11 ноября 2021 года на сайте «Центра по проведению спасательных операций особого риска» прочитал сообщение о том, что с 14 по 21 ноября 2021 года на портале экодиктант.рус. пройдёт Всероссийский Эко-диктант. Акция посвящена теме ресурсосбережения и считается крупнейшим в России эколого-просветительским онлайн-проектом.
Эта часть сообщения не вызвала никаких вопросов. Эколого-просветительские проекты необходимы для молодёжи, которая бездарно расходует электроэнергию своими гаджетами.
Однако продолжение текста привело меня в некоторое недоумение. «В этом году диктант будет включать вопросы как по глобальной повестке экологических, климатических, энергетических, арктических проектов, так и по Перечню инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года, содержащим разделы "Политика низко-углеродного развития", "Генеральная уборка", "Экономика замкнутого цикла"».
Я решил, что текст будут начитывать из учебника по экологии, в котором будут освещаться вышеперечисленные темы. Но оказалось, что всё не так просто.
На сайте «Комсомольской правды» была опубликована статья «Всероссийский экологический диктант 2021», в которой снова была текстовая каша.
«Тест Экологического диктанта состоит из 25 вопросов. Причем тестовые задания помогают участнику не только показать знания по экологии, но и продемонстрировать широкой кругозор, начитанность и внимательность. Участники 2020 года отметили, что вопросы были вдохновляющими и мотивирующими к изучению природы. И это не удивительно, поскольку проверить свои знания можно в разных областях охраны окружающей среды, касающихся глобальных и бытовых вещей. Ко многим заданиям даются простые и понятные инфографики, которые позволят выбрать правильный ответ».
Тест или диктант запланирован организаторами?
Диктанты мы писали, начиная со второго класса. Представление об этом процессе у меня несколько иное, после окончания школы прошло много времени, поэтому решил проконсультироваться у интернета, задав вопрос: «Что такое диктант». В ответ получил: «Диктант (лат. dicto «диктовать» от dicere «говорить») — вид обучения правильному письму для закрепления навыков и проверки знаний учащихся при изучении какого-либо языка. При этом преподаватель медленно читает, а ученик записывает его слова по слуху. Используется при обучении правописанию и расстановке знаков препинания. В качестве данных для начитки чаще всего используются отрывки из художественных произведений.
Тест - Психотехническое испытание, состоящее в том, что испытуемому предлагается решить одну или несколько задач для определения тех или иных его способностей - памяти, внимания, быстроты реакции и т.д.
Во время диктанта, текст диктуется. Если задаются вопросы, значит это не диктант, а тестирование.
Вроде бы какая разница, диктант или тестирование, но «Проект реализуется при поддержке комитетов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, а также 17 федеральных министерств и ведомств». Среднестатистический гражданин, получивший образование в СССР, может заподозрить сотрудников вышеперечисленных ведомств в безграмотности, несмотря на то, что вряд ли кто из правительства России вникал в суть лингвистической проблемы. Не исключено, что бумаги готовил клерк, получивший на ЕГЭ по русскому языку 100 баллов, но сделавший 3 ошибки в названии своей специальности при поступлении в университет.
Интернет сообщает: «ЕГЭ был введен во Франции после того, как бывшие французские колонии в Африке стали независимыми государствами. Во Францию хлынула волна афро-иммигрантов. Образование их было настолько примитивным, что внятно отвечать они могли на уровне "да", "нет"... Многие из них считать умели только до десяти. Все, что дальше, обозначали словом "много". Слышали, что существуют миллионы, но сколько это, точно не представляли.
Именно из-за них и была упрощена система экзаменов, введен ЕГЭ и тестовая система опроса, при которой умение размышлять подменяется угадыванием. Уже через год во Франции начались демонстрации, волнения... Народ протестовал, мышление молодежи из многополярного начало превращаться в двуполярное. Короче, хотели, как лучше, а получилось по Черномырдину!
Однако французы оказались молодцы! Жить по пророку будущего не захотели. Через три года правительство Франции вынуждено было от новшеств отказаться, потому что тупеть начал не только французский народ, но и само правительство».
Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования: именно он начал масштабную реформу. По планам, ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах. Для этой цели были выбраны тесты, которые можно было бы проверять автоматизировано. Эксперимент стартовал в 2001 году. Первыми регионами-участниками стали республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. В первом ЕГЭ приняли участие более 30 тысяч выпускников.
В последнем абзаце есть неточность. Единый государственный экзамен существовал и в СССР. В один день по всей стране школьники садились за парты. Комиссия вскрывала конверты с заданиями и начинался письменный экзамен. Филиппов стал идеологом тестирования. Поэтому получившим тестовое образование, всё равно, что диктант, что тест.
«Экологический диктант» мелочь по сравнению с тем, что из-за лингвистической неразберихи Россия может понести экономический ущерб в 72 триллиона рублей.
Получившие тестовое образование, не задумываются над тем, почему если главный виновник парникового эффекта углекислый газ, эффект не назвали углекислотным?
Правительству, Думе и 17 министерствам необходимо потребовать от организаторов «Экологического диктанта» совмещения сути мероприятия с его содержанием.
Александр Николаевич Уфаев, инженер-геодезист, публицист