Встречи друзей и единомышленников со скульптором Николаем Александровичем Селивановым там, где он создавал свои шедевры, сами становились своеобразной мастерской мыслей о самом главном для народа – о Боге, о несокрушимом, о правдивости.
Но первая – о Сергее Есенине. К разработке темы рязанского соловья ваятель приступил еще до разблокирования имени этого поэтического гения. Мы с Николаем Селивановым без малого сверстники, не знали ни в школьные ни в институтские годы творца, воспевавшего «всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь». В этой связи позволю себе процитировать собственные строки:
Рвал мое поколенье фугас
В Минске, Вязьме, избушках селений.
Да еще вырастали без вас,
Карамзин, Достоевский, Есени.
Понимаю – фашисты, война.
Почему же, ведь мы победили,
Не давали нам знанья сполна,
Не открыли великих фамилий?
Приходившие на огонёк в мастерскую Н.А. Селиванова, как видно по мне, чрезвычайно родные по духу люди. И – глубинно укоренённые в во всем отечественном. Да и в самом генетически памятливом обществе. Тому тоже есть поразительное подтверждение.
Разблокировав Есенина, страна один за одним в сжатые сроки выпустила пять изданий его стихов. И, несмотря на это, когда объявили безлимитную подписку на русских классиков, уроженец Константинова в этом ряду оказался впереди всех!
Скульптор же Н.А. Селиванов, получается, опередил даже названные явления в постижении отторгнутого на десятилетия от народа классика, произведения которого были изъяты из всех наших библиотек. В этом весь удивительной красоты и душевного здоровья тот, с кем прощаемся сегодня.
Вместе с ним мы первыми, пусть в узком кругу, поставили многие вопросы современного бытия. Например, о таком противоречии. «Де-юре» русских в России нет, но «де-факто» – их 80 процентов. Ум успокаивается только на абсолютной истине. Когда все общество, как мы в мастерской скульптора, постигнет это, его ум тоже в данном пункте придет к гармонической гуманности. Как и в других случаях.
Без Селивановых не было бы сегодня в культуре России изумительного творчества Сергея Есенина, как не было его в детские, юношеские и годы зрелой молодости моего поколения, детей войны. Подвижники, отстаивание ими главного в жизни спасают человеческую природу от развращения, от унижения ее до исполнения абстрактных функций.
Хотя пришлось мне однажды сказать по другому поводу, но времена и основы жизни перекликаются: «Против нас нет мощнее оружья –// Ураганно исчезнем с Земли без святынь!»
Мир праху великого скульптора Николая Селиванова. Покой его душе.
Владимир Тимофеевич Фомичев, член Союза писателей России, академик Международной Славянской академии, имеющий свой скульптурный портрет, созданный Н.А. Селивановым