В официальный День памяти жертв политических репрессий мы должны вспомнить, что те, кто принял кончину за веру, почитаются в Церкви как мученики, многие из которых прославлены, а многие еще только прославляются как святые. В последние месяцы в Петербургской епархии проходит процесс прославления нового священномученика Петроградской Голгофы.
Мученикам для канонизации в отличие от других ликов святых не требуются посмертные чудеса. Достаточно исповедания веры, страдания и мученической смерти за Христа.
Но протоиерей Михаил Союзов, настоятель Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге после революции и погибший как мученик в тюрьме 1922 году, являет многие чудеса. И я являюсь их свидетелем.
В середине сентября мне позвонил протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора, который уже много лет возглавляет Комиссию по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии. Он пригласил меня поучаствовать в работе комиссии по вопросу канонизации протоиерея Михаила Союзова. Я был удивлен, потому что никогда не занимался изучением его жизни. Но отец Владимир напомнил, что его предшественник по настоятельству в Князь-Владимирском соборе начинал свое служении в Андреевском соборе Кронштадта, был духовно связан с Иоанном Кронштадтским. Он попросил меня рассмотреть эту тему подробнее.
Я был благодарен за почетную и благодатную возможность участия в прославлении нового святого нашей Церкви. Секретарь комиссии Екатерина Михайловна Карловская прислала мне уже подготовленные материалы и жизнеописание протоиерея Михаила Союзова.
Я посмотрел формулярные списки Андреевского собора и обнаружил, что диакон Михаил Союзов после окончания С.-Петербургской духовной академии 28 августа 1893 года был определен псаломщиком в штат Кронштадтского Андреевского собора, а 10 октября рукоположен во диакона и потом течение почти двух лет до апреля 1895 года служил в штате собора. Отец Михаил Союзов породнился с диаконом Андреевского собора о.Николаем Стефановским, женившись на его дочери Антонине Николаевне, выпускнице Кронштадтской Александринской женской гимназии.
Впрочем, все эти сведения были уже известны и включены в материалы комиссии.
Что касается духовной связи с Иоанном Кронштадтским, отец Михаил имел счастье почти два года сослужить Всероссийскому пастырю в Кронштадте, проникся высотой его служения и всегда оставался его глубоким почитателем. Он навсегда стал примером иерейского служения для молодого батюшки. В одном из поучений отец Михаил, будучи законоучителем кадетского корпуса, приводил в пример своим воспитанникам веру Кронштадтского пастыря: «Почему отец Иоанн Кронштадтский всегда такой жизнерадостный, светлонастроенный? Потому что он глубоко верующий, потому что крепко надеется на Бога, постоянно стремится к Богу, в Нем Одном находит для себя источник утешения, успокоения, умиротворения и спасения, и Бог действительно с ним и всегда является заступником и помощником ему. А этот дар глубокой, чистой и искренней веры и крепкой надежды на Бога отец Иоанн приобрел через неослабную и неотступную молитву к Богу». Отец Иоанн был частым гостем в семье отца Михаила и даже предсказал кончину его тестя, диакона Николая Стефановского, служившего в Андреевском соборе.
В 1895 году по благословению о.Иоанна Кронштадтского о.Михаил был рукоположен в священника и назначен настоятелем церкви св.Александра Невского Второго кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. На этом месте он прослужил более двадцати лет и только после революции, когда был закрыт этом храм, он был переведен во Введенский храм на Петроградской стороне, а в 1919 году назначен настоятелем в Князь-Владимирский собор. В 1922 году протоиерей Михаил Союзов был арестован по делу митрополита Вениамина и 5 июля 1922 года приговорен к 3 годам тюремного заключения строгой изоляции. 19 октября того же года скончался в тюремной больнице.
Было интересно, есть ли упоминания имени отца Михаила в Дневниках св.Иоанна Кронштадтского? По их близким служебным и духовным отношениям можно было ожидать такие упоминания. Я проштудировал Дневники о.Иоанна за эти годы и действительно нашел интересное упоминание. В Дневнике за 1894 г. о.Иоанн сделал запись, свидетельствующую как о его дружеских взаимоотношениях с о.Иоанном, так и его о глубоких духовных интересах: «Диаконом Михаилом Союзовым взяты пять книг толкований Преосвященного Феофана на Послания и одна книга Петра Дамаскина».
Такова жизнь и мученическая кончина петроградского протоиерея Михаила Союзова. Но где же чудеса, спросите вы?
Чудеса для меня начались, когда я обратил внимание в материалах комиссии на место рождения петроградского протоиерея: «Протоиерей Михаил Феодорович Союзов родился 12 мая 1869 года в пос. Жерновицы Покровской волости Устюженского уезда Новгородской губернии в семье священника Жерновской церкви Феодора Союзова. Последним местом служения отца Феодора стала церковь села Озерево Тихвинского уезда Новгородской губернии».
После этой информации я был в крайнем удивлении. Перечитал несколько раз: быть не может, ведь родина отца Михаила, поселок Жерновицы, находится относительно недалеко от Сомино, хотя и в другой – Вологодской области, - до революции это был один Устюженский уезд Новгородской области. А место последнего служения его родителя священника Феодора Союзова пос.Озерево вообще располагается рядом с Сомино (по прямой 20 км), и я имею отношение к этому храму: много раз бывал в этом красивом месте на берегу реки Чагоды, служил в Троицком храме. Получается, отец Михаил наш земляк, он потенциально святой не только Санкт-Петербурга, но и нашего дальнего края. Обрести имя святого того края, где я служу уже целых тридцать лет, - стало для меня большим открытием, которое я и называю чудом. Ведь отец Владимир Сорокин предложил мне участвовать в деятельности его комиссии, не зная о связи о.Михаила Союзова с моим дальним приходом, он имел в виду исключительно его связь с Кронштадтом. Я вообще мог бы не узнать об этом святом (вплоть до его прославления).
Дальше чудеса продолжились. Хотя родина о.Михаила Союзова и располагается недалеко от Сомино, но в деревне Жерновицы мне не приходилось бывать. После открытия его имени я в начале октября посетил это место. В настоящее время Жерновицы — это деревня в Чагодощенском районе Вологодской области, входит в состав Покровского сельского поселения. Перед дорогой заглянул в «Википедию», где есть статья об этой малой деревне, в которой, как было указано, проживает «по переписи 2002 года — 1 человек». По опыту знаю, что в такой статистике указывают обычно прописанных жителей, поэтому реальное количество жителей особенно в летний период может быть в разы больше. Поэтому я ехал в полной уверенности, что встречу местных жителей, расспрошу их о деревне, о храме, а, может быть, они вспомнят и о священнике Союзове.
Но когда в поселке Покровский, расположенном в 10 км от Жерновиц, я спросил, как доехать до деревни, на меня посмотрели несколько удивленно: «А что вам там надо?» Я рассказал, что это место связано со священником, которого предполагают прославить как святого. Мне объяснили и проводили недоуменными взглядами, смысл которых я понял, только приехав на место. Чем ближе я приближался к Жерновицам, тем грунтовая дорогая становилась все более узкой и глухой, и у меня все более возникло смутное предчувствие, что деревня может оказаться нежилой. Когда в зарослях кустов я увидел первый дом, стоявший без окон и дверей, самые горькие предчувствия подтвердились. Деревня было брошенной и пустой, я не встретил в ней ни одного человека. «Википедия» безнадежно устарела. Да и можно ли назвать деревней оставшиеся всего три дома, к тому же разбросанные в разных сторонах?! И без того грустная картина дополнялась осенним пейзажем с падающими листьями и заходящим солнцем. Я пытался сориентироваться на местности, чтобы определить центр села, место храма, церковного дома. Все это здесь было! Но ничего не осталось... И все равно это место было мне дорого. Здесь родился будущий святой, здесь служил его отец, здесь была многовековая жизнь. Неужели ничего не сохранилось от родины святого? Ну хотя бы хоть что-то... Ведь мог святой сохранить что-нибудь на память о себе?! Так думал я, когда прямо из Жерновиц позвонил одному знатоку местного края. Как ни странно, но интернет здесь работал исправно. На мой вопрос я услышал информацию о том, что старинный Никольский храм в Жерновицах был разрушен еще до войны, от него оставалась только шатровая колокольня, представлявшая большую архитектурную ценность. Ее сруб сохранялся вплоть до начала XXI века. В брошенной деревне ей грозило полное разрушение. Но неожиданно у колокольни появилась новая жизнь: при строительстве нового храма в районном центре поселке Чагода было принято креативное решение построить новую колокольню по образцу жерновской и использовать в ней часть сохранившихся венцов старой колокольни. Я был поражен. Много раз бывал в Чагоде, видел красивый рубленный храм прп.Евфросина Синозерского, даже приходилось сослужить в нем. Рядом с ним красуется высокая колокольня, на которую опять же приходилось подниматься и звонить в колокола. Так неужели это та самая колокольня, которая стояла в Жерновицах и на которую непременно в детстве много раз поднимался мальчик Миша?! Мой знакомый даже не подозревал, что ответил на мой внутренний вопрос. Я воспринял его как ответ самого священномученика и был поражен как скоростью, так и смыслом ответа. Значит, родина святого все-таки осталась, несмотря на, казалось бы, полное разрушение деревни! Ее все-таки можно увидеть. Разве это не чудо?! В конце мой собеседник добавил: «А колокол с жерновской колокольни был снят и перевезен в Сазоново, где повесили на колокольне действующего Покровского храма. Сазоново стоит еще ближе к Сомино. Этот храм я тоже хорошо знаю и не раз там бывал. Это известие стало печатью, удостоверившей для меня чудесную подлинность событий. Оказывается, что родину священномученика можно не только не увидеть, но и услышать.
