Ровно четверть века назад, 15 сентября 1996 года, в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских мужской хор «Оптина Пустынь» отслужил свою первую литургию. Коллектив был создан несколькими месяцами ранее – вскоре после передачи Введенской Оптиной Пустыни храма Успения Пресвятой Богородицы на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию Русской народной линии.
Середина 1990-х – не самый простой период в жизни нашей страны, но именно тогда в обществе вспыхнул интерес к отечественной истории, к восстановлению и реставрации работ величайших мастеров древнерусской иконописи – Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Возможно, поэтому третьекурсник Петербургской консерватории Александр Семёнов, получив предложение создать на подворье Оптиной Пустыни профессиональный хор, подобрать певчих и определиться с репертуаром, ориентировался на утонченную и самобытную эстетику средневековой Руси.
Перенимать опыт на тот момент было просто негде: коллективов, которые всерьез изучали бы древнерусское певческое наследие, было крайне мало. Так что материал для певческих книг собирался по крупицам: чем-то поделились знакомые регенты, что-то удалось найти в поездках по монастырям и храмам. Помогло и глубокое профессиональное погружение в тему: диплом, который Александр Семёнов в то время писал в консерватории, был посвящен влиянию древнерусских распевов на творчество величайших отечественных композиторов, в частности, Сергея Рахманинова.Однако работа по восстановлению древнего монашеского пения этим не ограничилась: чтобы сформировать клиросную библиотеку, пришлось заказывать специалистам расшифровки древних рукописей, а затем опробовать песнопения за богослужением. Этим хор продолжает заниматься до сих пор.
Александр Семёнов
Постепенно регент Александр Семёнов обрел собственный, как говорят в музыкальном мире, творческий почерк, а его коллектив – поистине уникальный репертуар. Сегодня за богослужением на Успенском подворье звучит не только знаменный распев – основа русского церковного пения, но и песнопения восточно-христианских традиций и раннего русского многоголосия, монастырские распевы, а также собственные обработки церковных распевов и произведения церковных композиторов, в том числе современных. Стилистические рамки выдержаны безупречно: сложившаяся певческая традиция одновременно сложна, гармонична и самобытна, а на подворье возникла особая атмосфера, благодаря чему многие петербуржцы приезжают на богослужения на Васильевский остров через весь город.
Будучи профессиональным дирижером, Александр Семёнов неустанно следит за соблюдением высоких стандартов звучания. «Мы чувствуем ответственность перед творцами песнопений – неважно, какого они века, – и перед собой», – пояснил он в одном из интервью. Оттого и к подбору певчих отношение более чем серьезное: в состав хор «Оптина Пустынь» входят только солисты-профессионалы, выпускники разных факультетов Санкт-Петербургской консерватории. В хоре поют заслуженный артист России, солист Государственной певческой Капеллы и Мариинского театра Владимир Миллер (бас-профундо); лауреаты международных конкурсов Александр Горбатенко (контртенор), Дмитрий Шишкин (бас) и Борис Петров (баритон); Андрей Иванушкин (регент, тенор), Виктор Хапров (бас), Никита Черников (тенор), Иван Егоров (тенор), Сергей Григорьев (регент, бас).
Широкий диапазон голосов и высочайший профессионализм певчих, безусловно, расширяют исполнительские возможности коллектива. Поэтому богослужебная и исследовательская деятельность музыкантов уже вскоре после создания хора дополнилась концертами.
«Прекрасно, что хоровая православная музыка сегодня – и уже давно – звучит не только в рамках церковного обихода, но и в форме светских концертов, и мужской хор «Оптина пустынь» – один из коллективов, неустанно несущих эту музыку многоликой слушательской пастве. Голоса слагающих его певчих – словно живой и единый музыкальный инструмент: его настройка доведена до истинного совершенства, а его технические горизонты владения различными исполнительскими стилями практически безграничны», – написал в рецензии на концерт XХ Московского Пасхального фестиваля музыкальный критик Игорь Корябин.
За 25 лет хор «Оптина Пустынь» объездил с гастролями десятки российских городов и выступал в двадцати странах. Русское церковное пение в исполнении хора звучало в храмах и концертных залах Бельгии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Китае, Колумбии, Македонии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Сербии, Черногории, Украине, Финляндии, Франции, Швеции и Эстонии.
В концертный репертуар коллектива, помимо православных церковных песнопений, входит духовная музыка русских и зарубежных композиторов, романсы и народные песни. Хор подготовил ряд тематических рождественских, великопостных и пасхальных программ, а также программы «Тысячелетие русского богослужебного пения», «Любовь святая», «Пение древней Церкви», «Распевы хора Государевых певчих дьяков» с песнопениями времен Ивана III, Ивана IV, Федора Иоанновича, Алексея Михайловича и Петра I и многие другие. Хор выпустил 15 сольных альбомов и совместный с итальянским оркестром I SolistiVeneti диск на лейбле Warner Music.
Впрочем, Александр Семёнов считает гастроли хора закономерным продолжением пения за богослужением. И дело не только в просветительском аспекте, хотя популяризация русской истории и культуры, в том числе за рубежом, – дело важное и нужное. Певчие хора отмечают, что концерты развивают их в профессиональном плане. А желание постоянно развиваться, меняться, осваивать новое – пожалуй, одна из ключевых составляющих жизнеспособности творческого коллектива. Наряду, разумеется, с талантом.
Словом, основная задача хора – пение на богослужениях и исследовательская деятельность. Александр Семёнов часто повторяет, что мечтает о начале системной работы по возрождению древнерусских певческих стилей, об оцифровке всех певческих рукописей из отечественных библиотечных фондов, о появлении сводного каталога древних песнопений, о совместной работе специалистов над созданием базы выверенных расшифровок. Одним энтузиазмом здесь не обойтись: нужна финансовая поддержка государства, бизнеса, а возможно, и самой Церкви. Появление такой базы радикально расширило бы возможности ученых и перевело бы на принципиально новый уровень современное знание о древнерусской певческой традиции.
Хочется надеяться, что когда-нибудь все так и будет. А пока регент и его певчие продолжают ежедневно работать. Никуда не торопясь. Уверенно. Вдохновенно. Добиваясь на каждом этапе высочайшего качества. Наверное, именно так и нужно делать дело, которое однажды было выбрано делом всей жизни. Как буквально на днях заметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, бережное хранение веры, кропотливый созидательный труд и развитие талантов, которыми одарил Господь, составляют подлинный потенциал Святой Руси.