На недавнем Валдайском форуме президент России сказал: «На предстоящий период мирового переустройства, которое может продолжаться довольно долго и окончательный дизайн которого неизвестен, умеренный консерватизм – самая разумная, во всяком случае, на мой взгляд, линия поведения. Она неизбежно будет меняться, разумеется, но пока врачебный принцип "не навреди" представляется наиболее рациональным». И еще президент сказал, что «структурообразующей единицей мирового устройства является только государство».
Если чуть перефразировать, то будущее в существенной степени известно. Это – государства и отношения между ними. Неизвестен лишь дизайн межгосударственных отношений.
Дизайн межгосударственных отношений, по смыслу, это все-таки оформление мира, в том или ином его виде. Причём, мира возникшего не из войны, как это обычно было в истории, а возникшего из взаимопонимания и соглашений. Но как раз такого в истории никогда не было! Потому и неизвестно, как это будет выглядеть.
Человечество пришло в своём развитии к некоему общему стандарту, в котором практически стёрты смысловые различия капитализма и социализма, монархии и демократии.
Социализм неизменно предлагает обществу государственный капитализм, как собственность бюрократии. Бюрократия же превращает общую собственность в частную, в свою.
В то время как капитализм идет по пути социализации. Капиталистическая Швеция реально построила общество развитого социализма лет на тридцать раньше, чем о построении такового объявил социалистический СССР, при этом существенно уступая в социальности общественных практик.
В то же время монархии устойчиво обеспечивают эффективность демократических институтов в своих странах. Тогда как демократии явно страдают от злоупотребления правами, вторгаясь даже в природу человека.
На фоне пророчеств о смерти государства как то подзабыто, что все личные, корпоративные и международные права исторически возникли и развились под зонтиком авторитета именно государственной власти и что без нее гарантирован только хаос и война всех против всех.
Президент подробно остановился на текущем мировом кризисе, описал его природные, социальные, экономические и мировоззренческие характеристики. Дал понять, что дальнейшее неконтролируемое развитие кризисных явлений приведёт к хаотизации культурной, экономической и политической сфер внутренней жизни государств и сфер их соприкосновения. И это все в условиях отсутствия международной стратегии будущего!
В конечном счете, В.В. Путин сформулировал простой и единственно возможный способ реального выживания международного сообщества в обозримой перспективе. Это разумный консерватизм!
Такой консерватизм с опорой на традиции является единственно возможной мерой общественного регулирования вплоть до выработки кем-то и когда-то, какой-то внятной стратегии международного развития.
Из этого вытекает, что государственное устройство будущего и формы владения ресурсами, культурно этические нормы, без которых общества и государства не могут существовать, а государства не могут между собой договариваться, должны соответствовать критериям традиции.
Человек остаётся человеком, а не сочетанием робототехники с биологическим материалом. Вне совершаемых путём психологического и государственного насилия экспериментов по изменению пола и сознания за счёт вживления технологий. Вне подавления богоданной свободы воздействием, принципиально изменяющим традиционные признаки человека и его поведение.
В итоге, простые выводы.
Неведомый дизайн будущего касается только межгосударственных отношений. Дизайн внутри структурообразующих человечество государств давно известен во всех возможных вариантах общественно-государственных устройств. И различия этих вариантов уже несущественны, так как человечество их все прожило до их логического конца и в зеркале истории увидело себя как неизменное явление.
В сущности, государственное структурирование сегодня – это сочетание управления и самоуправления на основе нравственных ценностей, выработанных в глубинах человеческой истории религией, всегда явно или неявно главной в структуре человеческого сознания.
Особенностью современного этапа государственного строительства является информационно-технологическое доминирование коммуникаций, что, видимо, изменит взаимодействие народов и их властей, сделав его более непосредственным.
Дизайн будущего внутри самих государств если частично и неведом, то лишь в части меры технологического вмешательства в жизнь и управление обществом. Похоже, что грядет частичная трансформация депутатского представительства населения в собрание экспертов, что предполагает как повсеместное многоуровневое представительство (уровень выборных экспертов и уровень народного депутатского контроля), так и широкое внедрение искусственного интеллекта в решение оперативных вопросов. Вероятно то, что воздействие населения на управление благодаря технологиям коммуникаций, станет более непосредственным. Но это не изменит уже исторически проверенной схемы государства, сущность которой в более широком и более непосредственном участии населения в вопросах управления, в сочетании с авторитетом государственной власти.
Здесь следует сказать о том, чего В.В. Путин, как Президент секулярного государства, вслух сказать не мог, но о чём дал понять... Имеется в виду религиозная подоплека истории и современности, застланная флером торжества технологий и научного знания.
В конечном счете, основные, озвученные в речи проблемы, являются проблемами смыслов, в поиске которых находится современный мир. Прошлое характерно тем, что смыслы, как и религия, их создавшая, были всем понятны. Но условия были таковы, что эти смыслы нельзя было реализовать, так как не было ограничителей политики силы в борьбе за ресурсы.
Сейчас ситуация характеризуется тем, что смыслы, как и религия всё более непонятны обществам, увлечённым разнообразием технологий, суть которых путают с возможностями Творца.
Пребывая в этом заблуждении, секулярный мир, обладая технологическими возможностями сдерживать насилие при решении вопросов передела ресурсов (рынки тоже, в известной мере, ресурс), уже не понимает, как использовать такие возможности. Ведь религиозные смыслы практически забыты. И технологии только новые игрушки для удовлетворения старых страстей.
Человечество, за счёт мощи оружия, достигнув возможностей бесконечного мира, продолжает играть в войну, соревноваться, главной целью существования продолжает считать накопление ресурсов (богатства), как бы ментальный эквивалент запасов пищи в целях выживания.
Мы продолжаем жить в парадигме ожидания худших времен, опасаясь, что придётся конкурировать за пищу, воду, жизненное пространство и просто за право жить. Все эти смысловые артефакты продолжают руководить мировой политикой, культурой, текущей повесткой межгосударственных отношений. В то время как реальность уже давно предоставила возможность помирить противостояния государств, потому что практически исключена возможность перерастания противостояния в военную фазу. А также потому, что возможность избежать планетарных угроз, которыми чревато будущее, существует не на поле битвы друг с другом, а только в нравственном поле солидарности стран и народов, их экономических, научных и нравственных потенциалов.
Понятно, что солидарность при многообразии полов, сексуальных ориентаций, при отрицании нравственности, вообще невозможна. Поэтому Путин говорил о поиске смыслов, на которых может быть основано будущее. А смыслы не могут появиться без религиозного ренессанса.
А вот возможность такого ренессанса, как основы для формулирования всем понятных смыслов и является той неизвестной частью дизайна мирового переустройства, о которой, не озвучив, тем не менее, сказал Президент.
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист