Вице-премьер Татьяна Голикова, приветствуя участников международной онлайн-конференции «Духовная помощь больничных священников (капелланов) в медучреждениях: право, психология, организация», заявила, что Правительство готово содействовать развитию в России института больничных священников, передаёт «Интерфакс-Религия».
«Правительство России готово оказывать этой работе всемерную поддержку», - подчеркнула Голикова.
Она добавила, что данная конференция также «послужит одним из важных шагов на пути становления в России института больничных капелланов».
По словам вице-премьера, Россия имеет богатую историю взаимодействия и сотрудничества врачей и духовенства, издревле на Руси в центре больниц располагался храм, а за каждым лечебным учреждением был закреплен священник.
«К сожалению, эта добрая традиция была утрачена. Но сейчас благодаря усилиям министерства здравоохранения России, Синодального отдела по благотворительности и при поддержке министерства труда и социальной защиты России ведется работа по развитию больничного служения. В данном направлении учитывается передовой зарубежный опыт», - добавила Голикова.
Вице-премьер также отметила помощь Русской Церкви в период пандемии, «когда посещение священниками больных способствовало благоприятному течению болезни и удачному исходу лечения».
Заявление Голиковой прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, профессор протоиерей Сергий Филимонов:
Во-первых, в России до революции не было больничных священников. Больничные капелланы – понятие западное. Институт больничных капелланов развивался за рубежом, где были тюремные и военные капелланы. Больницы окормляли разные священники, как это сейчас и происходит.
Во-вторых, создание школы медицинских капелланов должно быть связано с отдельным финансированием. Если капелланы или больничные священники будут включены в состав (штат) лечебных учреждений, тогда они будут иметь возможность оказывать свою помощь.
Дело в том, что это не такое простое дело.
Когда я ознакомился с сетью капелланов в Европе — в Великобритании и Португалии, то оказалось, что у них на социально-государственном уровне закреплены медицинские капелланы разных вероисповеданий. Это связано с тем, что в больницах находились люди самых разных конфессий, и они могли получить соответствующую помощь от капелланов. В Европе в силу толерантности сделаны такие разработки, которые практически сводят работу капеллана на секулярный уровень. У них нет понимания того, что есть духовность, душевность и так далее. На Западе большая путаница в понятиях в связи с тем, что они в своё время отошли от святоотеческой традиции.
Безусловно, священники в больницах — это правильное и полезное дело. Многие священники сейчас окормляют больных в больницы. Если будет создаваться такое учреждение как институт капелланов или священников, то это принесёт очень большую пользу. Тогда священники не будут своими среди чужих и чужими среди своих, и не надо будет проситься, чтобы прийти в больницу, они будут оказывать помощь изнутри, находясь в штате.
Поэтому на государственном уровне должны быть закреплены возможности и права этих больничных священников, чтобы все это было реализуемо. Должны быть выделены соответствующие средства для оплаты труда священнослужителей. Потому что священник не Святым Духом живёт и он не космонавт, не в воздухе находится.
Лет 10-15 назад, когда я занимался этими вопросами, меня просили найти священника для служения в хосписе. Прежде чем доложить митрополиту, я спросил в хосписе: «Как священник будет существовать, на каких началах, у него будет ставка, будет ли он включён в штат?». В ответ я услышал: «А что, разве это надо? Разве священник нуждается в чём-то?».
Со стороны светских организаций, государственных учреждений непонимание того, что капеллан должен быть официальной штатной структурой. Это требует большой проработки вопросов, связанных со штатными структурами, иерархичности. Многие моменты должны быть отработаны.
Если священники в больнице будут находиться в штате, заниматься подготовкой больных душевно и духовно, сопровождать больных — это будет очень большой поддержкой, как с духовной, так и с психотерапевтической точки зрения. Многие люди получат поддержку.
