Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин (фракция «Единая Россия») внес в палату законопроект, предлагающий признавать соотечественниками всех, кто владеет русским языком. Документ размещён в думской электронной базе в понедельник, 28 марта, сообщает ТАСС.
Как отмечается в пояснительных документах, «законопроект устраняет недостатки неоправданно широкого толкования ключевого понятия "соотечественник". В частности, предлагается признавать соотечественниками лиц, «владеющих русским языком <...> и относящихся к народам, исторически проживающим на территории России», а также тех лиц, «чьи прямые предки родились или проживали на территории Российской Федерации».
«При этом учитывается, что за прошедшие после распада СССР 30 лет выросло новое поколение соотечественников, не имевших гражданства СССР. В этой связи из определения понятия "соотечественник" исключена связь с гражданством СССР», – отмечается в сопроводительных материалах.
Законопроектом также предлагается уточнить перечень народов, исторически проживающих на территории России. В частности, в перечень включены представители белорусского и украинского народов, представители коренных малочисленных народов.
Законопроект прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России, политолог Богдан Анатольевич Безпалько:
Предлагаемые депутатом Затулиным меры позитивны, но недостаточны.
Прежде всего, нужно чётко заявить, что право на приобретение российского гражданства по правилу «соотечественника» имеют русские люди – люди, которые имеют отношение к русскому народу или себя таковыми считают и могут это каким-то образом доказать. Механизм можно дополнительно разработать. Метод языка здесь не работает.
Существовала программа о переселении носителей русского языка, которая тоже была создана по принципу языка. И 2/3 людей в некоторые годы работы этой программы были уроженцами Средней Азии — не русские и не русскоязычные, но, тем не менее, получившие возможность оформить себе российское гражданство по этой программе.
Поэтому, во-первых, нужно выделить русский фактор.
Во-вторых, есть формально существующие народы, как украинцы и белорусы, которые к русским не относятся и у которых формально до сих пор существует своя государственность. Я считаю, что этим людям тоже нужно предоставить право преимущественного получения гражданства, поскольку это тоже русские люди.
Если мы познакомимся со статьёй Владимира Владимировича Путина «О единстве русского и украинского народов», если мы прослушаем его часовое выступление, предварившее объявление о начале военной спецоперации и о признании Луганской и Донецкой народных республик, то мы совершенно очевидно поймём, что граждане Белоруссии и Украины — это русские люди, которые тоже имеют право на приобретение российского гражданства в приоритетном порядке.
Конечно же, к этому стоит отнести ещё людей, которые живут в Приднестровье. Я считаю, что это надо обязательно отметить в законе как отдельный фактор.
Хорошо, что этот законопроект разрабатывается, но, в целом, нам нужен отдельный закон о репатриации. К нам могут приезжать и возвращаться люди – потомки эмигрантов, проживающие, например, на территории Южной Америки. Лично я знаком с семьей старообрядцев, которая приехала оттуда. Я считаю, что есть много людей, которые, может быть, плохо владеют русским языком, но они считают себя русскими, являясь потомками эмигрантов.
В-третьих, сейчас в нашу страну может переехать большое количество людей, которые в принципе не имеют отношения к соотечественникам и к русскому народу. Я знаю о том, что есть немцы, французы, бельгийцы, готовые приехать к нам просто потому, что у них на родине очень неуютно стало жить, и потому, что там их преследует как за выражение свободы мнения, так и по экономическим причинам.
Хороший пример — это семья Грисбах, которая сейчас живёт в России на правах беженцев из Германии. Эти люди, кстати, незаслуженно забыты средствами массовой информации, хотя это немецкие немцы и они никогда не жили в России. Они сбежали оттуда от ювенальной политики.
Большое количество людей готовы вернуться в Россию или переехать сюда, если им будут обеспечены элементарные права, прежде всего, по приобретению гражданства. Они привезут сюда деньги и даже технологии. Могут привезти сюда небольшие предприятия и даже в обход санкций. Для этих людей Россия представляет собой некий ковчег, в котором они могут спастись от нынешней религии политкорректности и толерантности, мультикультурализма, ЛГБТ-идеологии и где они могут спокойно жить семьёй и развиваться в нормальной стране.
Поэтому я думаю, что это тоже стоит предусмотреть, может быть, либо в виде дополнения к этому закону, либо в виде отдельного специального закона.
Повторю, что необходимо выделить русский фактор. Если приезжает русский человек из Казахстана, то он должен получить паспорт вообще за 2 часа. Приехал, с утра зашёл в паспортный стол и получил. Это касается людей из Казахстана, Киргизии, ЛДНР, Приднестровья. В Приднестровье и так у большинства людей есть российский паспорт.
Человек приходит, фотографируется, платит льготную пошлину. Если это многодетный отец, то он не платит никакой пошлины, и получает к вечеру паспорт. Всё! Человек получает паспорт, небольшие подъёмные, место в общежитии на три месяца или на год в зависимости от условий и работает.
Например, Аркадий Васильев приехал из Казахстана, у него большая семья 11 или 12 детей. Его сын пытался устроиться на работу санитаром, но его не берут на работу, потому что он не имеет легального статуса проживания. Заметьте, человек пытался устроиться на работу не банкиром, а санитаром. И при этом Казахстан — член ЕАС, людям из этой страны не нужно оплачивать патент, им нужна только регистрация.
Второй фактор: нам обязательно нужно выделить Украину, Белоруссию и Приднестровье как страны, граждане которых могут получить гражданство в приоритетном порядке. Потому что могут сослаться на то, что, дескать, если у человека фамилия Гнатюк, если у него есть государство, своя официальная страна, то человек приоритетных прав для получения российского гражданства не имеет.
И последний третий фактор — это то, что Россия должна разработать признание соотечественников либо в рамках этого закона, либо в виде отдельного закона — для всех тех, кто либо является консерваторами, христианами, либо просто себя чувствует дискомфортно.
Недавно я познакомился с независимым журналистом из Германии Алиной Липп. Девушке в Германии стало жить некомфортно. Ей меньше 30 лет, у неё ещё нет детей, но, тем не менее, даже ей в Германии жить некомфортно и она хотела бы жить в России.
Поэтому существует масса людей, которые хотят жить в России, потому что Европа стала слишком душным местом из-за мультикультурализма, идеологии толерантности и навязывания ЛГБТ, из-за ювенальной юстиции и просто из-за скотства, которое там навязывается. Из-за того, что сейчас там нет никакой свободы слова, никакого права на своё выражение. Европа превращается в некий тоталитарный союз.
Этих людей тоже надо принимать, они привезут сюда, прежде всего, самих себя, самое ценное — человеческий капитал. Они привезут сюда даже какие-то деньги, а возможно и технологии. Фермеры приедут сюда, будут жить и работать. В Германии скоро хлеб будет стоить 10 евро. За бак бензина там надо платить 140 евро, а у нас бензин стоит 50 центов. Человек, допустим, хороший фермер, может взять и приехать сюда, привести технологии производства сыра или выращивания каких-то пород животных, возделывания сельскохозяйственных культур и т.д.
У нас земли — море, она зарастает лесом. Пожалуйста, мы всех примем, приезжайте и становитесь гражданами нашей страны. У нас реально всё есть: и свобода, и возможность для саморазвития. И детей ваших никто трогать не будет.