Христос воскресе!
Преполовение Пятидесятницы — праздник, когда мы стоим посередине Пасхи и на половине пути ко дню Сошествия Духа Святого. Господь стоит посреди праздника, дарует нам жизнь, и жизнь с избытком. Мы слышим в песнопениях этого праздника слова Спасителя, обращенные к иудеям: «Я для вас восстановил расслабленного, слепому даровал зрение, хромому хождение, пятью хлебами и пятью рыбами пять тысяч насытил. За какое из этих дел ищете убить меня, иудеи?»
Все присутствуют на празднике, и все хотят приобщиться празднику, получить от Господа, от Жизни избыточествующей хоть какую-то земную радость, хотя бы исцеление — то, что дало бы им возможность жить, и больше ни о чем не помнить. Но мы должны услышать слова Господа, обращенные к нам: «Праздники ваши ненавидит душа Моя». Это происходит, когда мы забываем о том, какой путь Поста мы прошли, как мы каялись, чтобы достигнуть Пасхи. Когда забываем, что Бог даровал нам Воскресение Христово, чтобы привести нас к еще большей жизни — к тайне Пресвятой Троицы, которая нам принадлежит. Как говорит святой Иоанн Дамаскин: «Если Христос есть Мессия, если Он воистину Сын Божий, если Он одно из Лиц Пресвятой Троицы, то все, что Его, принадлежит и нам». Если истинно то, что Он Бог, то истинно и то, что все, что Он нам обещал, будет нам принадлежать. Но эти дары даются принадлежностью Христу во всем — в верности Ему, в памяти о том, что только Крестом Его обретается нами эта новая жизнь. И всякий наш грех и расслабленность, которые становятся уже неспособностью возвратиться к Спасителю нашему, забвением того, что сделал для нас Христос, в конце концов делаются тем, против чего обращено сегодняшнее слово Христово: «За какую из тех милостей, которые Я вам даровал, ищете вы Меня убить?»
Всякий грех есть отвержение Креста, предательство Христа и убийство Его. Будем сегодня думать и молиться о том, как нам сохранить верность Господу, правду Царства Божия во всех наших отношениях друг с другом, как научиться нам беспощадности по отношению к себе, ко всякому греху, который искушает нас.
Мы слышим в день Преполовения слова молитвы на освящение воды о том, что душу человеческую, которая жаждет правды, истины, и ничем не может утолить эту жажду, враг хочет напоить водою соленою — такою горечью, от которой жажда становится еще огненней, еще неутолимей. Мир идет к тому, чтобы все напились этой воды, и чтобы жажда эта стала вечной мукой, не утоляемой уже ничем. Наступает такое время, когда только благодать Божия, только та вода, которой Господь хочет напоить всех жаждущих истины, может спасти нас от гибели, от отравленности всех вод смертью, грехом.
Никто из людей, даже те, кто в Церкви, не могут спастись от этой отравленности, от смерти, которая торжествует, от греха, который все более утверждается как ложная норма жизни человеческой, если не будет дано ему вкусить подлинной благодати, и он не поймет, что единственная заповедь, данная нам, — это любовь к Богу и к другому человеку. Это наша способность видеть страдания других людей и понимать, что каждая душа человеческая — это то, что стоит всей смерти Христовой, всей Его благодати, всей Его истины, которую Он принес на землю.
Мы живем в особенные времена. Опасность гибели, отравленность всех вод становится настолько всеобщей, что требуется такая верность Господу, такая ответная любовь ко всем Его дарам, которая одна-единственная может сделать нас причастниками этой изливающейся через края благодатной жизни.
Почерпнемэту воду как благодатную воду Пасхи и приближающейся Пятидесятницы. Пусть она будет для нас не только во здравие и во исцеление, но и в напоминание тех слов, с которыми Господь обращается сегодня к иудеям и ко всем иудействующим в Церкви. И к нам — когда мы, христиане, оказываемся неспособными сохранить свое великое достоинство, дарованное нам благодатью Его.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России