«Живите, как две птички»

Сирийские зарисовки

Война в Сирии и Ираке 
0
1807
Время на чтение 11 минут
Фото: Предоставлено автором

По приезде в Дамаск я остановилась у моей гостеприимной подруги. С Анжелой мы познакомились три года назад, когда, живя в Сайднайском монастыре, я долго и тщетно пыталась найти хоть кого-то, кто смог бы забрать меня и проводить в Дамасский исторический музей.

«Никто с тобой возиться не будет, – сказала однажды русская паломница, приехавшая в Сайднаю, к которой я обратилась с просьбой о помощи, – людям, к сожалению, сейчас не до гостей. Война!». А через некоторое время задумчиво добавила: «…разве что Анжела», – и протянула мне бумажку, на которой был нацарапан номер телефона.

Позвонив по указанному номеру, я услышала приятный голос с легким прибалтийским акцентом, бархатные нотки интеллигентности, женского обаяния и кашель курильщика. С живым участием Анжела начала расспрашивать меня, как я попала в монастырь, почему именно в монастырь, и зачем я хочу посетить музей, а, например, не рынок Хамедие, куда обычно рвутся все «туристы»? Да, она была немного удивлена моими обстоятельствами, а поэтому заинтригована. Впрочем, заинтригована была и я. Анжела мне сразу очень понравилась. Даже в телефонном разговоре от нее лучился добрый свет и очень редкое для военной Сирии мирное устроение души… Увы, война наложила на людей сильный отпечаток под названием «подозрительность» и «озлобленность». Мне, как человеку стороннему, этот момент был хорошо заметен и сильно огорчал.

После нашего разговора я принялась гадать, как же может выглядеть моя милая собеседница? И вот, совсем скоро мы встретились в Дамаске и, конечно же, Анжела оказалась красавицей, но не роковой, а наоборот – похожей на Ангела. Действительно, кто кроме Ангела отважился бы в военном городе, где на каждом перекрёсте КПП и проверки, где ещё свистят и разрываются израильские снаряды, ходить с совершенно незнакомым человеком по музеям, которые, чего и следовало ожидать, все до единого оказались на замке. Совершенно нелепая затея, но на тот момент я этого не понимала…

Так в моей жизни появилась Ангел-Анжела, о которой я хочу вам поведать на страницах моих сирийских зарисовок, ибо какая книга может обойтись без истории о прекрасной, истории о чистой, истории о самой настоящей любви?

Анжела Арафат жила в старинном арабском доме в одном из мусульманских кварталов центра Дамаска с названием Рукнетдин. Исторически это был курдский район. Отчасти курды проживают тут и в настоящее время, отстаивая свою независимость и свои права, именно поэтому квартал считается небезопасным. Хотя, при отце нынешнего президента Хафезе аль-Асаде о межконфессиональных, или межэтнических распрях здесь никто и не знал. В Сирии, как вспоминает Анжела, все конфессии и этносы раньше жили как одна большая семья. Лишь с приходом нестабильности старые конфликты разгорелись с новой силой. Теперь, если ты скажешь, что живёшь в Рукнетдине, то не всегда тебе подадут и руку. Но семью Арафат знают и уважают не только в квартале, где они проживали, их привечали во многих уголках Сирии. И дело тут было в доброй репутации.

Так уж устроено, что человек не может жить, не получая от жизни удовольствия. Кто-то становится заложником стяжательства, наслаждаясь каждой приобретённой вещью, кому-то приносит удовольствие власть, и он всякий раз будет демонстрировать свое превосходство, удовлетворяясь мнимым «могуществом», кто-то настолько увлечен собой и своей внешностью, что кроме себя никого больше и не видит в целом мире. Но мои друзья были такие редкие люди, которые получали удовольствие от того, что просто могли оказаться кому-то полезными – они почувствовали сладкий вкус жизни, делая добро ближним. Будучи совсем небогатыми, семья Арафат была фактически безотказна на помощь. Поэтому я и оказалась именно у них в доме, в такое-то сложное для всех время, совершенно на безвозмездной основе и с формулировкой: «Мариичка, живи у нас, сколько хочешь, чувствуй себя как дома!».

Когда я жила у Анжелы, мне казалось, что я попала в сказку «Тысяча и одна ночь»! Хоть дом, как я уже говорила, и не был богатым – в нём нельзя было найти предметов знаменитый арабской роскоши – очарование его заключалось в том, что само устроение, архитектура, а главное быт его обитателей были настолько аутентичны и непохожи ни на что прежде мною виденное, что не очароваться этой простой и мудрой в деталях самобытностью было просто невозможно.

