itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Учреждения УИС на все 100% обеспечены молитвенными помещениями

Проблемы духовного окормления заключенных обсудили на онлайн-семинаре

0
431
Время на чтение 7 минут
Фото: fsin.gov.ru

4 октября Синодальный отдел по тюремному служению совместно с Управлением воспитательной, социальной и психологической работы Федеральной службы исполнения наказаний (УВСПР ФСИН России) провели в формате видеоконференции очередной обучающий семинар «Особенности совместной деятельности духовенства и работников УИС в сфере исправления, ресоциализации и духовно-нравственного просвещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС», сообщает Патриархия.ru.

Онлайн-семинар был организован для помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими и других священнослужителей — тюремных капелланов, назначенных руководителями епархиальных отделов тюремного служения. В образовательном мероприятии приняли участие начальники отделов территориальных органов ФСИН России по воспитательной, социальной и психологической работе с осужденными, сотрудники отделов и служб территориальных органов ФСИН России и подведомственных учреждений УИС. Для участия в мероприятии были приглашены также представители духовенства традиционных религий России — иудаизма, ислама и буддизма, входящих в состав межрелигиозных рабочих групп, которые действуют при территориальных органах ФСИН России во взаимодействии с руководителями иных религиозных организаций, официально зарегистрированных и не запрещенных в Российской Федерации, число последователей которых среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях УИС территориального органа составляет малую часть.

В работе образовательного семинара участвовали: от УВСПР ФСИН России — подполковник внутренней службы, начальник отдела организации работы с религиозными организациями ФКУ ЦНТЛ ФСИН России С.И. Гуров и главный специалист отдела по организации работы с религиозными организациями ФКУ ЦНТЛ ФСИН России священник Димитрий Бондаренко; от Синодального отдела по тюремному служению — заместитель председателя отдела священник Алексей Алексеев; от Центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России — главный научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными, доктор педагогических наук, профессор С.С. Оганесян.

К участию в работе образовательного семинара в дистанционном формате были приглашены преподаватели Академии права и управления ФСИН России профессор кафедры уголовно-исполнительного права В.Н. Чорный, старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права О.Г. Ананьев.

Семинар традиционно состоял из трех образовательных модулей — духовно-пастырского, психолого-педагогического и юридического, каждый из которых длился около 60 минут, информирует Патриархия.ru.

В рамках духовно-пастырского образовательного модуля с докладом «Духовно-пастырская работа в учреждениях уголовно-исполнительной системы в сфере профилактики распространения идеологии терроризма и экстремизма» выступил священник Димитрий Бондаренко. Он отметил, что в настоящее время проповедники и вербовщики пвсевдорелигиозного экстремизма стремятся представить свои призывы как вытекающие из основных положений традиционных для России религий, что находит благодатную почву в среде осужденных, а порой вызывает благорасположение и у самих сотрудников УИС, которые соотносят себя с той или иной религиозной организацией, не имея ясного представления о ее вероучении в отношении к важнейшим сторонам общественной и семейной жизни. Выступающий подчеркнул, что духовно-пастырская деятельность, проводимая тюремными священнослужителями, не должна ограничиваться занятиями в воскресных школах для осужденных, но должна простираться и на духовно-просветительскую работу среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. С другой стороны, культурно-просветительские, спортивные и другие мероприятия, организуемые представителями Церкви, не должны стать самоцелью, заглушающей интерес и доверие к традиционным христианским духовно-нравственным ценностям, которые в основе своей являются вечными нравственными ценностями, лежащими в основе основных мировых религий.

В рамках того же модуля с докладом «Вопросы функционирования молитвенных помещений и проведения религиозных обрядов и церемоний в учреждениях УИС» выступил священник Алексий Алексеев. Он озвучил основные проблемы духовно-пастыского окормления, возникающие при организации богослужебной деятельности Русской Православной Церкви в молитвенных помещениях, обустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и обозначил способы их возможного преодоления. Отец Алексий отметил, что из-за слишком длительного ожидания священников и их помощников-мирян при осуществлении досмотра на КПП, а также при обысках, производимых в тюремных храмах с нарушением норм неприкосновенности престола и священно-богослужебных предметов, находящихся в алтаре, возникает излишняя напряженность во взаимодействии духовенства и сотрудников УИС. Автор доклада напомнил помощникам начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими о том, что решение возникающих проблем заключается в периодическом напоминании сотрудникам УИС, задействованным в обыскных мероприятиях и проведении досмотра, о «Методических рекомендациях для священнослужителей Русской Православной Церкви и сотрудников уголовно-исполнительно системы "По вопросам осуществления взаимодействия, проноса предметов богослужебного предназначения, а также проведения органами УИС оперативно-режимных мероприятий в культовых объектах"», утвержденных и направленных в территориальные органы ФСИН России в 2013 году. В ежегодно обновляемом Приложении к «Соглашению о взаимодействии территориального органа ФСИН России и Религиозной организации» содержатся данные о тюремных священнослужителях и их помощниках-мирянах, при этом для священнослужителей и их помощников заранее оформляются пропуска установленного образца.