Однако возникает вопрос: как быть с мусульманами или иудеями? Например, когда я был за рубежом в госпитале, в Кардифе в центральной больнице было около 30 капелланов различных направлений, и все они поддерживались государством.
А как будет у нас? Кого будет поддерживать государство? Только православных священников или будет группа священнослужителей разных религиозных исповеданий? Как они будут между собой взаимодействовать? Возникает много вопросов, которые надо очень серьёзно и глубоко прорабатывать. С разбега их не разрешишь.
Опираясь на зарубежный опыт, должен сказать, что общаясь с зарубежными капелланами, которые находились в различных учреждениях, они, во-первых, были подчинены законодательствам тех государств, в которых они служат; во-вторых, многие из них, с кем я общался, были достаточно секуляризированными людьми, и для них это было не служением Богу, а просто работой, которая была низведена на совершенно бездуховный уровень. Поэтому здесь есть очень много подводных камней и опасностей,
Еще есть один момент — капелланы за рубежом основывают свою деятельность не на святоотеческом учении. То, что понимаем мы, говоря о служении и спасении души, о душевности и духовности, у них понимается совершенно по-другому. У них совершенно другие понятия, потому что капелланы относятся к тем конфессиям, которые утратили святоотеческую преемственность. Они основываются на тех религиозных воззрениях, которые существуют на данный момент.
Когда мы занимались с преподавателями, проходили курс обмена опытом, были такие моменты, когда нам приходилось объяснять преподавателям, что они не совсем верно понимают, что такое духовность. У нас это называют душевностью, а у них — духовностью. Таким образом, они путают основополагающее понятие, которое связано с молитвой, Таинствами Церкви, подготовкой к Вечности.
Поэтому на Западе действия капелланов сведены даже не к религиозному, а к душевному утешению, успокоению. Это совершенно другой пласт работы, другая плоскость, не такая глубокая, как у нас. У нас задача священника — подготовить человека к Вечности, подготовить к Таинствам, совершить Таинства. А в Европе Таинства отсутствуют.
Мы можем использовать их опыт, но не переносить его эмпирически на нашу почву, потому что у нас совсем другая почва и другая не утерянная традиция.
У будущих капелланов обязательно должны быть медицинские знания. В семинариях преподается такой предмет как «Пастырская психотерапия», «Пастырская психиатрия». Еще архимандритом Киприаном (Керном) были написаны книги. Почему? Во-первых, в храмах священнослужители сталкиваются с людьми разных технологических направлений; во-вторых, храм посещает очень много людей с психическими изменениями. Поэтому священнослужителям в наших семинариях преподают элементарные вещи, на которые они должны ориентироваться и правильно строить отношения с больными людьми — психически и психотерапевтически. Есть такой предмет как «Пастырская психология».
Если говорить о военном священстве, то возникает вопрос: как священник может служить в десантных войсках, если он не умеет прыгать с парашютом и во время учений не развёртывает полковой медицинский пункт, полковую церковь? Как он будет служить на корабле, если он не был на корабле и не погружался на подводной лодке? Обязательно должны быть знания.
Чтобы участвовать в больничном служении, священнику надо знать специфику — особенности заболеваний, надо иметь элементарные медицинские знания. Это может быть дополнительная подготовка после семинарии, которая позволит священнику адаптироваться к служению в лечебном учреждении, если батюшку не сменят. Потому что у нас часто священников переводят с места на место, дают им какие-то другие обязанности.
Поэтому надо понимать, кому священник будет подчиняться. Если он будет подчиняться больнице, будет входить в её штат, то это одно, если он будет подчиняться структурам священноначалия Церкви, то это другое. А если капеллана переведут на другое место, то придется его дело осваивать другому батюшке.
Поэтому много вопросов требуется отработать, чтобы институт капелланов заработал. Абсолютно правильно, что должно быть восстановлено и полковое священство, морское священство, как это было раньше. Оно приносило много пользы. Сейчас этой системы практически нет. Наверное, время пришло воссоздавать. Поживём — увидим!