Как рассказывали домочадцы, внешний вид арабских домов, не считая дворцов и мечетей, никогда не представлял собой ничего особенного. Даже в богатых и процветающих столицах почти все здания были одноэтажными и строились из самых простых и дешевых материалов: глины, ила, дерева или тростника. Вся их красота находилась внутри. Арабы, как и древние римляне, любили жить «внутрь» дома, а не наружу. Их домашняя жизнь сосредотачивалась вокруг внутреннего двора, а к улице поворачивалась глухими стенами, из которых выходила, в лучшем случае, пара маленьких окошек. Только иногда с внешней стороны устраивались «машрабии» – балкончики, забранные частыми решетками. Сидя в таких убежищах, домочадцы могли следить за происходившим на улице, оставаясь невидимыми для прохожих.

Теперь настоящий арабский дом – это редкость и мне повезло, что я жила именно в таком старинном доме. Но и его, как позже выяснилось, готовят под снос и вряд ли удастся спасти старого «дедушку». Реставрацией тут при нынешних условиях заниматься никто не будет. О чём говорить, когда практически весь исторический Дамаск стоит теперь в руинах? Страшное зрелище! Невосполнимые и жестокие утраты.

Арабский дом Анжелы нельзя было увидеть снаружи: он надёжно прятался в недрах городского квартала, куда нам приходилось пробираться через запутанную сеть узких переулков и дворов, застроенных в большей части уже по новому образцу невысокими многоэтажками, похожими на «хрущевки». В хаосе этих лабиринтов может не заблудиться разве что местный житель, хорошо знакомый с каждым поворотом.

В конце концов, мы оказывались в закрытом дворике, который в городе прежде имели все, даже самые скромные домишки. Собственно, сам по себе двор уже является частью дома.

Раньше, войдя в дом, гость, прежде всего, попадал в так называемый «айван» – большую гостиную или главный зал, откуда можно было попасть в другие помещения, разбегавшиеся по периметру двора. Все жилые комнаты, кроме айвана, имели небольшой размер и выглядели практически пустыми. Исторически в них не было ни шкафов, ни кроватей, ни кресел, вообще никакой мебели. Только вдоль стен стояли большие сундуки, в которых хранили одежду. Теперь немного иначе, но колорит, безусловно, сохранился. Уже давно дом семьи Арфат оказался поделен между братьями мужа Анжелы, и поэтому внутри появились лишние стены и перегородки, архитектура оказалась нарушена.

В центре нашего дворика устроился «сирдаб» – круглый маленький фонтан с проточной водой. Вода – это, безусловно, предмет роскоши для жителей Востока, поэтому фонтаны здесь в особом почёте. Раньше во время зноя тут даже спали или просто укрывались в тени плодовых деревьев, проводя время в приятной праздности. Анжела и все домочадцы очень любят свой маленький садик. В центре дворика растет и плодоносит красавец лимон, ему, по утверждению хозяина, минимум сто лет. По стенам вьётся дамасский жасмин, в горшках зеленеют пряные травы, зацветают бронзовые розы, наливаются соком горькие алые перцы – целый ботанический сад в миниатюре. Впрочем, это не только сад, но еще и огород: лимоны отправляются в кислые арабские соусы, перцы в острые приправы, а ароматные травы в овощные салаты. Анжела прекрасно освоила арабскую кухню и, что главное, очень любит готовить.

Особая церемония во всяком арабском доме – трапеза. Что интересно, столы здесь использовались только за обедом – их вносили в комнату на время трапезы, прямо вместе с блюдами, а потом выносили обратно. Удивительно, но эта традиция в доме Анжелы сохранилась до сих пор.

Особый колорит дому предают птицы. Их тут в огромной клетке, наверное, сотня! Дело в том, что муж Анжелы Диа Арафат, а теперь уже и его сын Зухер – ученик и продолжатель семейного дела – известны на Ближнем Востоке, как заводчики арабских канареек породы «беляди». Какие дивные трели раздаются тут каждое раннее утро, прикровенно напоминая о рае, о вечной красоте и любви.

Многие стороны повседневной жизни в мусульманских городах определяются жарким климатом. Почти везде вечера и ночи арабы проводили на крышах, наслаждаясь прохладой и простором. В нашем доме тоже была «жилая крыша» для отдыха и все так же, как сотни лет назад, по ночам, жизнь в арабском доме только начиналась...

Полуденный зной сменяет приятная прохлада, затихают канарейки в клетках, отзвучал последний на дню азан муадзина. Вся семья в сборе – супруги Диа и Анжела, их красавица дочь по имени Нур, что в переводе с арабского значит свет, а поэтому мы называем ее просто Светой, ее жених талантливый художник Ахмад, сын Зухэр и собака породы хаски по кличке Гост. Двор наполняется тихими голосами домочадцев, приглушенным смехом: каждый делится с семьей тем, как прошел у него день и что нового происходит в стране и мире. Но вдруг раздается унылый звук струны ауда, это Диа, хозяин дома, настраивает свой инструмент, чтобы тихо петь о любви. Вот, именно в такие милые семейные ночи Анжела и рассказала мне прекрасную историю своей жизни – историю о двух птицах.

Это были девяностые годы. Анжелика, юная девятнадцатилетняя девушка, работала на молдавском авиационном машзаводе в городе Оргееве контролером. Именно туда приехала на обучение делегация молодых специалистов из Сирии, в числе которых был талантливый Диа Арафат. Среди своих арабских коллег он выделялся мужественной красотой и… сладким, чарующим голосом. Все притихали, кода в часы отдыха от работы, Диа брал свой ауд, национальный сирийский инструмент похожий на домбру, и начинал петь протяжные и столь необычно звучащие для славян песни своих отцов, дедов и прадедов. Это были песни-молитвы, песни-премудрости, песни-притчи. Молдавские рабочие зачарованно умолкали, а девушки не сводили с юного арабского певца влюбленных взглядов. Медоточивые песни Диа растопили сердце и нашей Анжелики. Молодой сириец не мог не заметить, как наивно и чисто смотрели на него влюбленные глаза юной красавицы. В ее и его жизни это была первая любовь! Так начался их роман.

Через 9 месяцев Диа просил руку и сердце Анжелы у ее родителей, после чего возвратился обратно в Сирию. Прежде чем получить окончательный ответ от невесты, он, поступая как порядочный человек и убеждённый социалист, пригласил Анжелу в Сирию, чтобы та прежде могла оценить условия и образ жизни, с которыми ей придётся столкнуться в случае их свадьбы. Семья Диа была небогата, и было бы подло, воспользовавшись сердечным расположением девушки, обречь её на несчастье.

Анжела вспоминает, как горько плакала ее мама, отпуская девятнадцатилетнюю и домашнюю девочку в столь далекое и опасное путешествие. Анжеле предстояло на автобусах пересечь несколько границ, проехать через Румынию, Болгарию и Турцию, прежде чем она оказалась в старинном арабском доме Диа в Дамаске, где ей суждено было остаться навсегда.

Нет, ее не испугали ни бедность, ни жилищные условия, когда в одном доме ютились и родители и братья Диа, ни то, что в чужой стране она оказалась совсем одна, без знания языка, местных обычаев и порядков… ни то, что она была христианкой, а ее любимый из семьи мусульман. Хотя до сих пор Диа любит повторять, что он социалист, а Бог для всех людей один.

«Живите, как две птички», – такое благословение получили молодые от родителей Анжелы. В Дамаске сыграли скромную свадьбу и начали жить.

Тут-то и стала проявляться истинная сила любви. Анжеле было важно встроиться в новое для нее общество, поменять свой образ жизни и скорректировать мышление. Ей нужно было стать «своей среди чужих».

Анжела быстро подружилась с мамой Диа Сдихар. Девушка буквально стала тенью пожилой арабки, перенимая все навыки ведения хозяйства, национальной кулинарии и этикета. Анжела завела несколько тетрадей, куда записывала все, что могла усвоить. Отдельно вела записи в арабском словарике. Через какие-то полгода заговорила по-арабски. Через год уже изъяснялась бегло.

Вскоре появились детки, для которых Анжела стала идеальной матерью – заботливой и в меру строгой. Все свободное время она посвящала их воспитанию. Один раз дошло до того, что Анжелу вызвали в школу, учительница арабского языка умоляла «русскую» не вмешиваться в процесс обучения детей, поскольку у них появился явный русский акцент.

Видя такое искреннее желание Анжелы в полной мере разделить с мужем всю его жизнь без остатка, а главное, понимая, что только любовь способна на такие подвиги – Диа, конечно же, превозносил Анжелу, окружая свою славянскую красавицу нескрываемым обожанием и заботой. Постепенно Анжела стала предметом зависти и обсуждения многих из их окружения.

