Вернись и покайся

Отрывок из книги о казнях на Бутовском полигоне

Бывший СССР 
0
828
Время на чтение 7 минут
Фото: Предоставлено автором

Бутырская тюрьма. В ней ещё со времён правления Екатерины II содержались узники. Известно, что в подвале одной из башен в 1775 году, закованный в цепи, сидел Емельян Пугачев, эта башня так и носит его имя. В XIX веке, в какой-то период тюрьма была пересыльной, сколько горя повидали её стены, сколько зла было сконцентрировано в её чреве. Старые кирпичные своды, вытертый каменный пол, решётки, выкованные из прочного металла – всё это насквозь пропитано негативом. Каждый попавший в её застенки арестант, помимо своей воли впадает в депрессию. Советские палачи, очищая путь коммунизму, своим изощрённым садизмом только добавили ей «шарма».

Остроги существовали на протяжении всей истории человечества, основной их целью было изолировать от общества преступников – людей, преступивших закон. Издревле законодательство, принимаемое государством, перекликалось с  заповедями Господними «Не убей, не укради, не лжесвидетельствуй». И вдруг всё в мире потеряло здравый смысл – все люди, которые блюли заповеди Божие, стали врагами общества – общества, не признающего Творца. Обо всём этом размышлял конвоируемый  вооружённой охраной отец Павел. Он понимал, что сан протоиерея ему дан Свыше и сейчас, когда ему выпал шанс пострадать за имя Господне, на нём лежит особенная ответственность, все испытания, попущенные ему Богом, он должен вынести с достоинством.

«Дай сил мне, Господи!» – вырвался из глубины его сердца душевный возглас, адресованный Творцу. Любвеобильный батюшка терзался, он знал, что в этих застенках узники подвергаются особым, изощрённым пыткам. И вынести всё это обычному человеку просто невозможно, не будь на то воли Божьей. Он боялся не за себя, его сан ему надлежало донести до смертного одра с достоинством, не уронив чести, доверенной ему Богом. Каждая слабина, допущенная им, будет использована врагом рода человеческого против Церкви Христовой. Его поместили в одиночную камеру без окон и продержали в темноте без еды и воды двое суток. Священник всё это время благодарил Творца за посланные на его долю испытания: «Господи, ты отдал на страдания Своего единственного Сына за нас грешных. Неужто я посмею роптать за пролитую на меня милость Твою?» – молитва текла из сердца мученика, ступавшего на свою голгофу. Темнота в камере его не пугала, а наоборот, концентрировала самообладание. Перед страданиями Господь посылает своим избранным силы, отец Павел это почувствовал, и слёзы умиления захлестнули его. Дверь камеры отворили, свет ослепил глаза священника, он так и не понял, сколько же времени ему пришлось просидеть взаперти.

Следователь предложил ему сесть на стул напротив себя и положил перед ним исписанный мелким почерком лист бумаги:

– Прочтите и распишитесь, отпираться нет смысла, давайте сбережем моё время и ваше здоровье.

Отец Павел внимательно прочитал предложенный ему протокол, в нём говорилось, что он является английским шпионом и ведёт контрреволюционную пропаганду, и ещё список фамилий, якобы замешанных в этом деле.

– Гражданин начальник, с Англией у меня нет никакой связи, да я там никогда и не был, что касается революции – политика вне моей компетенции.

Сильный удар прикладом в спину обрушил на него стоящий сзади конвоир, священник упал со стула на пол.

– Встать! – заорал следователь, – введите свидетеля.

В кабинет вошла женщина, ей оказалась новая прихожанка, на квартире которой служили Литургию. Отец Павел понял – всё подстроено, а значит предчувствие его не обмануло.

– Вот вещдок, – следователь выложил на стол портрет Николая II, – а вот показания свидетеля, – близко к лицу батюшки он поднёс исписанный лист бумаги.

– Заговор против советского государства, успешно маскируемый под религиозную общину, раскрыт. Отпираться бесполезно.

