Старый Новый год – наше национальное достояние

Поздравляю всех братьев и сестер с нашим настоящим Старым, но не стареющим и всегда Новым годом, Православным, Царским Русским Новым годом

Протоиерей Геннадий Беловолов 
1 наталья чистякова 
14.01.2022 1464

В последнее время во многих, наверно, даже в большинстве храмов служится новогодний молебен 31 декабря по новому стилю, то есть Церковь, не переходя на новый стиль, сделала исключение для одного праздника — Нового года, который стала совершать по новому стилю. Причём это произошло тихо и незаметно. Перенос Нового года со старого на новый стиль никак не был подвергнут богословской рецепции и не имеет серьезного духовного обоснования. Православный народ, который столь чутко реагирует на любые нововведения в церковной жизни: штрихкоды, паспорта, куар-коды, — на этот раз не проявил коллективной бдительности, спокойно пропустил и в целом принял новый праздник.

Повсеместное служение новогодних молебнов по факту является благословением на празднование нового года 19 декабря - 1 января по новому стилю. В качестве обоснования можно услышать утверждение, что новый год является не религиозным, а светским праздником и его дата достаточно условна и не имеет религиозного смысла. Это, пожалуй, единственный довод в пользу нового года 19 декабря ст.ст. Другой довод нигде не афишируется, но является более веским: этот новый празднует вся страна, к этому дню приурочены поздравление Президента, бой курантов, «голубые огоньки», ночные телепрограммы и отпуска на работе, а главное меняется цифра в календаре.

В качестве доказательства условности праздника нового года приводятся исторические примеры изменений дат нового года. Дескать, на Руси его праздновали и 1 марта, и 1 сентября, и только Пётр Первый всего лишь три века назад утвердил новую дату 1 января.

То есть обоснование дня Нового года совершается за счет выведения этого дня из цикла церковных праздников, то есть расцерковления Нового года.

Но расцерковляя Новый год, мы ступаем на опасный путь расцерковления времени. Церковь всегда считала время Божиим творением и Божиим даром. Время находится в ведении и власти Бога как Творца и Вседержителя. В тропаре на начало Индикта, то есть церковное новолетие от сотворения мира, поется «Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый». В этом тропаре испрашивается благословение на наступающий год: «благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны».

Безусловной аксиомой верующего сознания является религиозное осознание времени и поэтому новый год всегда и везде осмыслялся как религиозное событие и был вписан в религиозный календарь. Изменение дат празднования нового года на Руси отнюдь не меняло его религиозного смысла. 1 марта праздновали на основание дохристианских представлений о начале нового года в связи с наступлением весны и началом нового природного цикла.

1 сентября отмечали новый год от сотворения мира, а 1 января от Рождества Христова. Последние две даты не противоречат друг другу. 1 сентября — это ветхозаветный новый год, а 1 января — новозаветный. Церковный календарь хранит первую дату и именно на 1 сентября существует тропарь и особая служба новолетию. 1 января введено при Петре Первом и приурочено к празднику Обрезания Господня, когда Христос получил свое имя Иисус.

Этот Новый год (как и всю эру) очень точно называют «от Рождества Христова». Христос приходит в мир, чтобы обновить его. Господь говорит в Апокалипсисе: «Се творю все новое» (Откр. 21:5). Господь творит новую природу человека, обновляет свое творение, в том числе и время. Символически точно эта идея выражена в соединении празднования Рождества Христова и Нового года. Христос рождается и Своим рождением обновляет время, и как следствие зримо совершается новолетие, наступает Новый год (и новая эра!). Между Рождеством и Новым годом существует причинно-следственная связь. Без Рождества не может наступить действительно новый христианский год. Новый год в христианском понимании является плодом и результатом Рождества Христова.

Светский новый год пытается разорвать эту связь, оторвать Новый год от Рождества. Лишает его духовного смысла как обновления твари во Христе. Светский Новый год становится всего лишь переменой цифры, его можно с таким же успехом праздновать в любой день года. Это новый год, который происходит до Рождества Христова. И в этом случае не понятно, кто же управляет временем и кто его обновляет? Он лишен какой-либо событийности и эту пустоту хотят заполнить дедом морозом, который выполняет все желания. Вместо евангельского осмысления времени мы получили взамен детскую сказку.

Светский новый год всегда приходится на рождественский пост и является искушением для христиан. Приходится придумывать праздничные постные блюда. Но главная духовная проблема состоит не в посте (есть великие праздники, которые мы празднуем именно постом, как например, Крестовоздвиженье), а в том, что он празднуется, когда Христос еще не родился, то есть без Христа. Нужен ли нам Новый год без Христа? На этот вопрос ответил Сам Христос: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Довольно дерзко и опасно входить в новый год без Родившегося Христа.

Вот и весь ответ нужно ли праздновать Новый год 19 декабря (1 няваря н.ст.).

Очевидно, что этот «новый год» на самом деле не является никаким годом. Он попущен в искушение и испытание верных. В этот день мы никого не встречаем, потому что не пришел еще Христос, до встречи с Ним остается еще семь дней, а когда Он придет, тогда принесет и новое время, и настоящий новый год.

В старину существовало простое, но очень понятное выражение «лезть поперёд батьки», то есть стремится сделать что-либо раньше того, кто больше этого заслуживает, имеет больше оснований. Со светским Новым годом именно так и получается: это год лезет поперед батьки.

Что же делать с ним? Не замечать и игнорировать вряд ли получится: вас все поздравляют, на работе устраивают корпоративы, за окном гремят во всю петарды. Удаляться и уезжать подальше. Это ж куда надо будет уехать, чтоб «не слышать шума городского». Да и слишком много чести этому дню. Я для себя положил другое. Определил этот день как предпразднество Рождества Христова, которое, кстати, и начинается на другой день (20 декабря/2 января). Если я оказываюсь среди празднующих новый год, говорю себе и другим, что это всего лишь праздник приближения Рождества, репетиция настоящего Нового года. Если я не имею возможности изменить обстоятельства, то в моей власти их переосмыслить.

