В Калязинском районе уже много лет существует такая форма работы местного самоуправления, как Совет представительных органов муниципальных образований района. Обычно на него выносятся самые актуальные, острые вопросы, касающиеся жизни всего района и требующие решений на более высоком законодательном уровне.
Очередное заседание такого Совета было проведено 26 мая. На него были приглашены все депутаты: районного Собрания, городского Совета и четырёх сельских Советов депутатов.
Перед собравшимися выступил глава района К.Г. Ильин. Он рассказал депутатам об информации, направленной от органов местного самоуправления района Губернатору Тверской области И.М. Рудене, в Законодательное Собрание области и в Государственную Думу о необходимости принятия мер, касающихся устойчивости функционирования экономики и социальной стабильности.
Далее общим решением Совета были приняты три обращения к депутату Государственной Думы РФ С.А. Веремеенко и Губернатору Тверской области И.М. Рудене по следующим вопросам:
- об установлении курортного сбора на территории Калязинского района.
- об инициативе по корректировке нормативно-правовых актов с целью предоставления возможности использования в расчетах дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования показателя «численность жителей, имеющих временную регистрацию на срок более 1 года» и включения соответствующего показателя в отчет Федерального органа статистики.
- о выделении финансовых средств на ремонт дорог второго класса.
Что касается обращения по курортному сбору, первым заместителем главы администрации района С.А. Шадровой было отмечено, что для ряда районов Тверской области туризм является одним из приоритетных направлений развития экономики, в т.ч. и для Калязинского района. Поток туристов растет с каждым годом и на сегодня составляет более 100 тысяч человек в год. Увеличивается количество средств размещения: номерной фонд по городу и району составляет 200 единиц с количеством мест 500. В Калязин за сезон навигации заходят более 200 круизных теплоходов.
Сегодня на первый план выходит задача по поддержанию созданной и создаваемой туристской инфраструктуры, что является сложной задачей ввиду дефицита местного бюджета. Необходимы дополнительные источники поступления средств и таким источником может быть плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор).
В 2017 году был принят Федеральный закон, в соответствии с которым в качестве эксперимента курортный сбор может взиматься в 2018-2022 годах в Краснодарском крае, на Ставрополье, Алтае и в Крыму. Итоги эксперимента по введению курортного сбора в данных регионах показали хороший результат.
В целях дальнейшего формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма в обращении от калязинских депутатов озвучена просьба рассмотреть вопрос по расширению практики по введению курортного сбора и наделению регионов правом на введение курортного сбора на своих территориях. В случае принятия соответствующей законодательной базы калязинские депутаты просят в своём обращении о принятии Закона Тверской области о введении курортного сбора на территории муниципального образования Калязинский район.
В обращении по дотациям, озвученным помощником главы Калязинского района М.Н. Клементьевой, сказано: «Эффективность и полнота решения вопросов местного значения в большой мере зависит от финансовой обеспеченности конкретного муниципального образования. Бюджетным кодексом РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований предусмотрена возможность предоставления нецелевой финансовой помощи местным бюджетам в форме дотаций. В формулу расчета размера дотации включены показатели, влияющие на ее размер, один из них - численность постоянного населения муниципального образования».
Однако потребность в бюджетных средствах на реализацию полномочий складывается не только исходя из потребности на предоставление услуг постоянно проживающему (зарегистрированному) населению, но и пребывающим на территории района длительное время незарегистрированным или имеющим временную регистрацию гражданам. Так, например, в Калязинском районе по состоянию на 01.01.2022 г. из общего количества индивидуальных жилых домов 12925 единиц более 60% (8065 домов) являются собственностью «дачного» населения, в которых в «дачный период» проживают более 18 тысяч человек, или более 70% численности, проживающих на территории Калязинского района. Многие из «дачников» проживают у нас постоянно, но при этом имеют регистрацию в г. Москва и Московская область. В районе имеются населенные пункты, в которых вообще нет местных жителей. Вместе с тем, данная категория граждан наиболее требовательна к решению вопросов местного значения, что подтверждается наличием многочисленных обращений и жалоб в органы власти всех уровней, на решение которых направляются средства местного бюджета.
В такой ситуации постоянное население района является ущемленным в части стоимостной оценки предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя относительно других муниципальных образований, где нет такого количества «дачного» населения и, следовательно, принцип выравнивания нарушается. В целях обеспечения более справедливого распределения бюджетных средств, калязинские депутаты считают целесообразным учитывать в расчете дотации численность жителей, имеющих временную регистрацию на длительный период (более 1 года).
Калязинские депутаты очень надеются, что их обращения будет услышаны и поддержаны! От этого зависит нормальное функционирование всех сфер в небольших туристических городах, таких как Калязин. А такие города и составляют основу России.
Яна Валерьевна Сонина, публицист, руководитель пресс-службы администрации Калязинского района