столкновение» двух философских и культурных принципов ratio и Логоса».
А что же сейчас-то изменилось? Разве нынешние события не являются внешним выражением именно такого столкновения? И сегодняшнее отсутствие в философской мысли его отражения свидетельствует лишь о её ущербности – не более того.