Глава Фанара патриарх Варфоломей заявил, что борьба за окружающую среду – центральный аспект жизни Церкви, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на сайт fosfanariou.gr.
Во время вручения степени «почетного доктора» Греческого открытого университета патриарх Варфоломей заявил, что «борьба за защиту окружающей среды и за утверждение культуры солидарности является следствием христианской веры и центральным аспектом жизни Церкви».
Глава Фанара убежден, что «церковная жизнь – это победа над теми силами, из которых проистекают уничтожающие экологию тенденции, такие как эгоцентризм, безразличие к ближнему, жадность, овеществление и эксплуатация творения».
Он считает, что любовь к экологии со стороны верующих – «это продолжение того, что они испытывают как члены Церкви».
По словам главы Фанара, культура Православия является «экофильной» (такой, что любит экологию, – Ред.), а жизнь Церкви – «это "прожитая", "продуманная" экология».
Высказывание патриарха Варфоломея прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный миссионер и сектовед, проповедовавший в Индии, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C. Хомякова протоиерей Олег Стеняев:
Мне кажется, что патриарх Варфоломей отделяет экологию духовную от экологии материальной. Он проводит линию, что экология материальная происходит от экологии духовной. Не соблюдая экологию души, мы разрушаем мир, в котором живём. В Книге Откровения сказано, что Бог погубит тех, кто губит землю: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр 11:18). Поэтому патриарх Варфоломей занимает правильную позицию.
Он уточняет, что от экологии души проистекает экология тела. Например, сказано, что «блудник грешит против собственного тела» (1Кор 6:18). Любой грех через душу оскверняет и материю. Ямного писал о том, что экологический кризис — это следствие нравственно-морального кризиса.
Сейчас экологический кризис очень серьёзен, так как наступили необратимые процессы в мире природы. Скорее всего, человек уже не сможет остановить необратимые процессы в сфере экологии.
Без сомнения мы входим в период Апостасии. Апостасия —это не возврат к Богу, а удаление от Него. В Библии сказано, что в последние времена «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2Тим.3:2-4). То есть это необратимые апостасийные процессы, и, как следствие, будет разрушаться мир природы.
Это всё равно, что если человек стал хроническим пьяницей – у него в доме воцаряется беспорядок, всё протекает, жужжат мухи и сам он выглядит неопрятно, также как и дом, в котором он живёт. Всё взаимосвязано.
В то же время духовные люди источают не смрад, а благоухание. При общении с ними не чувствуешь беспокойства, а чувствуешь отдохновение. Дивеевские сёстры описывали, как они общались с преподобным Серафимом Саровским, какое отдохновение они чувствовали, как мир природы преображался.
Почему животные стремились к святым людям? К тому же преподобному Серафиму Саровскому приходил медведь. Таким образом, в святых восстанавливается статус человека при его сотворении. Есть такое древнее предание, что животные стали вести себя агрессивно по отношению к людям, когда Каин убил Авеля. В тот момент звери почувствовали запах человеческой крови, а до этого они были в полном повиновении у людей - приходили к людям, ласкались к ним.
Бог создал человека владыкой над этим миром. Но когда человек убивает человека, бросается вызов самой природе человеческой. Грех наносит урон и экологии природы. Таким образом, экологический кризис — это всегда нравственно-моральный кризис.
2. Приехали!
1. Скорее всего, человек уже не сможет остановить необратимые процессы в сфере экологии.