Я знаю, что буду праздновать настоящий Новый год после встречи Рождества Христова, а это всего лишь подготовка праздника, его генеральная репетиция.

Старый Новый год — это наше национальное достояние.

Это прежде всего христианский Новый год, потому что именно по юлианскому календарю жил на земле Спаситель. В Палестине во времена Христа сосуществовало параллельно два календаря - иудейский и римский. Накануне пришествия Христова в 45 году до н. э. в Риме был принят календарь, разработанный александрийскими учеными-астрономами и названный в честь императора Юлия Цезаря, по указу которого он был введён. Этот календарь существует до сих пор и называется старым стилем. Старый Новый год мы встречаем со Христом, а не с дедом морозом.

Старый Новый год - это православный Новый год, потому что его благословила, приняла и хранит Православная Церковь. Этот Новый год освящен тем, что его праздновали наши великие святые, начиная от святителя Димитрий Ростовского, это и святитель Тихон Задонский и прп. Серафим Саровский и св.Иоанн Кронштадтский, который в этот день всегда произносил праздничную проповедь. Новый год по григорианскому стилю должен быть назван католическим, потому что он был  введён указом папы римского Григория XIII в католических странах (4 октября1582 г.).

Старый Новый год - это царский Новый год, потому что он был введён в России православным царем Помазанником Божиим Государем Императором Петром Великим 30 декабря 1699 года и наступление 18 века Россия праздновала 1 января.

Светский Новый год по григорианскому календарю стал следствием большевистского переворота и был введен 14 февраля 1918 года декретом Совнаркома, подписанным В.Ульяновым. Старый Новый год царский потому, что его встречали все наши великие цари, начиная от Петра Первого и до царя-мученика Николая Александровича. Нужно дорожить Старым Новым годом, - это то немногое, что у нас осталось от великой Царской России.

Старый Новый год — это наш русский Новый год. Наши предки праздновали его в течение веков (гораздо больше, чем светский Новый год). С ним связано много духовных и культурных традиций. Этот Новый год объединяет нас всех со всем нашими предками. Он стал одним из признаков нашей русскости, объединяющих всех русских людей на всех континентах. Этот Новый год обеспечивает наш национальный суверенитет.

Старый Новый год — это наше русское чудо, когда невозможное становится возможным. Только у нас в России возможно, чтобы новое было старым, а старое новым. В этом сокрыта  глубокая мудрость, состоящая в том, чтобы в погоне за новым не забывать старое, и в то же время не останавливаться на старом, но стремиться к новому. 

Нужно держаться за Старый Новый год как за духовное сокровище нашего народа, хранить его как мы храним наши границы, как мы храним наши святыни.

Хочется поздравить всех братьев и сестер с нашим настоящим Старым, но не стареющим и всегда Новым годом, Православным, Царским Русским Новым годом и пожелать, чтобы он никогда не прекращался на нашей земле.

Протоиерей Геннадий Беловолов, директор Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Протоиерей Геннадий Беловолов

Ваша статья проясняет многие нюансы русской религии.А именно,что Человек был Сотворён Богом на восьмой день Творения,поэтому обрезание являлось и является аргументов в пользу Старого Нового Года.Дух и плоть Человека на Свет Божий в восьмой День Творения.Всё просто,спасибо!Св. Ириней учил о том, что человек мог быть сотворён не только в шестой, но и в восьмой день: в шестой – перстный человек, а в восьмой – плотской
Русский Иван / 16.01.2022 18:15

3. Старый новый?

Я прошу прощения, но что такое "старый новый год" и что можно праздновать 14 (1) января, кроме Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого, мне не понятно от слова "совсем".
Я понимаю, ЧТО мы празднуем 14 (1) сентября - Церковное новолетие.
Я понимаю, когда мы 31 декабря или 1 января служим благодарственный молебен Господу за год прошедший - государство, в котором мы живем, гражданами которого являемся заканчивает один год и вступает в год новый.
А вот "старый новый год" для меня не понятен.

2. Русский Новый Год!

Пусть в России начнётся, наконец, русская весна и торжество русского православного государства!
Vladislav / 15.01.2022 00:21

1.

Слава Тебе Господи, Слава Тебе!!!
Серёга Чудиса / 14.01.2022 18:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Геннадий Беловолов
Старый Новый год – наше национальное достояние
Поздравляю всех братьев и сестер с нашим настоящим Старым, но не стареющим и всегда Новым годом, Православным, Царским Русским Новым годом
14.01.2022
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Аксиомы Достоевского
Фёдор Михайлович нам нужен не только в юбилейные годы - он нам нужен всегда!
12.11.2021
«Здесь по-особому чувствуется его небесное покровительство и молитва»
На малой родине св.Иоанна Кронштадтского – в селе Сура Пинежского района Архангельской области – появился памятник великому русскому святому
05.11.2021
«Российская Империя как фигура умолчания»
О причинах забвения 300-летия Российской Империи
03.11.2021
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от В.Р.
22.01.2022 04:43
В прорубь – в маске, в раздевалку – по QR-кодам
Новый комментарий от Ксения Балакина
22.01.2022 02:49
Мавзолей, что под башней Татлина
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
22.01.2022 02:02
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.01.2022 01:33
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от В.Р.
22.01.2022 01:08
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Адриан Послушник
22.01.2022 00:25
Русский ультиматум для Казахстана. Пора отдавать долг
Новый комментарий от Адриан Послушник
22.01.2022 00:11