Обвиняемый протоиерей понимал, что поставить подпись под подобным документом означает скомпрометировать Церковь, другими словами предать Бога. Отец Павел молчал, потупивши взгляд в пол, он смиренно молил Бога дать ему сил выдержать все испытания. Следователь дал команду охранникам, и со всех сторон на священника посыпались удары, тьма накрыла его сознание, очнулся он на полу в камере. Всё тело ужасно болело, глаза заплыли и слиплись от ссохшейся крови. Он не знал, сколько пришлось ему пролежать на грязном бетоне, счёт времени был потерян ещё будучи в тёмной камере. Попытка принять вертикальное положение не увенчалась успехом, стало ясно – сломаны рёбра. Кто-то  незнакомый подошёл к нему, помог сесть и прислонил его спиной к стене. Батюшка с трудом поднёс руку к лицу, пытаясь разлепить веки, но пальцы не слушались, очевидно, тоже были сломаны.

– Я вижу, ты совсем плохой, – услышал он чей-то голос, – сейчас я тебе помогу.

Через минуту кто-то мокрой тряпкой отмачивал ему засохшую на лице кровь. Было больно, но он терпел. Один глаз с трудом удалось приоткрыть, второй так и не получилось из-за сильной отёчности века. Отец Павел увидел перед собой парня лет двадцати в изрядно изодранной одёжке.

– Ты кто? – спросил он его.

– Меня зовут Лёха. Беспризорник я. Полмешка муки спёр на станции из вагона. В расход меня пустят – я всё подписал. Да я и читать-то толком не могу. А ты, я вижу, не стал подписывать, но и тебя в расход пустят, иначе так не били бы. Я наслышан о здешних порядках.

– Лёха, мне нельзя подписывать, иначе я Бога предам.

С трудом повернув голову, протоиерей увидел, что они с пареньком не одни в камере, там были ещё люди, очевидно, уголовники. Беспризорник стал ухаживать за батюшкой, одновременно расспрашивая его о Боге, и почему отец Павел боится предать Его. Протоиерей понимал, откуда у парня такое любопытство к Создателю – душа у парня чистая, а дни его сочтены, вот он и чувствует потребность оставить всю грязь, собранную им за жизнь, здесь на земле.

Понимая, что время у них ограничено, священник торопился заполнить духовный пробел в сознании парня, а тот с жадностью поглощал подаваемую ему информацию. Понемногу батюшка стал подниматься, придерживаясь за стену, ему нужно было поскорее начать двигаться, чтобы подготовить беспризорника к переходу в жизнь вечную. Лёха был сирота и поэтому не знал, крещён он или нет. Это нужно было поскорей исправить. На третий день с Божьей помощью отец Павел совершил над парнем Таинство Крещения (насколько это позволили условия каземат). Выучил с ним молитву Господню и благословил не переставая читать её в уме. Отец Павел  торопился – и не зря. На следующие сутки в полночь батюшку, Лёху и ещё двух уголовников вывели из камеры и сопроводили в тюремный двор. Там были ещё люди из других камер, всего человек пятьдесят. Подъехали две машины с надписью «ХЛЕБ» на будках, при свете прожекторов заключённых загрузили в них и увезли в неизвестном направлении. Через несколько часов машины остановились и арестованных стали выводить на улицу.

– Братцы, да нас же на расстрел привезли, здесь нет каземат! – выкрикнул кто-то из арестантов.

– Молчать! – гаркнул конвоир.

Всех подневольных согнали в длинный деревянный барак, внутри которого все стены были обледенелые, но холода никто уже не чувствовал. У большинства было полуобморочное состояние, они шли, как заворожённые, повинуясь командам нелюдей.

– Нас расстреляют? – спросил Лёха у отца Павла.

– Даже если это произойдёт, значит на то воля Господня. Молись и ни о чём не думай, кроме Бога.

В барак вошли три офицера, в руках у них были стопки следственных дел.  Началась перекличка: читали имя и фамилию, написанные на папке, и заключённые отзывались. Перекличка закончилась, два офицера вышли, третий остался в бараке. Он вызывал по одному человеку, и конвоиры уводили подневольного. Охранники возвращались и забирали следующего по списку. И тут офицер назвал фамилию:

– Я! – отозвался Лёха и с ужасом взглянул на отца Павла.

– Не бойся, думай о Господе, Он тебя не оставит, – успокоил его протоиерей, осенив голову парня крестным знамением, как на исповеди и благословил, – иди с Богом. Парень пошёл и, обернувшись у самой двери, взглянул в глаза священнику, словно вопрошая: «А Бог уже здесь?» Отец Павел, опустив веки, кивнул. По лицу парня стало ясно – Бог действительно был рядом, Лёха спокойно повернулся и шагнул за дверь.