В настоящее время учреждения УИС на все 100 % обеспечены молитвенными помещениями, из которых канонически оборудованные тюремные храмы составляют 60 %, а остальные помещения представляют собой молитвенные комнаты, предназначенные для осужденных и их встреч с тюремными священнослужителями. В среднем по России в одном обустроенном храме (до объявления пандемии) в год совершалось 14 Божественных литургий. В Москве и некоторых регионах Центрального федерального округа Литургии совершаются еженедельно и даже чаще. Однако в ряде регионов Литургии в обустроенных храмах совершаются реже чем один раз в месяц. Главные причины такого положения дел — ограниченность ресурсов епархиальных тюремных отделов в сочетании с применением строгих режимных ограничений со стороны администрации учреждений УИС. При этом тюремный священник, как правило, вынужден самостоятельно изыскивать средства на выполнение в местах лишения свободы возложенного на него епархиального послушания (дорожные расходы, оплата труда певчих, алтарников, приобретение просфор, евхаристического вина, церковной утвари, облачений и т.д.)

Проблема обеспечения может быть решена, с одной стороны, за счет ежегодного проведения общеепархиальной благотворительной акции по сбору средств на нужды тюремного служения, что трудно назвать гарантированным решением организации тюремного служения. С другой стороны, имеется возможность обретения тюремным храмом статуса приписного к другому самодостаточному церковному приходу, способному обеспечить жизнедеятельность церковно-приходской общины тюремного храма. Этому был посвящен общецерковный документ «Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы», утвержденный 29 мая 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.

Докладчик подчеркнул, что в настоящее время в Московской городской епархии, где указанная проблема также актуальна, обсуждаются возможности упорядочения вопросов гарантированного обеспечения деятельности тюремных храмов и духовно-пастырского окормления осужденных. Столичный опыт решения проблемных вопросов может быть распространен и на другие регионы России.

В ходе психолого-педагогического модуля семинара прозвучали доклады С.C. Оганесяна «Роль священнослужителей в профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма в учреждениях УИС» и О. Г. Ананьева «Профилактика радикальных псевдорелигиозных явлений среди лиц, находящихся в местах лишения свободы (социально-педагогический аспект)».

Юридический модуль семинара был представлен выступлениями В.Н. Чорного «Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы как одно из основных направлений совершенствования и развития пенитенциарной системы России, определенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» и С.И. Гурова «О некоторых вопросах деятельности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», в котором автор доклада рассказал о взаимодействии ФСИН России и традиционных религиозных организаций, обозначив основные направления деятельности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Среди них — проведение религиозных церемоний и обрядов в условиях исправительных учреждений и изоляции от общества, профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в учреждениях УИС, профилактика суицидального поведения осужденных, работа с алко-наркозависимыми и иная деятельность тюремного духовенства традиционных для России религиозных объединений. Отдельно были затронуты вопросы, связанные с заключением «Соглашений о взаимодействии» между ФСИН России и региональными мусульманскими религиозными организациями в целях духовного окормления заключенных, исповедующих ислам.

Выступления вызвали оживленную дискуссию среди участников семинара. Было отмечено, что решение проблемных вопросов по профилактике распространения экстремистских, радикальных и псевдо-религиозных идей в учреждениях УИС и выстраивание методов работы по ресоциализации (повторной социализиции) осужденных за экстремизм и терроризм являются одними из важных и самых сложных направлений взаимодействия духовенства традиционных для России религиозных организаций и работников уголовно-исполнительной системы.

Участники семинара высказали пожелание, чтобы наиболее актуальные темы, выявившиеся в ходе дискуссии, были более обстоятельно изучены в рамках организуемых научно-практических конференций и круглых столов, а также научно-методических семинаров, традиционно проводимых в последние годы на базе высших учебных заведений ФСИН России совместно с Синодальным отделом по тюремному служению.

Проведение подобного рода обучающих семинаров в формате видеоконференции становится явлением традиционным и удобным для общения тюремных капелланов Русской Православной Церкви, включая представителей духовенства иных традиционных для России религий и сотрудников ФСИН России. Весной 2021 года уже проводилось в режиме ВКС аналогичное образовательное мероприятие, результаты работы которого были признаны положительными. В предстоящие годы планируется ежегодно проводить не менее трех обучающих семинаров на площадке ФСИН России, организуемых Синодальным отделом по тюремному служению и УВСПР ФСИН России, работа которых будет также транслироваться во всех территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, действующих на территориях субъектов Российской Федерации.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25