В 1875 году, когда Михаилу Союзову исполнилось шесть, его отца священника Федора Союзова перевели из Жерновиц в Троицкий храм в Озерево. Здесь прошли годы детства и юности будущего священномученика. Отсюда он уехал на учебу в Боровичское духовное училище, а потом в Новгородскую семинарию. Судя по всему, в Озерево умер и похоронен его родитель — священник Феодор Союзов. Как я уже писал, это село расположено всего в 20 км от Сомино. Ныне это Бокситогорский район Ленобласти. В деревне чудесным образом сохранился каменный храм 1845 года постройки. Еще большим чудом стало то, что, несмотря на малое количество жителей (по официальной статистике на 1 января 2013 года в деревне числилось 10 домохозяйств), храм удалось восстановить. В нем два освященных придела — Троицкий и Георгия Победоносца. В храме хорошо сохранились академические росписи XIX века.
С этим селом связана необычная история памятника Императору Александру Николаевичу. Благодарные крестьяне собрали средства и поставили красивый бюст своему Царю-Освободителю. В советское время его, как водится, большевики сбросили, а вот цельный каменный постамент оставили, хотели установить на своего вождя. Но что-то помешало, и постамент остался стоять пустой вплоть до нашего времени, став местной достопримечательностью. Год назад в селе вспомнили о Царе. Районный депутат Олег Павлович Балбеков решил вновь собрать средства на восстановление памятника Российскому Императору. Его вдохновлял пример его бабушки, которая рассказывала ему, как она еще в молодости жертвовала трудовые рубли на бюст Царю. Эта невероятная и непридуманная история завершилось открытием 20 июня 2021 года нового памятника Александру II на старом постаменте. Я сподобился освящать этот удивительный бюст.
А на другом берегу Чагоды стоит деревянный Никольский храм XVII века, в котором экспедиция реставраторов в 1960-е гг. обнаружила ценнейшую древнюю икону святителя Николая с житийными клеймами. Очевидно, что перед этой иконой также молился будущий священномученик. После научной реставрации икона была помещена в основной экспозиции Русского музея и сейчас находится рядом с шедеврами Андрея Рублева и Дионисия. Разве это не чудо, что, придя в Русский музей, мы можем помолиться пред детским, хотя и древним моленным образом отца Михаила Союзова?
Практически все, что касается памяти мученика Русской Голгофы ХХ века, оказывалось овеяно какими-то необычными чудесными событиями.
Все это я и рассказал на заседании Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии, которая проходила 12 октября с.г. в актовом зале Князь-Владимирского собора под председательством протоиерея Владимира Сорокина. На ней присутствовало много духовенства, весь клир собора, профессора Санкт-Петербургской духовной академии, историки, архивисты, эксперты. Было сделано несколько глубоких сообщений. Каждый участник высказал свое суждение о возможности прославления протоиерея Михаила Союзова в лике святых. Общее мнение сводилось к краткой формуле: его жизнь, служение, исповедничество на процессе и мученическая кончина представляют собой безупречный образец православного священника и достойно прославления. Потом каждый поставил свою подпись под обращением к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию о ходатайстве перед Синодальной комиссией о прославлении нового священномученика Русской Церкви. Для меня это стало большой радостью и честью.
Символично, что это заседание проходило накануне дня его мученической кончины — 19 октября.
А в самый этот день на Смоленском кладбище, на сохранившейся могиле священномученика была отслужена соборная панихида его памяти, которую возглавил протоиерей Владимир Сорокин.
У подавляющего большинства Российских новомучеников отсутствуют точные места погребений, в лучшем случае это братские могилы на погребальных полигонах НКВД. Мы до сих пор не знаем места погребений митрополита Вениамина, протоиерея Философа Орнатского и др. Тем более ценно, что сохранилось погребение священномученика Михаила Союзова, которое располагается совсем рядом с часовней блаженной Ксении.
Конечно, предстоит еще определенная работа по канонизации и необходимо пройти какому-то времени, когда мы сможем помолиться еще одному петроградскому мученику Русской Голгофы ХХ века. Но сейчас уже очевидно, что масштаб святости нового святого будет охватывать несколько епархий: Петербургскую, Тихвинскую, Череповецкую. Он будет почитаться и в Санкт-Петербурге, и в Кронштадте, и на дальних приходах Вологодчины — в Чагоде и Сазоново, и в Бокситогорском районе — в Озерево, Сомино, Ефимовском. Все эти места обретут своего небесного покровителя, достойного пастыря, засвидетельствовавшего свою веру мученической кончиной.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма свв.апп.Петра и Павла села Сомино Тихвинской епархии
Священномученик Михаил Союзов
Жерновицы сегодня
Заседание комиссии по канонизации 12 октября 2021 г.
Материалы комиссии по канонизации
Никольский храм в Озерево
Озерево, место служения родителя о.Михаила - священника Федора Союзова
Икона св. Николая из Никольского храма с. Озерево, ГРМ
Иконостас Троицкого храма в Озерево
Колокольня Жерновской церкви, реконструкция. Художник О.А.Гусев
Чагода, воссозданная колокольня из Жерновиц
Могила прот. Михаила Союзова на Смоленском кладбище
Панихида на могиле прот. Михаила Союзова, 19 октября
Панихида на могиле прот. Михаила Союзова, Смоленское кладбище, 19 октября