Почему нет ресурсов на развитие бизнеса? Причин может быть множество. И одна из главных причин, что абсолютно не работают механизмы кредитования. По существу, высокие процентные ставки отсекают производительный Малый и Средний бизнес. Этих фирм очень немного, но они есть. И, конечно, им тяжело. В основном они ориентируются на собственные средства, которых тоже ограниченный объем – сколько зарабатывают и всё. Поскольку денежно-кредитная политика проводится такая, что кредитование дорогое, процентные ставки высокие, то, по существу, бизнес в России долгие годы развивался за счет собственных средств. Хотя, видите, у нас малый бизнес связан в основном с услугами, купи-продай, грубо говоря. Торговля в валовой добавленной стоимости примерно 27-30%, услуги примерно 70%.
Хотя есть, конечно, отдельные малые предприятия внедренческие и инновационные. Но их доля невысока. То есть основная причина недостатка финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса - дорогой авансовый капитал, то есть высокие процентные ставки по кредитам, а также затруднённые механизмы его получения и имеющиеся некоторые рыночные ограничения.
Если говорить системно о причинах проблем в части финансирования бизнеса – это институциональные проблемы работы денежно-кредитной системы и изменения в правилах функционирования предприятий. Например, торговое дело характеризуется относительно высокой рентабельностью и все-таки меньшими рисками, чем малое инновационное предприятие, где внедряются, предположим, инновации в гальванике или в термодиффузии. У этой малой фирмы рентабельность будет низкая 5-7%, а риски высокие. И вот для этой малой фирмы внедренческой, инновационной нужен авансовый капитал. Но если ставка 12-14%, а рентабельность у нее 7%, то автоматически возникают проблемы. Влияют и правила функционирования, включая предоставление кредитов, налоги и прочее.
Что касается источников развития, то их, по большому счету, два. Собственные средства и заемные, то есть авансовый капитал. Если кредитная ставка повышается, обслуживание кредита становится дороже. И многие хозяйствующие субъекты отказываются от таких заемных средств либо не могут выполнить свои обязательства по уже взятым кредитам. По разным видам кредита ставка также колеблется в указанных рамках, но в среднем она выше рентабельности для целого набора видов деятельности или близка к ней.
Существует проблема и антиинфляционной политики. С помощью корреляционно-регрессионного анализа, например, выявлено, что тесной детерминирующей связи для России нет – между инфляцией и процентной ставкой, хотя с ростом инфляции процент поднимали, как бы в фарватере роста цен повышали и цену на кредит, но, мотивируя борьбой с ростом цен, поднимали одну из них. Это смешно, но это факт. Повышать кредитную ставку и делать деньги дорогими можно в том случае, если инфляция монетарная. Монетарная инфляция возникает по причине неконтролируемого роста денежной массы. Грубо говоря, денег становится больше, чем товаров, которые можно на них купить. Происходит обесценивание денежной единицы и повышаются цены – инфляция.
Если в России природа инфляции не монетарная, а это так, то, конечно, давить экономику монетарно – повышать процентную ставку, причём резко и высоко, нельзя.
У нас рост цен провоцируют не монетарные факторы - это увеличение тарифов монополий, олигопольная структура экономики и рынков, повышение ключевой ставки. То есть, имеется инфляция издержек.
Проводимая политика гашения инфляции и приводила к снижению доходов, хотя основная причина - не эффективно развивающаяся экономика. Высокий темп не может быть обеспечен исключительно доминированием сервисных секторов. Обработка деградирует. Низкий технологический уровень затрудняет развитие внутренних рынков и наращение доходов.
Сложились две причины стагнации. Первая – снижение динамизма инвестиций. Мы имели 4 года инвестиционный спад. В 2013-2016 гг., инвестиции в основной капитал имели отрицательную динамику. Вторая – кризис реальных располагаемых доходов, тоже на протяжении 7 лет снижение или отсутствие ощутимого роста. Тем самым мы имели проблемы с двумя локомотивами роста. Это и обусловило стагнацию. Конечно, данная динамика стала прямым следствием проводимой экономической политики – сдерживания развития.
Кроме того, таргетирование вносит весьма ощутимую лепту в эти события.
Таргетирование, как оно проводится в России, – это показательный провал монетарной политики. Оно создаёт диспропорцию в совокупном спросе и предложении, фиксируя её. Высокий процент затрудняет инвестиции в производство, но поощряет спекулятивную компоненту в экономике. В условиях повышения кредитной ставки рентабельность предприятия невозможно обеспечить.
Выпуск может даже сократиться, сохраняя проблему инфляционного давления. Так можно попасть и в ловушку таргетирования.
Нужна же политика поддержки новых технологий, реального сектора, сектора услуг, бизнеса в целом.
В России сегодня нет какого-то заоблачного прироста потребительского спроса, чтобы его сдерживать монетарно. Надо стимулировать бизнес к выдаче продукции и расширению своей работы. Это главное.
Олег Сергеевич Сухарев, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН