itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«"Золотой век" русской философии и его закат»

В РХГА состоялся семинар «Русская мысль», в рамках которого состоялась презентация третьего номера журнала «Русская философия»

0
399
Фото: Предоставлены оорганизаторами

23 июня в Санкт-Петербурге, в стенах Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) прошёл очередной семинар «Русская мысль», в рамках которого состоялась презентация третьего номера журнала «Русская философия» (в нумерации текущего года № 1 за 2022 г.), сообщает наш корреспондент.

С докладом выступил организатор семинара, известный петербургский философ, профессор Александр Александрович Ермичёв. Тема его доклада – «"Золотой век" русской философии и его закат».

Докладчик предложил участникам семинара обзор материалов нового номера журнала «Русская философия» (№ 1 за 2022 г.).
 
«В первом разделе "Русская философия как проблема" отмечаются различные подходы к феномену русской философии. Во втором разделе «Как я понимаю философию» излагаются авторские трактовки, обоснованные в книгах и лекциях. Философия интерпретируется как форма духовного опыта, имеющая черты сходств и различий с религией, наукой, искусством и идеологией, хотя и не сводима ни к одной из этих культурных практик без остатка. Внутренняя форма философского знания представляет собой триединство онтологии, гносеологии и аксиологии. Проводится соотнесение понятий философии как "субъективной склонности" и исторически сформировавшегося социокультурного феномена. Подчеркивается коммуникативная миссия философии в культуре», - говорится в программной статье, опубликованной в журнале, ректора РХГА, доктора философских наук, профессора Дмитрия Кирилловича Богатырева. 

«В третьем разделе "Самобытное и своеобразное" обосновывается тезис, что человеческая мысль породила всего три доподлинно самобытных философии – в Китае, Индии и Греции. Дальнейшие влияния связаны с религиями Откровения, в первую очередь христианством. Обозначаются интегральные принципы философии в Индии, Китае и Греции. Интегральным принципом христианского мышления выступает дух, который раскрывается через идеи свободы, творчества и личности. Сознание, самосознание и разум, ранее выступавшие в качестве самостоятельных интегральных принципов, рассматриваются как атрибуты духа. Автор допускает самобытность патристики и схоластики, а в конечном счете – и новоевропейской философии, хотя ее оригинальность во многом строится на отрицании собственных христианских истоков», - говорится в публикации.

«В разделе "Оригинальность русской философии" обосновывается тезис, что она своеобразна, но не самобытна. Отечественная философия, преимущественно в ее религиозно-идеалистическом изводе, представляет собой творческую реакцию на новоевропейскую мысль, в которой в новом контексте было актуализировано восприятие Россией наследия Византии. Рассматривается оригинальность русской философии в гносеологии, онтологии, аксиологии, также в таких предметных областях, как философия истории и культуры», - подчеркивается в статье.

«Рассматриваются марксизм-ленинизм и диалектический материализм, причем отмечаются культуросозидательные заслуги советской философии. В заключительном разделе "Актуальная повестка" дается оценка глобализации, ее вызовов и не предполагаемых инициаторами последствий, отмечается необходимость пересмотра представлений о России как о "месте встречи Востока и Запада", формулируются тезисы о русском языке и языке философии, образующие краткое описание миссии журнала», - отмечается в статье.

Также в публикации подчеркивается, что текст представляет собой внутренний диалог как с классиками (Н. Бердяев, В. Зеньковский, Н. Лосский, Г. Федотов, Г. Флоровский), так и с современными исследователями А. Ермичевым, И. Евлампиевым, М. Маслиным, Ю. Петровым, С. Хоружим. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Сам заголовок доклада свидетельствует о том, что автор его, несмотря на свой 62-летний стаж в сфере философии, довольствуется ролью непререкаемого эксперта по отношению к русской философии, признавая лишь её своеобразие, но нисколько не самобытность. Ясно, что у него весьма жёсткие критерии определения самобытности, под которые целиком подпадают лишь Индия, Китай и Греция. К счастью, он «допускает самобытность патристики и схоластики, а в конечном счете – и новоевропейской философии, хотя её оригинальность во многом строится на отрицании собственных христианских истоков». Что же касается отечественной философии, то она, по Ермичеву, «представляет собой творческую реакцию на новоевропейскую мысль, в которой в новом контексте было актуализировано восприятие Россией наследия Византии». Поистине, темна вода во облацех.
Неужели же автору, упоминающему в своём докладе Бердяева, неизвестен его вывод: «Русская философия должна быть продолжением философии святоотеческой»? Впрочем, он и сам, в одном из докладов лет двадцать тому назад, характеризуя состояние умов в России на рубеже XIX-XX веков заявлял: «Сложилось положение, которое можно было бы охарактеризовать словами В.Ф. Эрна — происходило «неминуемое и неизбежное историческое столкновение» двух философских и культурных принципов ratio и Логоса».
А что же сейчас-то изменилось? Разве нынешние события не являются внешним выражением именно такого столкновения? И сегодняшнее отсутствие в философской мысли его отражения свидетельствует лишь о её ущербности – не более того.

C. Гальперин / 25.06.2022 21:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Последние комментарии
Исторический смысл настоящей эпохи
Новый комментарий от учитель
08.08.2022 00:55
Покидая «кроличью норку»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
07.08.2022 23:32
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Денис Никонов
07.08.2022 21:14
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Новый комментарий от наталья чистякова
07.08.2022 17:41
Хуснуллин снова рекламирует миграцию
Новый комментарий от Калужанин
06.08.2022 08:22
«Одноэтажная Россия. Азов»
Новый комментарий от Адриан Послушник
06.08.2022 01:42