– Господи, прости грешную душу раба Твоего Алексея и прими её к Себе, – не успев перекреститься, священник услышал свою фамилию. «Ну, вот и всё», – промелькнуло в его голове.

– Я! – отозвался отец Павел и пошёл к выходу, – Господи, не оставь меня, – взмолился он.

В глаза ярко светил прожектор, за спиной со скрежетом захлопнулась дверь барака.

– Тройкой НКВД СССР за контрреволюционную деятельность и сотрудничество с английской разведкой вы приговорены к высшей мере наказания, – зачитал приговор палач. Это был широкоплечий, среднего роста человек в кожаной куртке и брюках галифе, заправленных в хромовые сапоги. От него разило водкой и одеколоном. Священнику сильно захотелось взглянуть в глаза своему убийце. Что в них есть? У человека самой презренной профессии на земле? Свет прожектора, установленного на дереве, был направлен в сторону барака и высвечивал его лицо. На белых глазных яблоках виднелись чёрные пуговки зрачков. Отец Павел вспомнил, что глаза – это зеркало души человека, и попытался уловить их выражение. Но тщетно, они ничем не отличались от пуговичек, пришитых вместо глаз у плюшевого мишки.

– Неужели безразличие? Это же человек, а не плюшевый мишка. Мысли молниеносно мелькали в голове отца Павла, сконцентрировав всё своё внимание, он попытался пристальней всмотреться в эти чёрные, мрачные пятна. На мгновенье он потерял реальность и, словно провалившись, полетел в леденящую ужасом пустоту. Животный страх сковал его сознание, священник с трудом выговорил: «Господи, помилуй». Мгновенно, будто пробка от шампанского, вырвалась его душа из бездны. Реальность, в которую он возвратился, показалась ему Раем. Стало ясно – палач продался князю тьмы и не имеет власти над своим телом, им управляют из преисподней.

– А ну, давай, шагай вперёд! – взвизгнул душегуб и ткнул священника под рёбра стволом револьвера. Отец Павел пошёл по утоптанному снегу в противоположном от барака направлении. Его сопроводитель не отставал, время от времени подталкивая жертву наганом между лопаток. Приговоренный к смерти мысленно пел «Херувимскую», действительность его уже не касалась, Господь укрепил Своего избранника во всякое время. На пути следования подневольного показался глубокий ров, много ума не требовалось, чтобы понять – здесь заканчивается его земной путь. Щёлкнула «собачка» взведённого курка, орудие было готово к выстрелу.

– Можешь сказать своё последнее слово, – глухо, словно из-под снега, прозвучал голос мракобеса.

– Помилуй его, Господи, ибо не ведает, что твори…

Прогремел выстрел, оборвавший на полуслове речь мученика, пострадавшего за имя Христово.

Владимир Анатольевич Малёванныйпродюсер, режиссер, писатель, Краснодарский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Малёванный
Праздник Святой Троицы в Лавре с Алексием II
Воспоминания о Патриаршем богослужении
21.02.2024
Не дай взломать духовный «аккаунт»
Глубоко будет разочарование заблудших, когда они осознают, что, находясь в пяти шагах от Рая, продали душу дьяволу за миску чечевичной похлёбки
09.02.2024
Не виноватая я…
Утратив одних арт-агентов, пятая колонна пополнится новыми, и это будет до тех пор, пока в самом руководстве ТВ каналов будут тоже агенты пятой колонны
09.01.2024
Божий страх
О важности подготовки к таинству покаяния
04.01.2024
Все статьи Владимир Малёванный
Бывший СССР
«Смиренный подвижник, великий молитвенник, служитель Христовой Церкви»
В Иркутске состоялся круглый стол «Архиепископ Вениамин (Новицкий) – глубокий молитвенник и добрый пастырь земли Иркутской»
14.12.2024
Книги или спирт — кто победит?
О необходимости ужесточения ограничительных мер, связанных с оборотом алкоголя
14.12.2024
День нашествия на Московскую землю хана Едигея
Сегодня мы также вспоминаем писателя Д.И.Фонвизина и генерала Л.И.Шершнева
14.12.2024
Причины крушения православной монархии в России
Внешнего, декоративного христианства недостаточно для мира
13.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
14.12.2024 15:12
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 14:39