И вот, настал час, когда она добилась поставленной цели и в полной мере стала для арабского мира «своей». Это трудно объяснить, но чтобы понять, насколько ей удался эксперимент жизни, нужно просто один раз сходить с Анжелой на рынок, где она знает каждый поворот, каждую ступеньку и каждого продавца, или попасть в гости к соседям и увидеть, как запросто и как мило она с ними общается, нужно заглянуть к Анжеле на кухню, когда она заправски готовит там какое-то невероятное арабское блюдо, или послушать, как она хохочет и болтает по-арабски с подружками по телефону. Но вместе с тем никогда и речи не шло о том, чтобы надеть, например, хиджаб, или не рассказывать детям о русской и молдавской культурах. Нет, она в полной мере осталась собой, просто расширила свой внутренний мир до двух миров: своего и мира ее супруга. Анжеле нравится одеваться по-светски, громко говорить в арабском обществе по-русски. Ей нравится ее славянская красота и то, что по жизни она всегда в центре внимания. Но самое интересное заключается в том, что Диа полностью разделяет подобную «свободу» своей супруги. Более того, он всегда еще и подчеркивает, что в отличие от иных арабских мужчин, расценивающих жену как частную собственность и выстраивающих отношения в повелительном тоне, он полностью доверяет Анжеле и позволяет ей абсолютно все. «Лети хоть на край земли, как почтовая голубка – все равно ко мне вернёшься». Знакомые удивляются, и что это за фокус за такой: бедный простой шофер, и чего она в нем только нашла? Но подобные вопросы возникают лишь оттого, что сами недоумевающие, видимо, никогда не любили. Истинные чувства – они ведь редкость, они как драгоценные жемчужины на дне морском. А нашим Диа и Анжеле и бедность – не помеха, и целая война – не конец света. Кто любит, те везде и мирны и благодушны, они поистине, как птички небесные, которые, по слову Спасителя «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы» (Мф. 6: 26). «Не заботьтесь ни о чем, а живите легко, свободно, чтобы не быть рабами всего того, что хочет поработить вас и лишить подлинной радости, мешая общению с Богом» – вот что значат эти Его слова про птиц. Удивительно, но жизнь Диа и Анжелы действительно похожа на жизнь этих Евангельских птиц. Нет, какая же все-таки невероятная сила родительского благословения!

«Иной раз Диа по две недели без работы сидит, – рассказывает Анжела, – бензин-то не выдают, кризис. Начинает ругаться на всех кому не лень, а я ему: «И кому какая польза от ругани твоей»? А он подумает-подумает… И действительно, какая польза? Глянет на меня, да и умягчится. Не любим мы, когда в доме немирно.

Электричества нет, из холодильника всё пришлось выбросить. «Ну что поделаешь, – размышляю, – с голоду пока не умираем, вот и слава Богу, уже хорошо». Так и живём день ото дня. Друг дружку бережём».

…Помню один раз, видя, как трудно приходится моим друзьям в войну, я вдруг спросила Анжелу, не жалеет ли она о своей судьбе:

– Анжела, а ведь все могло сложиться совсем иначе. Ты могла бы выйти замуж за другого и жить счастливо у себя на родине, в Молдавии. А здесь, что? Страну жестоко уничтожили, будущего-то у вас, наверное, и нет.

– Нет, Мариичка. Вот сказал бы сейчас Бог, начинай жизнь заново. А я бы все равно с Диа осталась, – отвечает, а глаза светлые-светлые, это оттого что правду говорит.

Вот и светится она моя Ангел-Анжела посреди сирийских руин, как маленькое славянское солнце, что аж издалека видно. Вот такая она, настоящая Любовь, которую в золотых дворцах не сыщешь…

Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Мономенова
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Третий храм против Третьего Рима
Об иудеях, машиахе и апокалипсисе: немного методологии
21.03.2024
Ледяные джунгли Тобольска
По следам путешествия в Сибирь
29.02.2024
Куда делась головная колонна РПЦ с хоругвью?
Русская Православная Церковь имеет все шансы стать флагманом для консервативных христиан во всем мире
31.01.2024
Все статьи Мария Мономенова
Война в Сирии и Ираке
Бриллиант Ближнего Востока!
О значении Сирии для России в День празднования независимости
17.04.2024
«Всё, что можно сделать, кроме ядерной войны, они постараются сделать»
Иран будут пытаться расшатывать изнутри, обкладывать санкциями, наносить удары по иранским прокси
16.04.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
Сможет ли Иран победить?
После израильского нападения на дипломатическое представительство Ирана в Сирии мир стремительно катится к прямой войне между Ираном и Израилем
06.04.2024
«Наступили удивительные времена»
Монополия американского доллара на мировых рынках чёрного золота стала реально слабеть
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25