Что заставит наше сердце тревожиться, трепетать и волноваться... Не в определении органа с биологической точки зрения, а скорее всего, с точки зрения духовного. Сердце может объять весь мир: от дома до глубин Вселенной. Наверное, причиной взволнованности глубин нашей Вселенной является причастность к Божественному Устроению, стремлению к справедливости и Божьему Промыслу. От альфы до омеги.
Альфа и Омега Сергея Бондарчука, в моём понимании, - его Фильм-Эпопея «Война и Мир». Была ли эта Альфа и Омега Льва Толстого, его роман? Может быть. Но нет возможности взять интервью у Льва Николаевича или у Сергея Фёдоровича. Но примерно список вопросов, не банальных и не контрольных, при моментах вглядывания в экран, в период просмотра сей киноленты, в голове возникал. И к самому светиле Русского кинематографа, да и ко Льву Николаевичу. Даже возникла картина, как мы сидим с Толстым на террасе его усадьбы в Ясной Поляне, попивая чай из вскипевшего самовара, где дымок от еловых шишек ещё не улетучился, а на вечерней зорьке заиграл своими трелями соловей. Не спеша, обмакивая кусочек сахару в блюдце, вглядываясь в даль русских просторов, с берёзовыми рощами и ельниками, полями и речками, ведём тихую беседу на тему русских судеб русских героев Отечественной 1812 года...
Бондарчук фактически перенёс все строки Льва Николаевича на экран до последней точки, запятой, скобки и пробела, паузы, вздохов. И сумел донести, нет! - докинуть, вложить в раскрытые ладони обывателя всё задуманное и написанное Толстым! И обыватель - уже не обыватель, а участник битвы при Бородине!!! Он стоит рядом с Пьером Безуховым, также переживая его метания душевные, глубоко верующего человека, целомудренного и героического! Его трепет перед Наташей Ростовой, его попытки освободить от Наполеона Русь! Не дать вознести над Кремлем наполеоновский бюст!
Этот монстр Европы, перед которым пали Берлин и Варшава, Европа, подчинившаяся французщине, снова вдохнула глоток свободы, благодаря Русской Жертве, был потерян и обескуражен, сломлен и смята его гордыня. Ни единого слова в фильме от Наполеона, стоявшего перед Москвой, в исполнении Бориса Стржельчика. Только молчаливая игра, но важен здесь язык тела, повороты головы, взгляд. Даже без слов выражена внутренняя природа Наполеона через актёра. Как и остальные сцены всех героев фильма, от главных до второ- и третьестепенных. Кторов (Болконский-отец); сам Андрей Болконский (Вячеслав Тихонов); французский солдат в подаче Георгия Милляра, урожденного Георга де Мильё, русского француза, великого советского актера. Смотрите, «компьютерные гении» «Т-З4», выкатанного не из студийного, точнее, не полевого съемочного пространства, а как та судьба русского гусара, юного, убитого на пороге собственного дома, на глазах у матери, Пети Ростова, рвавшегося бить француза, выстраданная Бондарчуком на съемочной «площадке»!
Эпохальная сцена спасения пленных французов в зимнем лесу, когда брошенный Наполеоном французский генерал, укутанный в русский платок и шинель, до этого чувствующий себя уже хозяином, кушающим русскую свининку и попутно беседующий с Безуховым, смотрит на русского другими глазами, называя истинным другом русского. Как и неудавшаяся идея, мистическая, сакральная наполеоновский план по покорению Москвы. Это его триумф - Москва под ногами и склонение Русского Императора к французскому вассальству.
Но нет триумфа, а позор и мировое порицание! Ковид 19 века был побеждён! И та Соборность, притихшая под французской модой, поведением светского общества, полузабытье русского языка и песен, но предчувствующая своё возрождение перед вторжением антихриста Наполеона, выраженная в танце Наташи Ростовой в усадьбе своего дяди, восторжествовала, облекая Русское Поле в звон колоколов, плывущих по долам и озёрам, лесам и городам, и Торжество Русского Духа, исповедуюшего Христа, что и очевидно в каждой сцене эпопеи «Война и Мир». От начала и до конца... Альфа и Омега Вселенной.
Михаил Юрьевич Красильников, православный журналист, Приморский край, Находка